Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 10:47, дипломная работа
Актуальность исследования. В современных условиях жизни постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива и стилей управления. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Совершенствование эмоционально - психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения стилей руководства и социально-психологического климата в коллективе……………………
10
1.1. Теоретический обзор понятия «стиля управления» и его сущность……………………………………………………………………
10
1.2. Социально-психологический климат коллектива как предмет
исследования в социальной и организационной психологии………..…
17
1.3. Влияние особенностей личности руководителя на социально - психологический климат коллектива…...…………………………..……
31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля управления и эмоционально-психологического климата организации ………………
40
2.1. Организации эмпирическое исследование взаимосвязи стиля управления и эмоционально-психологического климата организации и методики исследования.…….…………………………………………..
40
2.2. Результаты и анализ эмпирического исследования
взаимосвязи стиля управления в организации и эмоционально-психологического климата, коллектива двух организаций ЗАО «534 Управление начальника работ» и рекламного агентства «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS)……...……………………………………………...
49
2.3. Рекомендации по результатам эмпирического исследования
взаимосвязи стиля управления в организации и эмоционально-психологического климата, коллектива двух организаций ЗАО «534 Управление начальника работ» и рекламного агентства «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS)……………………………………………..............
60
Заключение………………………………………………………………... 63
Список использованной литературы…………………………………….. 67
Приложение
83% обследуемых по нашим данным имеют достаточно адаптивное поведение по этому критерию,и было выделено 17% сотрудников с умеренно – адаптивным социальным поведением.
По данным методики, мы отнесли 70% сотрудников компании «534 Управление начальника работ» к людям, которые склонны к сотрудничеству, кооперации, гибки и компромиссны при решении проблем и конфликтных ситуаций. Для которых характерно стремление быть в согласии с окружающими, следовать условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с другими. И 30% сотрудников, были охарактеризованы как дружелюбные и любезные, ориентированы на принятие и одобрение со стороны окружающих их людей, стремящихся удовлетворить требования всех, «быть хорошими» без учета ситуации. Имеют развитые защитные механизмы подавления и вытеснения.
Причем 71% сотрудников, мы определили, как люди с адаптивным поведением по данному параметру, 26% с умеренно – адаптивным социальным поведением, 3% - с экстремальным поведением.
Исходя из полученных данных, по методики Т. Лири, у 70% сотрудников были выделены черты альтруистического типа: они ответственны, деликатны, мягки, эмоциональное отношение проявляется в симпатии, сострадании, умеют подбодрить и отзывчивы. У 30%, альтруистические черты проявляются более гипертрофированно: они гиперответственны, стремятся помочь и сострадать всем, навязчивы в своей помощи и слишком активны по отношению к окружающим.
70% испытуемых, по нашим данным попадают в категорию сотрудников имеющих адаптивное поведение по данному показателю, 7% с умеренно – адаптивным поведением, 23% - с патологичным поведением.
Рассчитывая средний показатель выраженности критериев методики Т. Лири, мы пришли к выводу, что 63% процентам трудового коллектива ЗАО «534 Управление начальника работ» присуще адаптивное социальное поведение, такие люди достаточно лабильны, социализированы, 28% обследуемых имеют умеренно адаптивное социальное поведение и 9%, это те сотрудники, чье поведение можно характеризовать как экстремальное, вплоть до патологических проявлений.
По результатам тестирования по методике Т. Лири получены следующие данные компании «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС»:
В большей степени мы можем говорить о сотрудниках этой компании, а это 93% - как об уверенных в себе людях, упорных и настойчивых, но не обязательно лидерах. 7 % - энергичные, компетентные, успешные в делах, любят давать советы, требуют к себе уважения и могут быть авторитетными лидерами. Вся группа сотрудников, после проведенной работы были разделены и по выраженности данного качества в поведенческих потернах респондентов, в связи с чем, 93% сотрудника имеют адаптивным поведением, и 7% - с умеренно – адаптивным поведением.
После анализа результатов по данному показателю, у 93% сотрудников эгоистические черты, ориентированы на себя и имеется склонность к соперничеству. 7% сотрудников стремятся быть над всеми и в тоже время остаются в стороне, расчетливые и самовлюбленные, себялюбивые. Трудности любят перекладывать на других, хвастливы и заносчивы. Данный критерий вырвжен у 93% сотрудников в адаптивном поведении, 7% - можно констатировать умеренно – адаптивное поведение.
По данному показателю 94% сотрудников обладают настойчивостью, упорством и энергичностью. 6% - требовательны, прямолинейны, откровенны, строги в оценки других, непримиримы, склонны обвинять во всем окружающих, ироничны и раздражительны. В их числе 94% сотрудников с адаптивным поведением, 3% - с умеренно – адаптивным поведением, 3% - с экстремальным поведением до патологии.
Результаты
диагностики позволили нам
Анализируя данный показатель, 33% сотрудников скромны, эмоционально сдержаны, способны подчинятся и честно выполняют свои обязанности. И 67% сотрудников «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» покорные и склонные к самоуничижению. Говоря о степени выраженности данного критерия в поведении испытуемых, мы отнесли 33% к адаптивному поведению, 54% к умеренно – адаптивному поведению, 13% - к экстремальному поведению до патологии.
По данному критерию, к умеренно зависимому типу мы отнесли 53% испытуемых, эти люди достаточно конформны, мягки, ожидают помощи и советов, доверчивы и вежливы. 47% имеют склонность к беспомощности и боязливости, не умеют проявить сопротивление, считают, что другие всегда правы. В том числе 47% сотрудников с адаптивным поведением, 53% с умеренно – адаптивным поведением.
После анализа результатов по данному показателю, 70% сотрудников «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» склонны к сотрудничеству, кооперации, гибки и компромиссны при решении проблем и конфликтных ситуаций, стремятся быть в согласии с окружающими, следуют условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с другими. И 30% сотрудников дружелюбны и любезны со всеми, ориентированы на принятие и одобрение всеми, стремятся удовлетворить требования всех, «быть хорошими» без учета ситуации. Имеют развитые механизмы подавления и вытеснения. В том числе 70% с адаптивным поведением, 27% с умеренно – адаптивным поведением, 3% - с экстремальным поведением до патологии.
Исходя из полученных данных, у 50% сотрудников были выделины черты альтруистического типа: они деликатны, ответственны, мягки, эмоциональное отношение проявляется в симпатии, сострадании, умеют подбодрить и отзывчивы. 50% - гиперответственны, стремятся помочь и сострадать всем, навязчивы в своей помощи и слишком активны по отношению к окружающим. Причем 50% с адаптивным поведением, 47% с умеренно – адаптивным поведением, 3% - с экстремальным поведением до патологии.
Рассчитывая средний показатель выраженности критериев методики Т. Лири, мы пришли к выводу, что 73% процентам коллектива «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» присуще адаптивное социальное поведение, такие люди достаточно лабильны, социализированы, 24% обследуемых имеют умеренно адаптивное социальное поведение и 4%, это те сотрудники, чье поведение можно характеризовать как экстремальное, вплоть до патологических проявлений.
Теперь рассмотрим данные по методике Т. Лири «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» в сравнении с компанией ЗАО «534 Управление начальника работ».
Сравнительная таблица критериев по методике Т. Лири «Изучение межличностных отношений» в двух компаниях ЗАО «534 Управление начальника работ» и «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» Таблица №1
Сингл | Медиа | Сингл | Медиа | |||||||||
Выс
% |
Сред
% |
Выс
% |
Сред
% |
1
% |
2
% |
3
% |
1
% |
2
% |
3
% | |||
авторитарный | 50 | 50 | 93 | 7 | 50 | 43 | 17 | 93 | 7 | |||
эгоистичный | 56 | 44 | 93 | 7 | 56 | 31 | 13 | 93 | 7 | |||
агрессивный | 56 | 44 | 94 | 6 | 56 | 31 | 13 | 94 | 3 | 3 | ||
подозрительный | 50 | 50 | 100 | - | 50 | 43 | 7 | 100 | ||||
подчиняемы | 67 | 33 | 33 | 67 | 68 | 26 | 6 | 33 | 54 | 13 | ||
зависимый | 83 | 17 | 55 | 47 | 83 | 17 | 47 | 53 | ||||
дружелюбный | 70 | 30 | 70 | 30 | 71 | 26 | 3 | 70 | 27 | 3 | ||
альтруистический | 70 | 30 | 50 | 50 | 70 | 7 | 23 | 50 | 47 | 3 | ||
Средний показатель | 63 | 28 | 9 | 73 | 24 | 3 |
, где 1 – адаптивное поведение по исследуемому критерию,
2
– умеренно-адаптивное
3- экстремальное поведение.
После сравнительного анализа, обеих организаций (исходя из таблицы №1) можно сделать вывод, что в «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» процент сотрудников с адаптивным поведением на 10% больше, чем в ЗАО «534 Управление начальника работ», а людей с поведением экстремальным вплоть до патологии меньше на 7%, чем во второй организации.
Кроме того, нами был сделан корреляционный анализ с использованием Критерия Манна – Уитни, что позволило нам выявить различия в значении параметра между нашими выборками [51].
Как
видно из приложения №4, при критическом
значении для нашей выборки –
317, значимыми показателями стали
такие параметры как
По
результатам анализа теста
По результатам методики оценки психологической атмосферы в коллективе А. Ф. Фидлера (См. Приложение 6) было выявлено, что в организации с преобладанием коллегиального стиля управления выражены все показатели СПК. В организации с директивным или авторитарным стилем управления можно заметить разногласия: присутствует враждебность, несогласие, холодность в коллективе, значительная несогласованность, недоброжелательность, что подтверждается и результатами диагностики межличностных отношений, где, мы видим, что личные интересы и амбиции превыши всего. Кроме того сотрудники организации «534 Управление начальника работ», менее охотно шли на контакт с испытуемым, больше беспокоились об анонимности ответов и т.д., в то время как сотрудники другой компании, с исследователем шли на контакт охотно. В беседах с ними было заметное оживление, высокая активность, креативность высказываний.
В коллективе с авторитарным стилем управления СПК отличается от СПК коллектива с демократическим стилем, но по показателю «продуктивность» обе организации практически сходятся.
Таким образом, мы можем говорить о том, что наша гипотеза, суть которой в том, что существует взаимосвязь доминирующего стиля управления и социально-психологического климата коллектива.
- на предприятии, где руководитель с демократическим стилем управления, присутствует благоприятный социально-психологический климат;
-
на предприятии, где руководитель с авторитарным
стилем управления присутствует средней
благоприятности социально-психологический
климат, подтверждается.
2.3.
Рекомендации по
результатам эмпирического
исследования
взаимосвязи стиля управления
в организации и эмоционально-психологического
климата, коллективов
двух организаций
ЗАО «534 Управление начальника работ» и
рекламного
агентства «Медиа
Юроп энд ЭС-ЭС»
(ME&SS)
По результатам проведённого эмпирического исследования нами были разработаны и предложены следующие практические рекомендации для руководителей и работников по оптимизации взаимосвязи стиля управления и эмоционально – психологического климата в коллективе:
1. Руководителям организаций ЗАО «534 Управление начальника работ» и «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» стоит обратить особое внимание к «проблемным» сотрудникам данных коллективов, необходимо повысить уровень их мотивации, направленную на продуктивную деятельность, возможность профессионального и личностного развития, взаимодействия, настроить на доброжелательность, общительность, взаимопомощь. Данная работа требует индивидуально-личностного подхода со стороны руководителя, к проблемным сотрудникам и, скорее всего, необходимо привлечь менеджера по персоналу или психолога-консультанта по коррекционной работе, управлении персоналом и оптимизации отношений в коллективе.
2. Каждый сотрудник, охваченный исследованием, имеет право на консультацию психолога, проводящего опрос. Одним из направлений беседы может быть помощь в разрешении конфликтных ситуаций в коллективе, путём повышения уровня коммуникативных и организаторских склонностей и развития уровня профессионального взаимодействия.
Информация о работе Взаимосвязь стиля упраления и эмоционально- психологического климата