Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:01, реферат
Историю управления можно разделить условно на два периода: 1) наличие практики управления; 2) управление, как научная дисциплина. Фактически первый период длился до начала XX в., т.е. управление существовало, но его характер иструктура сильно отличались от сегодняшнего управления. Объяснить этот факт возможно, если обратиться к сравнению сегодняшних организаций с организациями, существовавшими в древности
Для активного развития экономики России Витте весьма разумно использовал на практике 2 объективных фактора того периода: дешевизну капиталов на Западе, в связи с чем он продолжил процесс привлечения капитала с помощью конверсий, начатый его предшественником и приведший к поступлению в Россию более полутора миллиардов капиталов, и аграрный кризис, в результате которого образовалась масса дешевой рабочей силы. Эти факторы и явились основой бурного промышленного подъема 90-х гг., получившего название «эра Витте». В 1903 г. Витте был назначен председателем кабинета министров.
В августе 1905 г. благодаря его незаурядным и дипломатическим способностям был заключен Портсмутский мир с Японией, который, по всеобщему признанию, после такого жестокого поражения был куплен Россией весьма дешево: Япония получила половину Сахалина и права на Ляодунский полуостров. В этой связи в придворных кругах Витте называли «графом Полусахалинским». В 1905 г. он направляется в Западную Европу и Америку добиваться займа, в котором Россия так остро нуждалась после поражения в войне с Японией. Витте был восторженно принят Вильгельмом II, который пытался предотвратить русско-английский союз против Германии. Авторитет Витте содействовал получению в столь трудное для России время солидных займов во Франции и других западных странах.
В октябре 1905 г. была произведена реорганизация Совета Министров, председателем которого был назначен Витте. Однако в результате интриг, в которых активное участие приняли такие приближенные к царю фигуры, как Трепов и Дурнов, в апреле 1906 г. Витте была предложена отставка. Последние годы жизни он в основном провел за границей. Преемником Витте в экономике по праву считается П.А. Столыпин.
Известность
получила и научно-литературная деятельность
Витте. Ему принадлежат книги
«Принципы железнодорожных
2.
Необходимость и основное содержание
аграрной реформы П.А. Столыпина
Организаторская деятельность П.А. Столыпина включала в себя проведение целой серии реформ (аграрной, переселенческой и др.); преобразование местного самоуправления; введение всеобщего начального образования; введение земства в западных губерниях. Однако всемирную известность принесла ему земельная реформа, носившая общенациональный характер и направленная на оздоровление и возрождение всех сфер жизни российского общества.
В конце XIX – начале XX вв. в России распределение земли между основными сословиями было крайне неравномерным и несправедливым. К 1905 г. в европейской России имелось 430 млн. га пригодной для земледельцев почвы, из которых 168 га занимали государственные, удельные и церковные земли, 152 млн. га – крестьянские надельные и 58 млн. га – помещичьи. Остальными землями владели 490 тыс. крестьян – собственников земли и 85 тыс. мещан, купивших землю. В распоряжении крестьян, таким образом, находилась лишь 1/3 пахотной земли. Причем в различных губерниях количество пригодной земли, приходящейся на каждое крестьянское хозяйство, было далеко нс одинаковым: в Вологодской губернии – 147 десятин на 1 двор, в Архангельской – 1309 десятин, в 14 центральных губерниях – менее 15 десятин, в Полтавской и Подольской губерниях – 8–9 десятин. Динамичное демографическое развитие (15 человек на 1000 жителей) еще более усугубляло поземельные отношения.
Большинство крестьян не могли обеспечить свои самые насущные нужды, о чем свидетельствует рассказ одного из депутатов Думы: «Крестьяне живут чуть ли не совместно со скотом, в одном жилом помещении. Какие у них наделы? Живут они на 1 десятине, на 1/2 десятины, на 1/3 десятины, и с такого малого клочка приходится воспитывать 5-б и даже 7 душ семейства»*.
– Столыпин считал основной причиной низкого уровня жизни крестьян наличие изживших себя помещичьих латифундий и крестьянских общин. Разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности составляло главное содержание земельной реформы. Что касается помещичьего земледелия, то его также необходимо модернизировать в интересах самих же помещиков – снизить их влияние на ведение дел в крестьянском хозяйстве, но сохранить господствующее положение дворянского сословия в российском государстве.
10 мая 1907 г. Столыпин выступает перед депутатами II Думы со своей знаменитой речью, положившей начало аграрной реформе. «Необходимо дать возможность способному трудолюбивому крестьянину. – говорил он, – т.е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная»*. Он разъяснял, что отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека и свободе труда. Проект Столыпина предоставлял свободу выбора для подавляющего большинства населения России.
Столыпин
подверг аргументированной
Столыпин понимал, что для реализации его проекта реформирования аграрных отношений в России необходимы время, финансовые и другие ресурсы, целеустремленный, упорный труд народа и правительства.
Анализируя речь Столыпина и Земельный указ от 9 ноября 1906 г. легко убедиться, насколько злонамеренными были и остаются попытки обвинить Столыпина в насильственном разрушении общинного владения и ограбления крестьянства.
В ходе первого этапа реформы около 200 тыс. семей получили в личное владение около 2 млн. десятин земли. Крестьяне были освобождены от выкупных платежей, обрели право свободною выхода из общины, которым воспользовались около 3 млн. человек – 1/3 общей численности крестьян.
Крестьяне получили право приобретать свободные казенные земли в европейской России, откупать участки у помещиков с помощью ссуд Крестьянского банка, который устанавливал ничтожный процент, а срок возмещения – в 55 с половиной лет. С 1907 по 1915 г. для покупки помещичьих земель, находящихся во владении Крестьянского банка,) крестьянам было выделено ссуд на 421 млн. руб. (напомним, что в то время корова стоила 5–7 руб.). При поддержке банка крестьянами было приобретено и благоустроено свыше 200 000 хуторских хозяйств. С 1906 по 1910 г. крестьяне сверх земель, полученных от общины, приобрели дополнительно свыше б млн. десятин.
Земельный указ от 9 ноября 1906 г. внес определенные ограничения в принцип владения землей. Надельная земля не могла быть продана лицу другого сословия, заложена иначе чем в Крестьянском банке, продана за личные долги, завещана иначе чем по соответствующим правилам. Воспрещалась концентрация в одних руках более 6 наделов. Обычный размер участка у середняка составлял примерно 14–15 десятин.
Качественные перемены в земельных отношениях не замедлили сказаться. С 1909 по 1913 г. производство главнейших видов зерновых культур в России на 28% превышало продукцию Аргентины, Канады и США (ведущих производителей зерна), вместе взятых. Цены на зерно в Европе в 1904–1914 гг. были бы намного выше, если бы масштабы экспорта зерна из России не были столь велики. Можно себе представить их недовольство успехами России и готовность к поддержке левых и правых противников реформы.
Западные монополии и их платные «исследователи» предпринимали всяческие меры, чтобы принизить успехи аграрной реформы в России и роль ее главного разработчика и организатора – П.А. Столыпина.
Американский исследователь Наум Ясный, опубликовавший изрядный по объему труд об истории сельского хозяйства России, при анализе положения в сельском хозяйстве России до первой мировой войны не упомянул об аграрной и переселенческой реформах, так же, как и о деятельности Столыпина на этом поприще. Такова позиция «независимых» и «объективных» американских ученых*.
Итак, проект аграрной реформы и его частичная реализация, осуществленные при непосредственном участии П.А. Столыпина, – крупнейшее социально-экономическое преобразование земельных отношений в России в начале XX в., затронувшее все стороны социальной, экономической и политической жизни тогдашней России и благотворно сказавшееся на ее поступательном развитии.
Нельзя переоценить роль Столыпина в разработке и реализации положений реформы о добровольном переселении крестьян в районы Западной Сибири. Столыпин ставит и решает триединую задачу, обеспечивающую успех переселенческой политики: во-первых, организация местного землеустройства – под переселение передавались лучшие земельные районы Западной Сибири – земли кабинета Его Императорского Величества: во-вторых, прокладка железных и 1 1 500 верст грунтовых дорог и массовый выпуск так называемых столыпинских вагонов, которые отличались от обычных тем, что задняя их часть предназначалась для крестьянского инвентаря и скота: в-третьих, предоставление переселенцам льготных ссуд и кредитов, которые составляли в среднем 165 руб.
Для медицинского обеспечения в районах освоения земель было организовано 416 врачебных и фельдшерских пунктов. Ежегодно услугами 130 врачей и 684 фельдшеров пользовались до 1 357 000 человек.
Много
усилий приложили Столыпин и его
единомышленники по оказанию помощи
крестьянам-переселенцам в приобретении
улучшенных пород племенного скота
и птицы, организации
Переселение в районы Сибири и другие малоосвоенные территории России значительных масс населения центральных губерний решало важную общенациональную стратегическую задачу – укрепление обороны страны. Если за 300 лет владения Россией Западной Сибирью в ней поселилось 4,5 млн. человек, то за 15 лет ее население увеличилось (за счет переселения) на 3 млн. человек, из которых более 1,5 млн. человек переселились в эти районы в течение 1907–1909 гг.
Во многих публикациях до сих пор утверждается, что аграрные преобразования, осуществленные под руководством Столыпина, не принесли желаемых результатов. Израильский историк М. Конфин пишет, что программа Столыпина «была утопична своей переоценкой царской бюрократии и недооценкой силы крестьянского общества»*. Российский историк П.Н. Зырянов фактически поддерживает эту оценку деятельности Столыпина: «Ему не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников.
Так что можно говорить об общей неудаче столыпинской аграрной реформы. При все этом игнорируются впечатляющие факты роста производства зерна, мяса, масла и других продовольственных продуктом как результат реформирования аграрных отношений в России: d 1912 г. из России было вывезено в Англию масла на 69 млн. руб., что превышало (в рублях) в 2 раза стоимость годовой добычи сибирского золота, в 1913 г. потребление мяса в городах России составляло S8 кг на душу населения; при этом в Москве – 87 кг, Петербурге – 91,1 кг, во Владимире и Вологде – по 107,5 кг, в Воронеже – 147,7 кг (в США в настоящее время аналогичный показатель в среднем составляет 120 кг); еще большие объемы потребления мяса на душу населения отмечались в городах Сибири и Дальнего Востока.
Министр земледелия России А.Н. Наумов, выступая перед депутатами IV Думы 18 февраля 1.916 г., утверждал, что в империи имеется до 900 млн. пудов избытка главнейших хлебов, т.е. не менее 1/3 годовой потребности – и это в условиях разорительной войны при потере значительных российских территорий!
Если в 1913 г. урожай составил 81,6 млн. т зерна, то после революции лишь в 1925–1926 гг. несколько приблизились к этой цифре – 76,6 млн. т, но уже в 1928–1929 гг. этот показатель снизился до 71,7 млн. т. Производство зерна на душу населения сократилось с 584 кг в 1914 г. до 484 кг в 1928–1939 гг.
В результате переселенческой реформы с 1906 г. до революции 1917 г. в азиатскую часть страны переселилось более 4 млн. человек, которые к 1912 г. освоили за Уралом 31 080 000 десятин земли.
Преобразовательная
деятельность Столыпина в аграрной
сфере была бы еще более успешной,
если бы ему не препятствовали его многочисленные
противники. Именно они были виновниками
его трагической гибели (Столыпин был
убит эсером Д.Г. Богровым) и вовлечения
полуреформированной страны в первую
мировую войну, которая круто изменила
историческую судьбу России.
3.
Программа реформ государственного управления