Условия и факторы возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:01, реферат

Описание работы

Историю управления можно разделить условно на два периода: 1) наличие практики управления; 2) управление, как научная дисциплина. Фактически первый период длился до начала XX в., т.е. управление существовало, но его характер иструктура сильно отличались от сегодняшнего управления. Объяснить этот факт возможно, если обратиться к сравнению сегодняшних организаций с организациями, существовавшими в древности

Работа содержит 1 файл

мен03.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

   По  мнению Мюрдаля, главное в "государстве благосостояния" — это социальная защита населения, под которой он понимал систему законодательных, экономических, социальных и социально — психологических гарантий, равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства — для трудоспособного населения и создание определенного уровня жизнеобеспечения для нетрудоспособных граждан. Создание социальной защиты, по мнению Мюрдаля, предусматривало следующие направления деятельности государства:

   • обеспечение  членам общества высокого прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима; установление привилегий малоимущим и изъятие привилегий у тех, кто в них не нуждается;

   • создание условий, позволяющих гражданам  зарабатывать средства для полнокровной жизни любыми не противоречащими  закону способами;

   • создание условий, обеспечивающих удовлетворение высокого уровня потребностей граждан  в образовании, медицинской помощи и т.д.;

   • обеспечение  благоприятных условий труда  для наемных работников, защита их от негативных воздействий рыночной экономики;

   • обеспечение  экологической безопасности членов общества;

   • защита граждан от преступных посягательств;

   • защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, социального государства;

   • защита от политического преследования  и административного произвола;

   • обеспечение  свободы духовной жизни, защита от идеологического  давления;

   • создание благоприятного социально—психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;

   • обеспечение  максимальной стабильности общественной жизни. Для реализации этих мер социальной защиты необходимо изучать и формировать, воспитывать стремления людей, которые по оценке Г. Мюрдаля, "действительно принадлежат к числу самых важных социальных явлений, и они в огромной степени определяют историю".

Особенности и основные черты японского менеджмента.

Особенности японского менеджмента во многом определяются национальными и культурными  особенностями страны, к которым  относятся:

• гомогенность и традиционная закрытость общества;

• наличие  двух преобладающих религий и  общинности;

• небольшая территория, постоянные стихийные бедствия, отсутствие полезных ископаемых, большая зависимость от импорта сырья и топлива;

• дзенбуддизм, традиции самурайства, клановость, традиции преклонения перед старейшим  авторитетом;

• поражение  во Второй мировой войне, оккупационные войска Америки;

• единение нации после войны, оскорбленное национальное достоинство, разруха, осознание  бизнесом социальной ответственности. Необходимость быстрого развития после  войны;

• нехватка рабочей силы в период быстрого роста. Рабочий класс набирался из деревень;

• острая потребность в новых концепциях и методах управления. Появление  после войны молодого поколения  администраторов с новыми идеями: Хонда, Мацусита, Дойкай. Предпочтение долгосрочных инновационных стратегий  краткосрочным финансовым. Специфика японского менеджмента, учитывающего психологию людей и их социальный статус и позволившего добиться необычных успехов в промышленности, способствовала совершенствованию традиционных методов управления кадрами в других странах с развитой экономикой.

До второй мировой войны в Японии сформировалась особая система отношений между  фирмами и банками (дзайбану), в соответствие с которой крупные фирмы в Японии организованы в небольшое число групп. Каждая группа состоит более, чем из десяти крупных фирм, которые группируются, вокруг крупного банка. В свою очередь, вокруг каждой из крупных компаний группируется большое число (до 100 и более) второстепенных компаний – сателлитов. На них работает от 10 до                100 человек, которые обычно занимаются сборкой узлов или предоставляют услуги, причем только одному своему крупному клиенту. Официально этот тип монополии ликвидирован после войны. В центре группы стоит банк, который имеет много преимущественных прав, в том числе направлять в сателлиты на работу сотрудников предпенсионного возраста. Отсюда стратификация, полная зависимость.

Сегодня в Японии действует кайрацу – объединение фирм в устойчивые финансово-промышленные группы. Из 100 крупнейших фирм 70 являются участниками кайрацу. Это универсальный многоотраслевой концерн (часто с большим удельным весом тяжелой и химической промышленности).

Характерные черты кайрацу:

• наличие  собственной системы финансовых учреждений;

• взаимное владение акциями;

• объединение  групп внутри фирмы для реализации крупных или перспективных проектов;

• наличие  обязательств по взаимным поставкам  внутри кайрацу;

• организация  общей универсальной торговой фирмы;

• наличие  системы регулярных совещаний руководителей  фирм кайрацу. Взаимный обмен сотрудниками разного уровня.

В Японии сформировалась система непрерывно-поточного  производства – канбан. Ее черты:

1. Система  управления производством основана  на принципе нулевых производственных  запасов. Система очень сложна  для практической реализации. Необходимо  поставлять комплектующие не впрок, а именно тогда, когда продукция необходима потребителю, сразу на конвейер. Предприятие получает узлы и детали ежедневно или несколько раз в день.

2. Если  на типичном американском предприятии  производственные запасы обновляются  10–20 раз в год, то при системе канбан – 50–100 раз в год.

3. Стремление  к снижению запасов становится  методом для выявления и решения  производственных проблем. Обнаружив  появление непредусмотренного задела, руководство предприятия обязано  принять решительные действия по обнаружению причины его возникновения и устранению.

4. Накопление  запасов, по своей сути, позволяет  скрыть производственные проблемы  и трудности, такие, как: частые  поломки, остановки станков, низкое  качество продукции, нарушение  ритма и др.

5. Поскольку  при минимизации заделов производство  может быть остановлено из-за  бракованных деталей и узлов,  основным требованием системы  канбан становится «ноль дефектов»  и «ноль запасов».

6. Систему  канбан практически невозможно  реализовать в полном объеме без одновременного внедрения комплексной системы управления качеством, отвергающей философию неизбежности барка в любом технологическом процессе.

7. Применение  системы канбан неизбежно ведет  к внедрению систем участия  рабочих в производственном процессе (в том числе в кружках качества).

Для Японии характерен пожизненный найм. Этой системой организации персонала  охвачено около 35% рабочей силы. Данная система реализуется следующим  образом: один раз в год после  окончания учебного заведения набирается сразу большая партия новобранцев; после работы в одной компании более 5–10 лет попасть в другую компанию фактически невозможно; выход на пенсию в 55 лет с большой единовременной выплатой.

С системой канбан воедино связана система  комплексного управления качеством. Основные положения японского опыта управления качеством:

• высокое  качество продукции в Японии –  основополагающий принцип менеджмента;

• отказ  от выпуска ненужной, излишней продукции, который приводит к росту незавершенного производства, во имя выполнения задания;

• простота японской системы не терпит излишних административных звеньев и бюрократической  волокиты;

• обеспечение  гибкости производства, его быстрой  приспособляемости к изменяющимся требованиям рынка.

Росту производительности труда и повышению качества продукции на предприятиях Японии способствует метод «участвующего управления». Примером средства для привлечения рабочих и служащих к новаторским разработкам являются, так называемые, кружки качестваорганизуемые на общественных началах. Кружок, состоящий из небольшой группы людей одной профессии, призван добровольно осуществлять контроль за качеством труда и продукции на том предприятии, где работают его члены.

     Развитие  менеджмента в  России 

     Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов.

     Велики  заслуги в реформировании системы  управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности —  министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.

     Известный советский ученый А.К. Гастев занимался  вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу.

     Недостатком концепции трудовых установок. Гастева  является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком  узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

     Важная  роль в развитии научной организации  труда и управления в СССР принадлежит  видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад  в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но, несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.

     Проблемы  научной организации труда получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности.

     Крупный вклад в развитие теоретических  основ социалистической организации  производственных процессов был  внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.

     В 30-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.

     В годы Великой Отечественной войны  система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал  оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

Информация о работе Условия и факторы возникновения