Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:01, реферат
Историю управления можно разделить условно на два периода: 1) наличие практики управления; 2) управление, как научная дисциплина. Фактически первый период длился до начала XX в., т.е. управление существовало, но его характер иструктура сильно отличались от сегодняшнего управления. Объяснить этот факт возможно, если обратиться к сравнению сегодняшних организаций с организациями, существовавшими в древности
6. Исследуя
опыт управления, американские социологи
заключают, что экономическое
и социальное развитие
Специалисты считают, что слагаемые нового подхода заключаются в следующем:
• в
отношении управленческого
• в организации труда;
• в
организации и стиле
• в определении заработной платы;
• в определении трудовых отношений;
• в вовлеченности работников в процесс производства.
Особенности
управления американскими компаниями,
национальные и культурные особенности
• Молодость нации, стремление к самоутверждению, «юношеская амбициозность».
• Отсутствие исторических уроков нации как отсутствие ограничений для развития.
• Удаленность от Европы, давшая возможность 200 лет развиваться «спокойно».
• Особенность генофонда нации: широкая национальная представительность.
• Мощный промышленный рост во второй половине ХХ в.
• Принципиально новые основы государственного устройства: свобода личности (индивидуализм), принцип разделения властей.
• Геополитические особенности: наличие всех стратегических ресурсов, наличие одной сильной нации на континенте; экспансионизм нации.
• Отношение к управлению как к особой профессии, зарождение научного менеджмента, первые бизнес-школы..
• Терпимость, гуманизм, открытость бизнес-среды.
Особенности управления
Главная задача управления ? создание уникальной способности адаптироваться к неопределенности и повышающейся сложности процессов во внешней среде, при сохранении эффективности производства.
Для США характерны:
1) отношение к менеджменту как к сильному конкурентному преимуществу;
2) стремление к динамичности и обоснованности структурных сдвигов;
3) стремление к методической обоснованности управленческой деятельности, разработка технологий управления;
4) ставка
на инновации: институализация
перемен; стремление к
5) открытость для внешней среды;
6) реализация
одновременно
7) переподготовка и непрерывное обучение кадров;
8) функциональность: каждый выполняет свою очень конкретную работу (не более, но и не менее); принципы: 1) сосредоточься на том, что ты делаешь успешнее всего; 2) не важно, какой ты, важно, что ты умеешь делать как специалист;
9) количественный
учет любой работы (матрицы количественного
учета, учет всех бизнес-
10) управление по целям: расчленение любой задачи, где реше ние связано с совокупностью разнородных знаний (дерево целей); четкий алгоритм достижения;
11) профессиональный
рост в фирме строго по
12) оплата труда связана со сложностью, продолжительностью, квалификацией, жестким нормированием; наличие почасовой оплаты; количественное выражение любой характеристики труда;
13) создание корпоративной культуры (символы причастности, внутрифирменные ценности, традиции, обычаи, легенды, мифы, праздники, ритуалы).
1. Концепция рыночного хозяйства Л. Эрхарда
Людвиг
Эрхард (1897-1977) был вторым канцлером
ФРГ, выдающимся ученым, работавшим и
осуществившим в 50-60 г.г. нашего столетия
в Западной Германии широкомасштабную
экономическую реформу, которая
в корне преобразовала
Эрхард осуществил экономическую реформу, сердцевину которой составил принцип социальной ориентации рынка.
Основные положения теоретической модели социально ориентированного рыночного хозяйства Эрхарда:
1) целевой
установкой реформы является
высокий уровень
2) путь к достижению этой цели лежит через свободную рыночную конкуренцию и частное предпринимательство;
3) активная
и ответственная роль в
4) высокий
уровень благосостояния служит
основой для развития
Эрхард подчеркивал, что обеспечение высокого благосостояния для всех слоев населения объективно необходимо, т.к. оно выступает материальной основой формирования высококвалифицированных кадров для народного хозяйства. Оно обеспечивает емкий рынок сбыта продукции внутри страны «путем создания массовой потребительской способности». Переход к социально ориентированному рынку был связан не только с изменениями форм хозяйствования, социальных сфер жизни, но и с решением ряда социокультурных проблем, обусловленных изменениями мышления и поведения, состояния массового сознания и соответствующего менталитета немецкого народа.
Социальная ориентация рынка предполагает, прежде всего, выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности.
Эрхард справедливо полагал, что не может быть социального развития рынка без экономического прогресса. В своих реформах он сделал ставку на развитие производства («экспансия хозяйства»), а не на перераспределение продукции, на обеспечение всем трудящимся постоянного повышения заработной платы в соответствии с ростом производительности труда.
образом, социальное государство - это тип государства, которое проводит сильную социальную политику в интересах своих граждан, создает наиболее благоприятные материальные, организационные и духовные условия для жизнедеятельности населения.
2. Система индикативного планирования
Вместо административно-директивного планирования в ФРГ Л. Эрхард ввел в практику так называемое индикативное планирование, когда вместо директивных показателей устанавливаются определенные индикативные показатели.
Сложилось довольно распространенное мнение, что планирование национальной экономики обязательно должно быть связано с коммунистической идеологией. Однако опыт многих стран с рыночной экономикой доказывает, что может существовать государственное планирование, принципиально отличающееся от «госплановского» времени «реального социализма». Планирование в условиях рыночной экономики называют указательным (индикативным), ориентирующим на те или иные цели.
Нередко индикативные планы в литературе трактуются как совокупность показателей, которые никого ни к чему не обязывают. Таким образом воспроизводится формула, что всякие недирективные планы - это «планы-прогнозы», «планы-догадки». Между тем в ФРГ высокая эффективность индикативных планов определялась, прежде всего, тем, что для их реализации приводился в действие мощный экономический, правовой, административный инструментарий. То, что разоренная войной ФРГ уже к концу 60-х г.г. могла на равных конкурировать с США, следует в значительной мере отнести за счет успешного индикативного планирования.
Индикативные планы вводили рамочные установления, а конкретное их выполнение передавалось хозяйственным субъектам. В индикативном планировании есть точки «отправления» и «прибытия». В период работы по подготовке плана делается прогноз относительно тех макроэкономических пропорций, которые могут сложиться через пять лет. Выясняется, что для выравнивания дисбаланса между некоторыми экономическими секторами необходимы определенные структурные изменения в национальной экономике, которые осуществляются косвенными мерами.
Самым существенным в индикативном планировании является то, что государство никому не приказывает, не навязывает свою волю. Каждое предприятие остается автономным субъектом в экономической деятельности. Индикативный государственный план только ориентирует предприятие в выборе решения. Но в то же время такими косвенными мерами государство способно создать более благоприятные условия для перспективных отраслей национальной экономики, добиться постепенного свертывания тех экономических структур, которые уже изжили себя.
Придание контрольным цифрам необязательного характера, лишение их директивности имеют важное значение. Они ориентируют производителя на те изменения, которые общество намерено осуществить, информируют трудовые коллективы о сдвигах в структуре производства и спросе на ту или иную продукцию. Поэтому они выполняют новую функцию планирования, а именно его ориентирующее информационную функцию.
Конечно, не надо идеализировать индикативное планирование - многие предприятия терпят банкротство. И, тем не менее, любая национальная экономика должна иметь долгосрочные цели социально- экономического развития в форме государственных планов или программ.
В основу индикативного планирования, его эффективности Эрхард заложил следующие факторы:
высокая квалификация составителей планов, использовавших весь арсенал мировой экономической науки;
разнообразие методов и инструментария при реализации планов, отсутствие догматизма подходов;
твердость и последовательность профессионального государственного аппарата, который, действуя нередко в условиях крайней политической нестабильности, не допускал колебаний при реализации принятых программ;
выработка национального согласия в осуществлении главных целей социально-экономического развития на ближайшую и отделенную перспективу и той модели общества, которой отдается предпочтение большинством народа;
атмосфера социального партнерства, ослаблявшая постепенно дух классовой конфронтации. Без соглашений в политике в области доходов, занятости и условий труда страну продолжали бы сотрясать массовые забастовки, что подорвало бы основы индикативного планирования.
Rонцепция "социального рыночного хозяйства" Л. Эрхарда имеет много общего со взглядами другого социал-демократического теоретика, лауреата Нобелевской премии Гуннара Мюрдаля, создателя так называемой шведской модели социализма. Социал-демократы почти 70 лет бессменно стояли у власти в Швеции — стране с высоким уровнем материальной и социальной обеспеченности граждан. Мюрдаль был приверженцем социальной ориентации рынка, социально регулируемой экономики, теории социального государства и социального партнерства.
Подчеркивая регулирующую роль государства, Г.Мюрдаль считал его способным преодолеть стихию рынка. Вмешательство государства, по его мнению, преобразует стихийное рыночное хозяйство в новую регулируемую экономику, свободную от противоречий и недостатков старого строя, в которой осуществлен идеал всеобщего равенства и созданы равные экономические возможности для всех. Особая модель социального государства в Швеции основывалась на сложной системе прямых и косвенных налогов, изымаемых у населения.