Управление внешнеэкономической деятельностью УПП ВКК «Витьба»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование и анализ управления внешнеэкономической деятельностью УПП ВКК «Витьба»
Задачи курсовой работы:
изучить сущность и особенности внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики;
изучить организацию и управление внешнеэкономической деятельностью предприятия;
проанализировать состояние управления внешнеэкономической деятельностью на примере УПП ВКК «Витьба»;
предложить пути совершенствование организации внешнеэкономической деятельности на УПП ВКК «Витьба».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики 5
1.2 Организация и управление внешнеэкономической деятельностью предприятия 13
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА УПП ВКК «ВИТЬБА» 26
2.1 Краткая характеристика УПП ВКК «Витьба» 26
2.2 Анализ эффективности экспорта УПП ВКК «Витьба» 30
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА УПП ВКК «ВИТЬБА» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Приложение А Контракт УПП ВКК «Витьба» с иностранным партнером 46
Приложение Б Сравнительный анализ цен конкурентов УПП ВКК «Витьба» 49

Работа содержит 1 файл

Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия (Вторчермед)курсовая.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

На рисунке 2.2 в графическом  виде представлен объем экспорта продукции в разрезе рынков сбыта.

Рисунок 2.2 – Анализ рынков сбыта УПП ВКК «Витьба» в январе-феврале 2007 года

Источник: собственная  разработка на основании данных предприятия

Из таблицы 2.4 и рисунка 2.2 видно, что наибольший удельный вес  в общем объеме экспорта УПП ВКК «Витьба» составляет экспорт в Россию – 44% или 188,5 тонн, при этом очевидно, что российские партнеры отдают предпочтение сухим завтракам (149,4 тонны или 35% от общего экспорта предприятия).

Экспорт в страны СНГ  составляет 35% от общего экспорта - 147,9 тонн, из которых 127 тонн - сухие завтраки, что составляет 30% от общего экспорта УПП ВКК «Витьба».

На дальнее зарубежье  приходится 21% (91,6 тонн) общего экспорта предприятия, из которых 20,5% (87,4 тонны) - сухие завтраки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее важным направлением сбыта продукции УПП ВКК «Витьба» является Россия (44%) и страны СНГ (35%). Экспортируются в основном сухие завтраки, кондитерские изделия занимают лишь 15% экспорта предприятия.

Анализ эффективности экспорта можно также проводить посредством оценки эффективности конкретной типовой сделки, совершаемой предприятием с иностранным партнером.

Показатель экономического эффекта от экспорта продукции есть не что иное, как прибыль предприятия, полученная от экспорта продукции. Экономический смысл показателя эффективности состоит в том, что он показывает, сколько на каждый рубль затрат приходится рублей выгоды или результата.

В таблице 2.5 наглядно представлены все данные, необходимые для определения экономической эффективности экспортной сделки.

Прибыль предприятия, полученная от экспорта продукции, указанной в  договоре (Приложение А) составляет  59,2 млн. рублей.

По данной сделке УПП  ВКК «Витьба» необходимое условие  эффективности экспорта: ЭЭКС > ЭВН > 1 соблюдается не полностью. То есть эффективность экспорта продукции больше единицы и составляет 1,04, тогда как эффективность реализации этой же продукции на внутреннем рынке имеет большее значение и составляет 1,6.

Это обусловлено условиями  договора, которые предполагают скидку для покупателя. Превышение эффективности реализации продукции на внутреннем эффективности экспорта является следствием более высоких коммерческих расходов при реализации продукции на внешнем рынке.

 

Таблица 2.5 –  Определение эффективности экспортной сделки УПП ВКК «Витьба»

Показатели

Ед. измер.

Сумма

1. Объем продаж в натуральном измерении

- кондитерские изделия

- сухие завтраки

тонн

 

10

150

2. Средняя себестоимость  продукции

- кондитерские изделия

- сухие завтраки

тыс. BYR/тонна

 

4 287,2

2 600

3. Сумма контракта

тыс. RUB

5100

4. Средняя цена продукции на внутреннем рынке:

- кондитерские изделия

 

- сухие завтраки

 

 

тыс. BYR / тонна

тыс. BYR /тонна

 

 

4 865

 

2 982,8

5. Коммерческие затраты, связанные с реализацией на внутреннем рынке

тыс. BYR/тонна

700

6. Коммерческие затраты, связанные с реализацией на российском рынке

тыс. BYR /тонна

900

7. Курс валюты, на дату  сделки

BYR/RUB

88

8. Затраты при реализации указанного объема продукции:

- на внутреннем рынке

 

- на внешнем рынке

тыс. BYR

 

 

 

30010,4+273000 =

=303 010,40 

578772+351000=

=389584,8

9. Выручка от реализации

  • на внутреннем рынке
  • на внешнем рынке

тыс. BYR

 

48650+447420=496 070

5100*88=448 800

10. Эффект от продажи на внутреннем рынке

    Экономический  эффект от экспорта, (ЭЭЭКС)   

млн. BYR

496,1-303=193,1 

448,8-389,6=59,2

11. Эффективность при продаже на внутреннем рынке, (ЭВН)

      Экономическая  эффективность экспорта, (ЭЭКС)

BYR/BYR

496 070/303 010,40=1,63

 

448 800 /389584,8=1,04


Источник: собственная  разработка на основании данных предприятия.

Чтобы выявить причины  недостаточно эффективного экспорта продукции ВКК «Витьба», необходимо оценить ее конкурентоспособность. На предприятии данная задача возложена на отдел маркетинга.

Исследования предпочтений российских потребителей показали, что ключевыми факторами при выборе и дальнейшей покупке вафельной продукции является вкус и качество продукта, далее следует цена, известность производителя, внешний вид продукта, возможность приобрести в развес, приемлемый вес в упаковке, удобная и красочная упаковка

Основными конкурентами комбината по сухим завтракам, которые  производят продукцию на сходном  оборудовании и в близком ценовом  сегменте, на внутреннем и внешнем  рынках являются следующие производители:

    • ГУП МПК “Крекер” (Москва);
    • АО “Любятово” (Псков);
    • ПГ “Кунцево” (ОАО “Пищевой комбинат ”Вологодский” (г. Москва));
    • ОАО “Сириалия Украина”;
    • ООО “Русский Снэк” (Москва);
    • Nestle;
    • “Kellogg’s”, “Bruggen” (Германия);
    • “От Берестова” (Челябинск);
    • “Союзпищепром” (Тюмень);
    • ИП ЖУК (Могилевская область);
    • “Компо” (Московская область);
    • НПК “Быстров” (Москва);
    • ОАО “Спартак”;
    • РУП “Могилевхлебпром”;
    • ОАО “Конфа”; 
    • Белорусская кофейная компания;
    • УП “Слодыч” и другие;

Основные преимущества перед конкурентами является высокий уровень качества, уникальность отдельных рецептур, использование упаковки для весовой вафли, постоянное обновление ассортимента.

В приложении Б представлен сравнительный анализ цен конкурентов. По данным таблицы, представленной в этом приложении можно сделать вывод о том, что цены на сухие завтраки УПП ВКК «Витьба» ниже цен конкурентов на рынке РФ. Этим и объясняется наибольший удельный вес сухих завтраков в общем объеме экспорта УПП ВКК «Витьба».

Можно сделать вывод, о том, что сухие завтраки данного  предприятия являются конкурентоспособными на внешнем рынке. Цены на кондитерские изделия находятся на высоком уровне относительно продукции конкурентов.

Хотя кондитерские изделия  УПП ВКК «Витьба» обладают высоким  уровнем качества, в том числе  и вкусовыми характеристиками, ценовой фактор является препятствием для завоевания рынка кондитерских изделий за рубежом. 

 

 

 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА УПП ВКК «ВИТЬБА»

 

На предприятии УПП  ВКК «Витьба» организацией внешнеэкономической деятельности занимается отдел внешнеэкономической деятельности. Этот отдел был образован на предприятии только в этом году и руководство предприятия на сегодняшний день продолжает разработку положения об отделе и должностных инструкций его сотрудников.

В целом внешнеэкономическая  деятельность УПП ВКК «Витьба» достаточно эффективна, но, несмотря на это экспорт продукции является менее эффективным, чем реализация продукции на внутреннем рынке.

Можно было бы ограничиться реализацией продукции на внутреннем рынке, которая является более эффективной и составляет 85,5% от общего объема выпуска продукции УПП ВКК «Витьба», но внутренний рынок уже является насыщенным продукцией комбината и для увеличения объемов деятельности, необходимо расширять рынки сбыта. 

Недостаточная эффективность  экспорта в первую очередь связана  с трудностями продвижения продукции  предприятия на внешний рынок, который  на данный момент является насыщенным данной продукцией.

Конкуренты УПП ВКК  «Витьба» являются достаточно сильными, их продукция является популярной за счет интенсивного использования инструментов маркетинга.

Можно рекомендовать  предприятию использовать рекламу, проведение акций и других мероприятий по продвижению продукции на внешний рынок, но вместе с тем, необходимо всегда оценивать эффективность проведения данных мероприятий, чтобы затраты на их проведение не превышали получаемого от экспортных сделок эффекта.

В 2006 году УПП ВКК «Витьба» осуществляло экспорт за рубеж в  следующие страны: Российская Федерация, Эстония и Молдова.

Примерно 60% экспортной продукции  реализуется на рынках РФ, но в последнее  время усиливается влияние таких  негативных для предприятия тенденций, как усиление ценовой конкуренции, высокая насыщенность рынка всеми видами кондитерских изделий, сформированные предпочтения и приверженность покупателей к продукции российских и западных производителей, не требующей дополнительной рекламы. Основные негативные моменты, которые отмечают российские партнеры:  высокий уровень отпускных цен на востребованную фирмами-партнерами УПП ВКК «Витьба» на рынке России продукцию (весовые вафли); сложности, требующие дополнительных трудозатрат от организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения с российской стороны при уплате НДС; отсутствие рекламы комбината на российском рынке по причине высокой стоимости ее размещения и производства.

В связи с этим основными  направлениями совершенствования  внешнеэкономической деятельности в части увеличения поступлений от экспорта являются:

- повышение доли реализации продукции с более высокой стоимостью и рентабельностью и наращивание объемов за счет повторных заказов на наиболее благоприятных рынках (Санкт-Петербург, что принесет дополнительные 20-40т экспорта в месяц);

- работа с торговыми  домами, специализирующимися на продаже белорусских товаров, которые имеют опыт работы с белорусской продукцией и могут воспользоваться преимуществом «белорусского качества» (специализированные торговые сети концернов, совместные торговые дома, белорусские торговые представительства). Однако, для создания такого рода организаций необходимо создание товаропроводящей сети на уровне концерна или облисполкома с пропорциональным распределением затрат на всех участников (по оценкам УПП ВКК «Витьба» это мероприятия позволит увеличить экспорт на 5-6т в месяц наиболее дорогой продукции комбината);

- организация  выездной торговли в соседних  с Беларусью областях России (г.  Москва). Это позволит повысить  объем экспорта и вместе с  тем лучше изучить ситуацию  на рынке России, и, как показывает практика работы УПП ВКК «Витьба», позволит найти  партнеров среди местных организаций.

Необходимо осуществлять расширение поставляемого ассортимента и расширение географии сотрудничества на рынках прибалтийских республик. Этот рынок является перспективным для УПП ВКК «Витьба», в 2006 г. на него было поставлено 16% всего экспорта предприятия.

Цена является основным фактором, отрицательно влияющим на конкурентоспособность продукции УПП ВКК «Витьба». В связи с этим рациональным было бы снизить экспортную цену продукции. Предприятию необходимо учитывать, что для экспортных сделок оптимальным уровнем цены принято считать среднюю величину из приведенных цен конкурентов, а при выходе на рынки, где высок накал конкурентной борьбы, более справедливо принимать самую нижнюю из приведенных цен конкурентов.

Например, цены на кондитерские изделия УПП ВКК «Витьба» превышают цены конкурентов внешнего рынка, в некоторых случаях более чем в два раза. Это обусловливает неконкурентоспособность данной продукции. Предприятие должно быть заинтересовано в снижении экспортных цен до уровня цен конкурентов на следующую продукцию: вафли с начинкой, трубочки, глазированные и печенье. Особенно важным является корректировка цен на вафли, так как эта продукция пользуется спросом на рынке РФ и востребована фирмами-партнерами, а рынок РФ является основным рынком сбыта продукции после внутреннего рынка (44% от общего объема экспорта продукции).

Перед заключением  договора и иностранным партнером  необходимо из всех доступных источников найти информацию о нем, и сделать вывод о возможности заключения сделки, основанной на доверии. Необходимо более тщательно прорабатывать пункты контрактов, заключаемых и иностранными партнерами, учитывать все возможные риски при осуществлении экспортной деятельности и осуществлять меры по уменьшению риска. Такими мерами могут быть:

  • Подбор подходящей валюты цены и валюты платежа;
  • Страхование от значительных изменений в валютных курсах в их ущерб за период с момента заключения сделки до момента платежа;
  • При недостаточности информации об иностранном партнере, следует обратить наибольшее внимание на форму расчетов, таких как аккредитив, документарное инкассо и банковские гарантии;
  • Необходимо избирать оптимальный базис поставки, выгодный для покупателя и продавца, а также желательно, чтобы стороны по внешнеторговой сделке информировали друг друга взаимно об особенностях вступления посредством подходящих  оговорок в договор между ними.

 Необходимо с осторожностью применять систему скидок для иностранных покупателей, так как их применение в последующем может не принести предприятию ничего кроме убытков. Такой опыт у УПП ВКК «Витьба» уже имеется в отношениях с таким российским партнером как ООО ТД «Белконд». Увеличение срока оплаты и применение системы скидок с цены положительно сказывалось на тоннаже отгрузки. Однако эффект от этого являлся очень кратковременным, и вместо дальнейшего ожидаемого роста наблюдалось снижение объемов отгрузки.

Представленные рекомендации, направленные на повышение эффективности экспорта, предприятие может использовать в осуществлении своей экспортной деятельности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях крупное производство не может полноценно развиваться только в пределах своей  страны. Это наглядно продемонстрировала политика автаркии, проводимая нашим государством в годы советской власти. Отечественные предприятия успешно действовали только в территориальных рамках СССР. Но с падением «железного занавеса» выяснилось, что уровень развития производства в нашей стране намного уступает западному. И в связи с этим у отечественных предприятий возникли затруднения в осуществлении внешнеэкономических связей.

Внешнеэкономическая деятельность является формой реализации внешнеэкономических связей, которые в свою очередь определяют характер внешнеэкономических отношений.

Информация о работе Управление внешнеэкономической деятельностью УПП ВКК «Витьба»