Управление внешнеэкономической деятельностью УПП ВКК «Витьба»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование и анализ управления внешнеэкономической деятельностью УПП ВКК «Витьба»
Задачи курсовой работы:
изучить сущность и особенности внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики;
изучить организацию и управление внешнеэкономической деятельностью предприятия;
проанализировать состояние управления внешнеэкономической деятельностью на примере УПП ВКК «Витьба»;
предложить пути совершенствование организации внешнеэкономической деятельности на УПП ВКК «Витьба».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики 5
1.2 Организация и управление внешнеэкономической деятельностью предприятия 13
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА УПП ВКК «ВИТЬБА» 26
2.1 Краткая характеристика УПП ВКК «Витьба» 26
2.2 Анализ эффективности экспорта УПП ВКК «Витьба» 30
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА УПП ВКК «ВИТЬБА» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Приложение А Контракт УПП ВКК «Витьба» с иностранным партнером 46
Приложение Б Сравнительный анализ цен конкурентов УПП ВКК «Витьба» 49

Работа содержит 1 файл

Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия (Вторчермед)курсовая.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

3. Принадлежность фирмы  по капиталу и контролю.

Акционерный капитал, его  распределение между собственниками акций, контрольный пакет, его владельцы, списки наиболее крупных собственников.

4. Организационно-управленческая  структура фирмы:

  • филиалы;
  • дочерние общества;
  • представительства.

5. История образования  и деятельности фирмы: 

  • год создания;
  • основные слияния, поглощения;
  • изменения наименования;
  • репутация фирмы;
  • стабильность в отношениях с партнерами;
  • надежность в выполнении взятых на себя обязательств;
  • отрицательные моменты, характеризующие фирму (невыполнение обязательств, рекламации, арбитражные, судебные дела и пр.).

6. Сведения о руководящем  составе фирмы: 

  • опыт;
  • образование;
  • занимаемая должность в данной и других компаниях и т. п.

Раздел о финансовом положении фирмы содержит сведения (по годам) об объемах капитала, оборотах, прибылях и убытках, информацию, характеризующую отдельные аспекты финансового положения фирмы (кредитоспособность, финансовую устойчивость), характер взаимоотношений с банками (сведения о максимальной сумме кредита и банковской гарантии, на которые может рассчитывать компания, характеристика и рейтинг компании в кредитных отношениях с банком). Сведения о финансовом положении фирмы должны подвергаться постоянному мониторингу, чтобы не допустить просчетов, связанных с неправильной оценкой текущего финансового положения зарубежной компании.

В разделе о характеристике деятельности фирмы содержатся сведения, касающиеся производственной (или другой основной) деятельности фирмы:

  • номенклатура выпускаемой или реализуемой продукции (основные товары или группы товаров);
  • направления спецификации;
  • номенклатура экспорта и импорта;
  • место фирмы на мировом рынке и доля в национальном производстве (торговле) по важнейшим выпускаемым товарам;
  • доля в экспорте и импорте страны;
  • значение и характер внешнеэкономической деятельности фирмы (число заграничных компаний, филиалов, представительств, их местоположение, виды деятельности);
  • доля экспорта в общем объеме производства (товарооборота) в целом и по важнейшим товарам;
  • производственная и материально-техническая база фирмы (число и местоположение производственных предприятий и их мощность, число сбытовых предприятий, складов и станций технического обслуживания, их местоположение);
  • важнейшие фирмы-контрагенты и фирмы-конкуренты по основным видам выпускаемой или реализуемой продукции;
  • производственно-технические и иные хозяйственные связи с другими фирмами (наименование фирм, характер связей).

Под анализом финансового  положения зарубежной компании понимается: предварительный анализ; оценка финансовой устойчивости; анализ ликвидности баланса, финансовых коэффициентов, финансовых результатов, коэффициентов рентабельности и деловой активности.

Источником анализа  финансового положения любой  компании, в том числе и зарубежной, является ее финансовая отчетность.

В состав финансовых отчетов  зарубежных компаний обычно включаются: баланс, сводный отчет о прибылях и убытках, отчет о фондах и их использовании.

Производственное предприятие  может осуществлять внешнеэкономическую деятельность через посредников (отечественных или зарубежных), а также напрямую, самостоятельно.

С учетом специфики Беларуси возможны два варианта организации  внешнеэкономической деятельности предприятия: создание внешнеторговой фирмы или образование отдела внешнеэкономических связей в рамках действующего аппарата управления предприятием. При этом организация ВЭД предприятия классифицируется по следующим показателям.

1. По видам (функциям) внешнеэкономической деятельности. Как правило, такую структуру  имеют небольшие по размерам  фирмы, работающие с узким товарным ассортиментом на небольшом числе зарубежных рынков и сегментов, отличающихся определенной однородностью, стабильностью и незначительной емкостью.

Такая структура подходит для фирм, производящих стандартные, неиндивидуализированные товары, которые  не требуют значительной модификации, в зависимости от различного предъявляемого к ним на любых зарубежных рынках спроса, а также не являются объектом активного воздействия научно-технического прогресса и т. д.

Такой тип структур имеет  ряд недостатков:

  • отсутствие специальных подразделений по видам товаров затрудняет управление процессом разработки нового товара, замедляет инновацию;
  • отсутствие специальных подразделений по зарубежным рынкам приводит к замедлению реакции на изменение спроса в других странах.

2.  По товарно-отраслевому  принципу. Такую структуру имеют  фирмы, выпускающие и/или экспортирующие  продукцию широкого ассортимента с различной технологией изготовления, коротким жизненным циклом, со значительной степенью инновации и специализирующиеся на небольшом числе динамично развивающихся зарубежных рынков однородного характера.

Недостатки такой структуры:

  • чрезмерная технологическая ориентация при поставке товаров за рубеж;
  • трудности поиска и выхода на новые рынки сбыта;
  • сложность проведения комплексной региональной политики;
  • утяжеление структуры за счет многочисленных товарных отделов;
  • усложнение общего стратегического управления.

3. По географическому  принципу. Такая структура имеет  наибольшее распространение при организации внешнеэкономической деятельности. Она позволяет координировать и дифференцировать рыночную стратегию фирмы, добиваться чуткого реагирования на изменение среды и характера спроса на зарубежных рынках и своевременно адаптировать поставляемые на них товары. Такая структура подходит для фирм, продающих однородные товары с однородными требованиями со стороны потребителей на различных зарубежных рынках, способных взаимозаменять и/или дополнять друг друга. Товары этих фирм не должны быть подвержены резким колебаниям конъюнктуры и спроса и отличаться сезонностью продаж. Они должны продаваться через широкую сбытовую сеть посреднических организаций.

Такая структура не лишена и определенных недостатков. Она привносит децентрализацию и дублирование ряда функций в управлении, снижает координацию внешнеэкономической работы по товарам и функциям, неэффективна для наукоемких товаров и услуг и для фирм с широким номенклатурным рядом продаваемых за рубеж товаров.

4.  По группам потребителей  или по рыночным сегментам.  Такая структура рассчитана на  удовлетворение требований индивидуализированных групп конечных потребителей. Повышая степень их обслуживания, она в то же время обеспечивает долговременность связей с партнерами.

5. Матричная структура построения  в большей степени связана  с построением центральных служб  управления внешнеэкономической  деятельностью. 

Отличаясь определенной консервативностью, матричная структура в меньшей степени способна обеспечить мобильную адаптацию к новым условиям развития зарубежных рынков.

При построении организационной  структуры управления внешнеэкономической деятельностью в фирме, как правило, происходит комбинирование различных типов и формирование уникальных, оригинальных структур управления, отвечающих условиям деятельности на внешних рынках именно данной фирмы, именно на данном рынке и именно с данной продукцией.

Основные принципы построения организационной оптимизации:

  • гибкость, мобильность и адаптивность системы организации внешнеэкономической деятельности чаще всего достигаются за счет так называемых временных рабочих групп или групп по проекту, создаваемых из числа сотрудников различных подразделений для решения текущей актуальной задачи развития внешнеэкономической деятельности и подлежащих расформированию по завершении проекта и выполнении задания;
  • относительная простота структуры, позволяющая четко построить организационную схему управления и не допускающая дублирования функций, нарушения и усложнения логичности горизонтальных и вертикальных связей;
  • соответствие специфике ассортимента товаров, занятых во внешнеэкономической деятельности. Так, организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью фирмы, занимающейся строительством за рубежом хозяйственных объектов, будет отличаться от структуры фирмы, занимающейся поставками за границу леса;
  • соответствие специфике внешних рынков. Если число зарубежных рынков велико, но они могут быть однородными по группам стран, мы будем иметь дело с одним типом построения организационной структуры управления, а если число рынков невелико — то с другим [6, c. 147].

В процессе подготовки и  осуществления внешнеторговых операций участники прибегают к детальному изучению как потенциального круга возможных контр-агентов, так и конкретных фирм и организаций, с которыми заключаются соглашения. Изучение деятельности контрагента является общепринятым элементом проведения внешнеторговой операции, которому уделяют внимание все участники внешнеэкономической деятельности. В условиях неустойчивой мировой конъюнктуры и резких, неожиданных изменений ее к выбору иностранной фирмы - партнера, в особенности при сотрудничестве на длительный срок, подходят очень осторожно.

Выбор контрагента в  большой степени зависит от характера  внешнеторговой сделки и от предмета сделки.

Выбирая страну, наряду с  экономическими соображениями, учитывают  характер торгово-политических отношений  с этой страной. Предпочтение отдается тем, с которыми имеются нормальные деловые отношения, подкрепленные договорно-правовой основой, и которые не допускают по отношению к нашей стране дискриминации.

При выборе фирмы важно  изучить различные аспекты деятельности потенциальных партнеров, а именно:

  1. технологический - изучение технического уровня продукции фирмы, ее технологической базы и производственных возможностей;
  2. научно-технический - сведения об организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и затратах на них;
  3. организационный - изучение организации управления фирмы;
  4. экономический - оценка финансового положения и возможностей фирмы;
  5. правовой - изучение норм и правил, действующих в стране потенциального партнера, и имеющих прямое или косвенное отношение к сотрудничеству.

При организации внешнеэкономической  деятельности  за рубежом для  Республики Беларусь необходимо учитывать  множество факторов, основные из которых  можно сгруппировать следующим  образом:

Глобальные факторы: международные политические конфликты; политические конфликты внутри страны; социальные конфликты; перестройка международных политических союзов.

Локальные факторы: изменение условий рынка; нестабильность экономики; инфляция; трение с политическим группировками; трение с местными деловыми кругами.

Инвестиционные факторы: возможность национализации (с компенсацией или без); возможный ущерб имуществу из-за высокого уровня преступности (вымогательство, рэкет, налет банд и др.); потеря прав на возвращение доходов и имущества в страну материнской фирмы; ускоренный износ оборудования из-за климатических условий и небрежного отношения местного персонала и др.

Факторы управлденческого характера: сложности управления местным персоналом; конфликты с профсоюзами и др.

Вывод: выбор контрагента в большой степени зависит от характера внешнеторговой сделки и от предмета сделки. Немаловажное значение при выборе потенциального партнера имеет бухгалтерская документация, т.е. финансовое положение предполагаемого партнера по внешнеэкономической деятельности. Изучив теоретические аспекты по данной теме необходимо перейти к изучению практического материала, а именно, к анализу внешнеэкономической деятельности предприятия Унитарного производственного предприятия ВКК «Витьба».

 

2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА УПП ВКК «ВИТЬБА»

2.1 Краткая характеристика УПП ВКК «Витьба»

 

Унитарное производственное предприятие Витебский кондитерский комбинат «Витьба» является производителем сухих завтраков и кондитерских изделий. «Лидерство и доверие через качество!» - это миссия, которая определяет направления работы комбината на рынке со дня его основания в ноябре 1989 года.

УПП ВКК «Витьба» расположено в городе Витебске по адресу улица Короткевича 3.

Предприятие оснащено современным  оборудованием из Германии, Англии и Чехии, используется сырье, отвечающее мировым требованиям, уникальные рецептуры, постоянно совершенствуется ассортимент в соответствии с тенденциями на рынке, что позволяет комбинату производить высококачественную продукцию и занимать лидирующие позиции на внутреннем рынке, а также завоевать потребителей в России, Странах Балтии, Молдавии, Румынии, Израиле.

Ассортимент выпускаемой  продукции в настоящее время  составляет около 80 наименований. Предприятие  является крупнейшим в Республике Беларусь производителем сухих завтраков - это подушечки с натуральными начинками и вкусами; широчайший ассортимент звездочек, колечек, шариков, хлопьев из смеси зерновых; дражированная продукция; мюсли.

Система менеджмента  качества сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта качества ISО 9001-2001, СТБ (9001-96) в Национальной системе сертификации Республики Беларусь, Немецкой системе аккредитации ТGА и Международной сертификационной корпорации SGS. Продукция комбината неоднократно была удостоена высоких наград и становилась победителем конкурсов.

Проанализируем результаты производственно-коммерческой деятельности УПП ВКК «Витьба» за 2004-2005гг., представив их в таблице 2.1.

Темп роста производительности труда равен 146,47%. Рост средней заработной платы по предприятию составляет 109,4.

Информация о работе Управление внешнеэкономической деятельностью УПП ВКК «Витьба»