Управление пресоналом предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение методов управления персоналом и их реализация на конкретном предприятии.
Исходя из поставленной цели, необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:

- изучить существующие теоретические подходы в области управления персоналом на предприятии;

- проанализировать состояние объекта исследования, определить его вид деятельности, выявить его слабые и сильные стороны, провести SWOT-анализ;

- предложить мероприятия по устранению выявленных недостатков (слабых мест) в работе объекта исследования, относящихся к теме курсовой работы.

Содержание

Введение…..……………………………………………………………………….3

Глава 1. Система управления персоналом и его содержание…………….….5
Персонал предприятия и его структура………………………………..8
Этапы управления персоналом…………………………………….......10
Основные подходы к управлению персоналом……………………….16

Глава 2. Анализ деятельности предприятия ОАО «Стойленский ГОК»…..21

2.1. Внутренняя и внешняя среда обитания ОАО «Стойленский ГОК»…..21

2.2. Оценка финансовой и хозяйственной деятельности предприсятия ОАО «Стойленский ГОК»…………………………………………………………...28

2.3. SWOT-анализ предприятия ОАО «Стойленский ГОК»……………….33

Глава 3. Формирование комплекса мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия ОАО «Стойленский ГОК»……40

3.1. Разработка направлений по совершенствованию предприятия ОАО «Стойленский ГОК»……………………………………………………………40

3.2 Диагностика проблем предприятия ОАО «Стойленский ГОК»……….41

3.3.Принятие решений по формированию мероприятий на предприятии ОАО «Стойленский ГОК»…………………………………………………………….44

Заключение ……………………………………………………………………49

Список используемой литературы……………………………………………51

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 197.53 Кб (Скачать)

      Главным элементом всей системы управления народным хозяйством являются кадры, которые  в одно и то же время могут выступать  как объектом, так и субъектом  управления. Работники предприятия  выступают объектом потому, что они  являются частью производственного  процесса. Вместе с тем персонал - это, прежде всего люди со сложным  комплексом индивидуальных качеств, среди  которых социально - психологические  играют главную роль.

      Под управлением персоналом на производстве понимается комплекс управленческих воздействий  на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их потенциала при выполнении трудовых функций.

      Предметом управления персоналом выступает изучение отношений работников в процессе производства с точки зрения наиболее полного и эффективного использования их потенциала.

      Под персоналом предприятия в условиях рыночной экономики следует понимать всю совокупность работающих как по найму, так и собственников, трудовой потенциал которых соответствует производственному. В кадровую структуру современного предприятия входят: сотрудники предприятия, управляющие (менеджеры), акционеры, совет директоров.

      На  предприятиях индустриально развитых стран различают следующие категории  работников:

    1. высшее звено управления (президент/генеральный директор и другие члены правления;
    2. среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов);
    3. низшие звенья управления (руководители подотделов);
    4. инженерно - технический персонал и конторские служащие;
    5. рабочие, занятые физическим трудом;
    6. работники социальной инфраструктуры.

      Управление  персоналом осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий и предполагает следующие  подсистемы.

      Основными подсистемами управления персоналом являются:

    1. подсистема анализа, планирования и прогнозирования персонала. Ее основной задачей выступает формирование объектов и структур управления, расчет потребности в персонале необходимых квалификаций;
    2. подсистема подбора, расстановки, оценки непрерывного обучения персонала;
    3. подсистема рационального использования персонала на производстве, имеющая целью осуществление комплекса мер по созданию высокопроизводительных производственных коллективов.
 

1.2. Этапы управления  персоналом 

      Отбор и наем персонала.

         Исходный этап в процессе управления  персоналом - отбор и наем персонала.  От того, как проведен набор,  и какие люди отобраны для  работы в организации, зависит  вся последующая деятельность  в процессе управления человеческими  ресурсами. Поэтому, чтобы не  создавать дополнительных трудностей, следует отнестись к этому  этапу со всей серьезностью, учитывая  опыт, накопленный в отечественной  и зарубежной практике. Для того  чтобы нанять соответствующих  работников, нужно в деталях знать,  какие задачи они будут выполнять  во время работы и каковы  индивидуальные и общественные  характеристики этих работ. Эти  знания получают посредством  анализа содержания работы, который  является краеугольным камнем  управления персоналом.

      Когда организации необходимо принять  новых работников, возникают два  вопроса: где искать потенциальных  работников (источники) и как известить  заявителей об имеющихся вакансиях. Имеются два возможных источника  набора: внутренний (из работников предприятия) и внешний (из людей, до того никак  не связанных с предприятием). 

      Профориентация  и трудовая адаптация  персонала.

      Профессиональная  ориентация - это комплекс взаимосвязанных экономически, социальных, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов и пригодности, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности. Работа по профориентации имеет своей целью оказание помощи молодым людям (учащимся) и людям, ищущим работу, в выборе профессии.

      Одна  из важных проблем кадровой работы в организациях при привлечении  персонала - управление адаптацией.

      Адаптация - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно - экономических условиях труда.

      Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации  будет тем успешнее, чем в большей  степени нормы и ценности коллектива становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее  и лучше он принимает свои социальные роли в коллективе.

      Выделяют  два направления адаптации:

    • первичная, т.е. приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности;
    • вторичная, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности.

      Следует отметить, что в условиях формирования и функционирования рынка труда  возрастает роль вторичной адаптации. 
 

      Использование персонала.

      Использование персонала представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение  условий для наиболее эффективной  реализации творческого и физического  трудового потенциала работников.

      Использование персонала должно отвечать целям  организации, не ущемлять интересы личности и обеспечивать строгое соблюдение законодательства о труде в процессе этой работы. Система использования  персонала в организации должна быть такой, чтобы работники могли  давать наибольшую отдачу на своем рабочем месте. Основные принципы рационального использования персонала требуют:

    • обеспечения рациональной занятости работников;
    • обеспечения стабильной и равномерной загрузки работников в течение рабочего периода;
    • обеспечения соответствия трудового потенциала работника, его квалификации, психофизических данных требованиям рабочих мест, производства в целом;
    • периодического перехода работника с одного рабочего места на другое, обеспечивающего разнообразие выполняемых работ.
 

      Система обучения персонала.

      Получить  высокие результаты в управлении организацией можно только в том  случае, если люди, которыми руководят, обладают знаниями, необходимыми для  того, чтобы их усилия были эффективными и результативными. Так как практически  каждая организация действует в  быстро меняющихся условиях, умения и  знания людей, необходимые им в их деятельности, также меняются, причем все более быстрыми темпами.

      Если  основываться на принятой в мировой  практике классификации методов  обучения, то все их следует разделить  на: методы обучения, применяемые в  ходе выполнения работы, методы обучения вне рабочего места.

      Обучение  на рабочем месте характеризуется  непосредственно взаимодействием  с обычной работой в обычной  рабочей ситуации. Такое обучение может осуществляться в различных  формах. Определяющим признаком здесь  является то, что обучение организовано и проводится специально для данной организации  и только для ее сотрудников. Обучение в стенах организации может  предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении сотрудников.

      Обучение  вне работы включает все виды обучения за пределами самой работы. Такое  обучение проводится внешними учебными структурами. Названные методы обучения не исключают друг друга, так как  обучение в стенах организации может  вестись с отрывом или без  отрыва от работы. Кроме того, они  могут дополнять друг друга, так  как обучение в процессе работы часто  совмещается с обучением в  других организациях или учебных  заведениях. 

      Управление  карьерой персонала.

      Карьера - это субъективно осознанные собственные  суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения  и удовлетворения трудом; это поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, связанных  с деятельностью работника. Это  продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, например, получение  больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, материальных богатств. Однако понятие карьеры  не означает непременное и постоянное движение вверх в рамках организационной  иерархии.

      Иначе говоря, карьера - это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

      Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.

      Профессиональная  карьера характеризуется тем, что  конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, наконец, уход на пенсию. Наряду с профессиональной карьерой следует выделять внутриорганизационную  карьеру. Она охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации.

      Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных направлениях:

    • вертикальное - именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, так как в этом случае карьерное продвижение наиболее зримо. Под вертикальным направлением карьеры буквально понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии;
    • горизонтальное - имеется в виду либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени;
    • центростремительное - данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях является весьма привлекательным для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организацией. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера; получение доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства.

      Планирование  и контроль деловой карьеры состоят  в том, что, начиная с момента  принятия работника в организацию  и кончая предполагаемым увольнением  с работы, необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное его продвижение по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе. 
 

      Высвобождение персонала.

      Высвобождение персонала - вид деятельности, предусматривающий  комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно- психологической  поддержке со стороны администрации  при увольнении сотрудников.

      Планирование  высвобождения или сокращения персонала  имеет существенное значение в процессе кадрового планирования. Вследствие рационализации производства или управления образуется избыток кадровых ресурсов. Своевременные перемещения, переподготовка, прекращение приема на вакантные  рабочие места, а также осуществление  отбора кандидатов на увольнение позволяют  регулировать внутриорганизационный  рынок труда в процессе планирования сокращения персонала.

      Планирование  работы с увольняющимися сотрудниками базируются на несложной квалификации видов увольнений. Критерием классификации  в данном случае выступает степень  добровольности ухода из организации. По этому критерию можно выделить три вида увольнений:

    • увольнение по инициативе сотрудника (по собственному желанию);
    • увольнение по инициативе работодателя (по инициативе администрации);
    • выход на пенсию.

      Относительно  беспроблемным с точки зрения организации является уход работника  по собственному желанию. Этот переход  в большинстве случаев рассматривается  самим сотрудником позитивно. Поэтому  необходимость поддержки со стороны  администрации, как правило, мала.

      Увольнение  по инициативе администрации - чаще всего  вследствие сокращения персонала или  закрытия организации - является неординарным событием для любого сотрудника. Увольнение по инициативе работодателя переживается тяжело потому, что оно затрагивает  все важнейшие стороны труда. Профессиональная трудовая роль сотрудника находится в опасности, так как  ему потенциально, причем на неопределенный срок, грозит безработица. Поэтому от того, как организован сам процесс увольнения, зависит, какое воздействие окажет на работника это событие, - либо усугубит болезненность явления, либо смягчит его.

Информация о работе Управление пресоналом предприятия