Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:27, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Проводимая в России экономическая и социальная политика направлена на формирование социально ориентированной рыночной экономики, одним из ключевых направлений которой является развитие производства и сферы услуг на основе эффективного использования трудового потенциала работников. В свою очередь одним из главных факторов оживления производства и экономического роста следует рассматривать мотивацию и стимулирование производительного труда. Надо заинтересовать работников в результативности и качестве своего труда, повышении квалификации и профессионализма на основе обеспечения тесной взаимосвязи их трудового вклада, конечных результатов организаций и размеров вознаграждений за трудовую деятельность.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки программы стимулирования труда государственной организации 6
1.1. Трудовое поведение, мотивы и стимулирование 7
1.2. Содержательные теории мотивации в отечественных и зарубежных исследованиях 14
1.3. Процессуальные теории трудового поведения 21
1.4. Стимулирование персонала в практике менеджмента 27
1.5. Социально – психологическое стимулирование работы персонала 37
Глава 2. Стратегический анализ деятельности государственного учреждения ОВО при УВД 46
2.1. Общая характеристика государственного предприятия 46
2.2. Анализ персонала и деятельность предприятия по разработке программ стимулирования труда 52
2.3. Выявление основных проблем по разработке программ стимулирования труда в организации 59
Глава 3. Разработка программ стимулирования труда в государственной организации ОВО при УВД 63
3.1. Формирование основных стратегических решений по разработке программ стимулирования труда в государственной организации 63
3.2. Разработка плана мероприятий по реализации программ стимулирования труда 66
3.3. Оценка эффективности разработанных программ стимулирования труда 72
Заключение 80
Список используемой литературы 82
Приложения 86
Для оценки индивидуальных результатов труда в ГУ ОВО при УВД также необходимо использовать следующие три группы показателей.
1. Качество работы
А. Уровень знаний, способностей, дарований: профессиональные знания;
знание особых предписаний или знание в специальных областях; наблюдательность (способность замечать недостатки, неполадки и источники ошибок); внимательность; способность к концентрации внимания; коммуникабельность (в отношениях с сотрудниками, с клиентами и т. д.); сообразительность; определенные умения и дарования (способности к иностранным языкам, умение вести переговоры, организаторский талант, технические данные, склонность к импровизации); уровень мобильности и способность к переключению на новую работу.
Б. Характеристика качества выполнения работы: самостоятельность; самоконтроль; целеустремленность; надежность; тщательность; точность; соблюдение порядка; соблюдение инструкций и контроль за ходом работы; разделение труда; соблюдение сроков; безопасность методов труда.
2. Количественные
показатели труда и темп работы
3. Готовность к выполнению заданий. Этот критерий профессионального уровня персонала, в зависимости от особенностей рабочего места, может оцениваться по следующим показателям: готовность к выполнению заданий как при нормальном ходе работы, так и в экстренных случаях; инициативность; стремление учиться для использования прогрессивных нововведений на рабочем месте; готовность к сотрудничеству с положительным влиянием на результаты труда рабочей группы; готовность нести ответственность; полное использование своих полномочий.
Одной из главных задач менеджмента персонала в рамках предприятия – это создание экономических и социальных условий для значительного повышения результативности труда. Таким образом, необходимо представить план мероприятий по реализации программ стимулирования труда и, ответственных лиц и сроки реализации плана, см. таблицу 10.
Таблица 10 - Наименование этапа и ответственные исполнители разработки программ стимулирования труда в государственной организации
Наименование этапа реализации проекта |
Содержание работ |
Регламентирующий документ |
Ответственный исполнитель |
Сроки реализации |
Подготовительный |
Разработка нового положения об оплате труда |
Трудовой кодекс РФ Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год (от 04.12.2009 № 10) |
Кадровая служба |
Не более недели |
Диагностический |
Разработка системы оценочных критериев |
Аттестационный лист по оценке работы сотрудника |
Директор, Начальники участков |
1 месяц |
Основной |
Разработка системы оплаты сверхуроч-ных часов |
Трудовой кодекс РФ ст. 99 часть 2 и ст. 152 Табеля рабочего времени |
Бухгалтерия, кадровая служба |
Не более недели |
Основной |
Разработать систему премирова-ния на основании результатов текущих оценок (оценочных критериев) |
Положение о премировании рабочих |
Кадровая служба, главный бухгалтер |
1 месяц |
На первом подготовительном этапе необходимо разработать новое положение об оплате труда ГУ ОВО при УВД Центрального района Санкт-Петербурга согласно трудовому кодексу и Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год (от 04.12.2009 № 10).
Предложенное мною Положение об оплате труда ГУ ОВО при УВД Центрального района Санкт-Петербурга представлено в Приложении 1.
На втором этапе необходимо разработать систему оценочных критериев для рабочих, так как именно от качества выполняемости и высокой выработки именно этой категории трудовых ресурсов зависит рост прибыли предприятия и повышение эффективности деятельности.
1. Месячная оценка – обобщение и анализ накопленной текущей оценки по итогам месяца. Целью данной оценки является обоснование решения о форме и размере денежного и неденежного вознаграждения, корректировка ставших систематическими нежелательных форм трудового поведения, накопление данных для следующих видов оценки.
2. Квартальная оценка – обобщение и анализ накопленной текущей оценки по итогам квартала, проведение собеседования с оцениваемыми специалистами. Целью данной оценки является регулирование трудового поведения работников, сопоставление достигнутых результатов с поставленными задачами, устранение причин негативных результатов и форм поведения, выявление и отслеживание резерва специалистов для профессионально-должностного продвижения, оптимизация нагрузки и распределение функций, выявление необходимости переподготовки или повышения квалификации, определение размера и формы материального и нематериального стимулирования. 3. Годовая оценка – обобщение, дополнение и анализ накопленной текущей оценки по итогам года, собеседование по результатам оценки. Целью данной оценки является оперативный анализ соответствия специалиста занимаемой должности, анализ причин негативных результатов и факторов повышения эффективности работы, разработка планов работы, корректировка отношения к труду, выработка рекомендаций для профессионально-должностных перемещений. Результаты годовых оценок используются при аттестации персонала.
Оценку результатов
деятельности персонала за месяц
целесообразно проводить по «5»
бальной системе в форме
Таблица 11 - Аттестационный лист по оценке работы сотрудника (за месяц, квартал, год)
№ п/п |
Наименование показателя оценки |
Оценка в балах |
Комментарий директора |
1 |
Степень сложности труда (К1) |
||
2 |
Степень напряженности труда (К2) |
||
3 |
Степень качества труда (К3) |
||
4 |
Уровень планирования труда (К4) |
||
5 |
Уровень организации труда (К5) Способность координировать ресурсы и время для достижения результатов |
||
6 |
Способность к руководству (К6) |
||
7 |
Коммуникабельность (К7) |
||
8 |
Отношение к работе (К8) |
На третьем этапе необходимо разработать систему оплаты сверхурочных часов. Проблема вызвана в следствии пассивного отношения рабочих к работе сверх нормы. Таким образом в целях повышения эффективности системы управления персоналом ГУ ОВО при УВД мною рекомендовано разработать в соответствии с Трудовым кодексом РФ (с учетом положений Федерального закона № 90 – ФЗ от 30.06.2006 г.). в соответствии со ст. 99 часть 2 и ст. 152 Трудового кодекса РФ необходимо:
На четвёртом этапе необходимо предложить систему премирования на основании результатов текущих оценок (оценочных критериев). Если в организации утверждено положение о премировании работников, а в трудовых или коллективных договорах дается ссылка на это положение, то организация вправе отразить в составе расходов на оплату труда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, премии работникам. Применяя систему премий, с экономической точки зрения выгодно, можно снизить свои издержки или повысить производительность труда, так как условия и размеры премиальных выплат находятся в прямой зависимости от работоспособности трудовых ресурсов.
Как правило, премиальное положение состоит из нескольких разделов:
I. Общие положения:
II. Размер премий:
III. Механизм назначения премии:
Далее необходимо провести оценку эффективности разработанных программ стимулирования.
Эффективность разработанных программ стимулирования труда работников в определяющей степени зависит от правильного, объективного определения и утверждения показателей и условий премирования. Личная заинтересованность работника в достижении положительных конечных результатов в целом по организации, таких как снижение затрат, может быть реализована только через выполнение показателей, обусловленных рамками его деятельности, функциональными обязанностями работника. Это ключевой момент стимулирования.