Тенденции развития менеджмента: основные этапы, научные школы и концепции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:29, реферат

Описание работы

Сущность и содержание истории менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития: условия и факторы возникновения и эволюции менеджмента; основные этапы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента на современной этапе.

Работа содержит 1 файл

Тенденции развития менеджмента.doc

— 529.50 Кб (Скачать)

• нехватка рабочей силы в период быстрого роста. Рабочий класс набирался из деревень; 

• острая потребность  в новых концепциях и методах  управления. Появление после войны  молодого поколения администраторов  с новыми идеями: Хонда, Мацусита, Дойкай. Предпочтение долгосрочных инновационных стратегий краткосрочным финансовым. Специфика японского менеджмента, учитывающего психологию людей и их социальный статус и позволившего добиться необычных успехов в промышленности, способствовала совершенствованию традиционных методов управления кадрами в других странах с развитой экономикой. 

До второй мировой  войны в Японии сформировалась особая система отношений между фирмами  и банками (дзайбану), в соответствие с которой крупные фирмы в  Японии организованы в небольшое  число групп. Каждая группа состоит более, чем из десяти крупных фирм, которые группируются, вокруг крупного банка. В свою очередь, вокруг каждой из крупных компаний группируется большое число (до 100 и более) второстепенных компаний – сателлитов. На них работает от 10 до                100 человек, которые обычно занимаются сборкой узлов или предоставляют услуги, причем только одному своему крупному клиенту. Официально этот тип монополии ликвидирован после войны. В центре группы стоит банк, который имеет много преимущественных прав, в том числе направлять в сателлиты на работу сотрудников предпенсионного возраста. Отсюда стратификация, полная зависимость. 

Сегодня в Японии действует кайрацу – объединение  фирм в устойчивые финансово-промышленные группы. Из 100 крупнейших фирм 70 являются участниками кайрацу. Это универсальный многоотраслевой концерн (часто с большим удельным весом тяжелой и химической промышленности). 

Характерные черты  кайрацу: 

• наличие собственной  системы финансовых учреждений; 

• взаимное владение акциями; 

• объединение групп  внутри фирмы для реализации крупных  или перспективных проектов; 

• наличие обязательств по взаимным поставкам внутри кайрацу; 

• организация общей  универсальной торговой фирмы; 

• наличие системы  регулярных совещаний руководителей фирм кайрацу. Взаимный обмен сотрудниками разного уровня. 

В Японии сформировалась система непрерывно-поточного производства – канбан. Ее черты: 

1. Система управления  производством основана на принципе  нулевых производственных запасов.  Система очень сложна для практической реализации. Необходимо поставлять комплектующие не впрок, а именно тогда, когда продукция необходима потребителю, сразу на конвейер. Предприятие получает узлы и детали ежедневно или несколько раз в день. 

2. Если на типичном  американском предприятии производственные запасы обновляются 10–20 раз в год, то при системе канбан – 50–100 раз в год. 

3. Стремление к  снижению запасов становится  методом для выявления и решения  производственных проблем. Обнаружив  появление непредусмотренного задела, руководство предприятия обязано принять решительные действия по обнаружению причины его возникновения и устранению. 

4. Накопление запасов,  по своей сути, позволяет скрыть  производственные проблемы и  трудности, такие, как: частые  поломки, остановки станков, низкое качество продукции, нарушение ритма и др. 

5. Поскольку при  минимизации заделов производство  может быть остановлено из-за  бракованных деталей и узлов,  основным требованием системы  канбан становится «ноль дефектов»  и «ноль запасов». 

6. Систему канбан практически невозможно реализовать в полном объеме без одновременного внедрения комплексной системы управления качеством, отвергающей философию неизбежности барка в любом технологическом процессе. 

7. Применение системы  канбан неизбежно ведет к внедрению систем участия рабочих в производственном процессе (в том числе в кружках качества). 

Для Японии характерен пожизненный найм. Этой системой организации  персонала охвачено около 35% рабочей  силы. Данная система реализуется  следующим образом: один раз в год после окончания учебного заведения набирается сразу большая партия новобранцев; после работы в одной компании более 5–10 лет попасть в другую компанию фактически невозможно; выход на пенсию в 55 лет с большой единовременной выплатой. 

С системой канбан воедино связана система комплексного управления качеством. Основные положения японского опыта управления качеством: 

• высокое качество продукции в Японии – основополагающий принцип менеджмента; 

• отказ от выпуска  ненужной, излишней продукции, который приводит к росту незавершенного производства, во имя выполнения задания; 

• простота японской системы не терпит излишних административных звеньев и бюрократической волокиты; 

• обеспечение гибкости производства, его быстрой приспособляемости  к изменяющимся требованиям рынка. 

Росту производительности труда и повышению качества продукции  на предприятиях Японии способствует метод «участвующего управления». Примером средства для привлечения  рабочих и служащих к новаторским  разработкам являются, так называемые, кружки качества, организуемые на общественных началах. Кружок, состоящий из небольшой группы людей одной профессии, призван добровольно осуществлять контроль за качеством труда и продукции на том предприятии, где работают его члены. 

  
 

  

Западноевропейская модель менеджмента. 

Людвиг Эрхард (1897–1977 гг.) – ученый и политик, второй канцлер  ФРГ, в 50–60 гг. ХХ столетия провел в  Западной Германии широкомасштабную экономическую  реформу, коренным образом преобразившую  социально-экономическую жизнь страны. «Сегодняшняя система, – писал Эрхард, – должна либо принять форму более свободного рыночного хозяйства, либо повернуться в сторону абсолютного тоталитаризма» (Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. М., 1993. С.7). Реформа основывалась на принципе социальной ориентации рынка, которая предполагала, прежде всего, выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности. Эрхард полагал, что нет никакого социального рынка без экономического прогресса. Ставка была сделана на развитие производства, а не на перераспределение продукции, на обеспечение всем трудящимся постоянного повышения заработной платы в соответствии с ростом производительности труда. Был принят закон против произвольного повышения цен. Эрхарду удалось втрое увеличить экспорт. По его мнению, укрепить положение на мировом рынке можно было только при условии обеспеченности стабильности валюты. Социальное рыночное хозяйство предусматривало увеличение номинальных доходов посредством постоянного улучшения качества предлагаемых товаров. Низкие налоги, инвестирование, защита внутреннего рынка от внешних конкурентов – все это обеспечивало защищенность и свободу граждан. 

Относительно самостоятельным  элементом социально ориентированного рынка было создание системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, регулирование рабочих мест, развитие общественных работ и другие звенья этой системы. Социальная ориентация рынка предполагала включение в его механизм специальной системы социальной защиты населения. По мнению Эрхарда, социальная политика – это политика не в угоду миллионерам, а политика для миллионов. 

Важнейшим аспектом социальной политики была налоговая  политика: освобождение от налогообложения  всех малообеспеченных слоев общества, отказ от повышения косвенных налогов, осуществление финансирования социальных программ за счет высокого налогообложения и лишения наиболее богатых граждан некоторых субсидий. 

Социальная ориентация рынка предполагала усиление государственного регулирования всех сфер общества и, прежде всего, его экономической основы. 

Таким образом, социальное государство регулирует общественные процессы, в том числе и рынок; проводит социальную политику в интересах  большинства народа. 

Разоренная войной ФРГ уже к кону 60-х могла на равных конкурировать с США. Это в значительной мере объясняется успешным индикативным планированием (вместо директивных подробных показателей устанавливались определенные индикативные показатели). Основу этого успеха составляли следующие факторы. 

• Высокая квалификация составителей планов, использовавших весь арсенал мировой экономической  науки. 

• Разнообразие методов  и инструментария при реализации этих планов, отсутствие догматизма и  узости подходов. 

• Твердость и  последовательность профессионального государственного аппарата, который, нередко действуя в условиях крайней политической нестабильности, не допускал колебаний при реализации выработанных программ. 

• Выработка широкого национального согласия в отношении  главных целей социально-экономического развития на ближайшую и отдаленную перспективы и той модели общества, которой отдает предпочтение большинство народа. 

• Атмосфера социального  партнерства, постепенно ослаблявшая  классовую конфронтацию. Без соглашений в политике в области доходов, занятости и условий труда в стране продолжались бы массовые забастовки, подрывавшие основы индикативного планирования. 

Успех реформ объясняется  еще и тем, что Эрхард широко использовал  помощь ученых своей страны. 

Концепция «социального рыночного хозяйства» Эрхарда имеет много общего с концепцией другого социал-демократического теоретика, лауреата Нобелевской премии Г.К. Мюрдаля, создателя так называемой шведской модели социализма. 

Мюрдаль подчеркивал  регулирующую роль государства и  считал его способным преодолеть стихию рынка. Вмешательство государства, по его мнению, преобразует рыночное хозяйство в новую регулируемую экономику, свободную от противоречий и недостатков старого строя, в которой осуществлен идеал всеобщего равенства и созданы равные экономические возможности для всех. Особая модель социального государства в Швеции основывалась на сложной системе прямых и косвенных налогов, изымаемых у населения. По мнению Мюрдаля, главное в «государстве благосостояния» – это социальная защита населения, под которой он понимал систему законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, равные условия для повышения благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства для трудоспособного населения и создание определенного уровня жизнеобеспечения для нетрудоспособных граждан. 

Таким образом, успехи Германии и Швеции в 50–60 гг. объяснялись  многими причинами и, прежде всего, правильным выбором модели общественного  развития. Стремление к формированию социально ориентированной экономики становится общемировой тенденцией, игнорировать это нельзя. Это направление характерно в основном для европейских, и в особенности ? для скандинавских стран, Израиля, Канады; этот же путь выбирают Китай, Южная Корея, быстро развивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока. 

  
 

  
 

Развитие системы  управления хозяйственной жизнью в  России до XIX в. 

Развитие системы  управления хозяйственной жизнью в  России XVII в. положило начало новому периоду, который характеризуется фактическим слиянием областей, земель и княжеств в единое целое. Постепенно ликвидировались пережитки феодальной раздробленности. Было положено начало объединению раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок. Укрепление дворянского землевладения и полное закрепощение крестьянства, согласно Соборному Уложению 1649 г., означало победу дворянства над боярской Думой и Земским собором, во второй половине XVII в. сословная монархия начала трансформироваться в абсолютную самодержавную власть царя. В недрах феодального общества возникали и развивались новые экономические явления, подрывавшие основы натурального хозяйства и способствовавшие неуклонному развитию простого товарного производства. В России появляются крупные промышленные предприятия – мануфактуры, которых к концу века было уже более 30. Были построены металлургические и металлообрабатывающие заводы в Туле и Кашире. Появились стекольные, кожевенные заводы, предприятия по производству бумаги. 

Важную роль в развитии экономической политики и системы государственного управления середины XVII в. сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (ок.1605–1680 гг.) – сторонник укрепления централизованного аппарата государственного управления, активно выступавший против боярского местничества и заботившийся об улучшении организации управления на местах. Ордин-Нащокин предпринял попытку ввести городское самоуправление в западных приграничных городах России. Проводя реформы в Пскове, он поставил задачу оградить и укрепить его экономические позиции в борьбе с иностранным торговым капиталом. Реформа резко ограничивала функции воевод, оставляя в их ведении лишь дела о разбоях и убийствах. Опору монархии он видел в союзе дворянства с купечеством против боярства, защищавшего отжившие порядки. 

Информация о работе Тенденции развития менеджмента: основные этапы, научные школы и концепции управления