Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:29, реферат
Сущность и содержание истории менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития: условия и факторы возникновения и эволюции менеджмента; основные этапы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента на современной этапе.
• нехватка рабочей
силы в период быстрого роста. Рабочий
класс набирался из деревень;
• острая потребность
в новых концепциях и методах
управления. Появление после войны
молодого поколения администраторов
с новыми идеями: Хонда, Мацусита, Дойкай.
Предпочтение долгосрочных инновационных
стратегий краткосрочным финансовым.
Специфика японского менеджмента, учитывающего
психологию людей и их социальный статус
и позволившего добиться необычных успехов
в промышленности, способствовала совершенствованию
традиционных методов управления кадрами
в других странах с развитой экономикой.
До второй мировой
войны в Японии сформировалась особая
система отношений между
Сегодня в Японии
действует кайрацу –
Характерные черты
кайрацу:
• наличие собственной
системы финансовых учреждений;
• взаимное владение
акциями;
• объединение групп
внутри фирмы для реализации крупных
или перспективных проектов;
• наличие обязательств
по взаимным поставкам внутри кайрацу;
• организация общей
универсальной торговой фирмы;
• наличие системы
регулярных совещаний руководителей
фирм кайрацу. Взаимный обмен сотрудниками
разного уровня.
В Японии сформировалась
система непрерывно-поточного
1. Система управления
производством основана на
2. Если на типичном
американском предприятии производственные
запасы обновляются 10–20 раз в год, то при
системе канбан – 50–100 раз в год.
3. Стремление к
снижению запасов становится
методом для выявления и
4. Накопление запасов,
по своей сути, позволяет скрыть
производственные проблемы и
трудности, такие, как: частые
поломки, остановки станков, низкое
качество продукции, нарушение ритма и
др.
5. Поскольку при
минимизации заделов
6. Систему канбан практически
невозможно реализовать в полном объеме
без одновременного внедрения комплексной
системы управления качеством, отвергающей
философию неизбежности барка в любом
технологическом процессе.
7. Применение системы
канбан неизбежно ведет к внедрению
систем участия рабочих в производственном
процессе (в том числе в кружках качества).
Для Японии характерен
пожизненный найм. Этой системой организации
персонала охвачено около 35% рабочей
силы. Данная система реализуется
следующим образом: один раз в год после
окончания учебного заведения набирается
сразу большая партия новобранцев; после
работы в одной компании более 5–10 лет
попасть в другую компанию фактически
невозможно; выход на пенсию в 55 лет с большой
единовременной выплатой.
С системой канбан воедино
связана система комплексного управления
качеством. Основные положения японского
опыта управления качеством:
• высокое качество
продукции в Японии – основополагающий
принцип менеджмента;
• отказ от выпуска
ненужной, излишней продукции, который
приводит к росту незавершенного производства,
во имя выполнения задания;
• простота японской
системы не терпит излишних административных
звеньев и бюрократической
• обеспечение гибкости
производства, его быстрой приспособляемости
к изменяющимся требованиям рынка.
Росту производительности
труда и повышению качества продукции
на предприятиях Японии способствует
метод «участвующего
Западноевропейская
модель менеджмента.
Людвиг Эрхард (1897–1977
гг.) – ученый и политик, второй канцлер
ФРГ, в 50–60 гг. ХХ столетия провел в
Западной Германии широкомасштабную экономическую
реформу, коренным образом преобразившую
социально-экономическую жизнь
Относительно самостоятельным
элементом социально
Важнейшим аспектом
социальной политики была налоговая
политика: освобождение от налогообложения
всех малообеспеченных слоев общества,
отказ от повышения косвенных налогов,
осуществление финансирования социальных
программ за счет высокого налогообложения
и лишения наиболее богатых граждан некоторых
субсидий.
Социальная ориентация
рынка предполагала усиление государственного
регулирования всех сфер общества и, прежде
всего, его экономической основы.
Таким образом, социальное
государство регулирует общественные
процессы, в том числе и рынок;
проводит социальную политику в интересах
большинства народа.
Разоренная войной
ФРГ уже к кону 60-х могла на равных конкурировать
с США. Это в значительной мере объясняется
успешным индикативным планированием
(вместо директивных подробных показателей
устанавливались определенные индикативные
показатели). Основу этого успеха составляли
следующие факторы.
• Высокая квалификация
составителей планов, использовавших
весь арсенал мировой экономической
науки.
• Разнообразие методов
и инструментария при реализации
этих планов, отсутствие догматизма и
узости подходов.
• Твердость и
последовательность профессионального
государственного аппарата, который, нередко
действуя в условиях крайней политической
нестабильности, не допускал колебаний
при реализации выработанных программ.
• Выработка широкого
национального согласия в отношении
главных целей социально-
• Атмосфера социального
партнерства, постепенно ослаблявшая
классовую конфронтацию. Без соглашений
в политике в области доходов, занятости
и условий труда в стране продолжались
бы массовые забастовки, подрывавшие основы
индикативного планирования.
Успех реформ объясняется
еще и тем, что Эрхард широко использовал
помощь ученых своей страны.
Концепция «социального
рыночного хозяйства» Эрхарда имеет много
общего с концепцией другого социал-демократического
теоретика, лауреата Нобелевской премии
Г.К. Мюрдаля, создателя так называемой
шведской модели социализма.
Мюрдаль подчеркивал
регулирующую роль государства и
считал его способным преодолеть стихию
рынка. Вмешательство государства, по
его мнению, преобразует рыночное хозяйство
в новую регулируемую экономику, свободную
от противоречий и недостатков старого
строя, в которой осуществлен идеал всеобщего
равенства и созданы равные экономические
возможности для всех. Особая модель социального
государства в Швеции основывалась на
сложной системе прямых и косвенных налогов,
изымаемых у населения. По мнению Мюрдаля,
главное в «государстве благосостояния»
– это социальная защита населения, под
которой он понимал систему законодательных,
экономических, социальных и социально-психологических
гарантий, равные условия для повышения
благосостояния за счет личного трудового
вклада, экономической самостоятельности
и предпринимательства для трудоспособного
населения и создание определенного уровня
жизнеобеспечения для нетрудоспособных
граждан.
Таким образом, успехи
Германии и Швеции в 50–60 гг. объяснялись
многими причинами и, прежде всего,
правильным выбором модели общественного
развития. Стремление к формированию социально
ориентированной экономики становится
общемировой тенденцией, игнорировать
это нельзя. Это направление характерно
в основном для европейских, и в особенности
? для скандинавских стран, Израиля, Канады;
этот же путь выбирают Китай, Южная Корея,
быстро развивающиеся страны Латинской
Америки, Арабского Востока.
Развитие системы
управления хозяйственной жизнью в
России до XIX в.
Развитие системы
управления хозяйственной жизнью в
России XVII в. положило начало новому периоду,
который характеризуется фактическим
слиянием областей, земель и княжеств
в единое целое. Постепенно ликвидировались
пережитки феодальной раздробленности.
Было положено начало объединению раздробленных
региональных рынков в единый общенациональный
рынок. Укрепление дворянского землевладения
и полное закрепощение крестьянства, согласно
Соборному Уложению 1649 г., означало победу
дворянства над боярской Думой и Земским
собором, во второй половине XVII в. сословная
монархия начала трансформироваться в
абсолютную самодержавную власть царя.
В недрах феодального общества возникали
и развивались новые экономические явления,
подрывавшие основы натурального хозяйства
и способствовавшие неуклонному развитию
простого товарного производства. В России
появляются крупные промышленные предприятия
– мануфактуры, которых к концу века было
уже более 30. Были построены металлургические
и металлообрабатывающие заводы в Туле
и Кашире. Появились стекольные, кожевенные
заводы, предприятия по производству бумаги.
Важную роль в развитии
экономической политики и системы государственного
управления середины XVII в. сыграл А.Л. Ордин-Нащокин
(ок.1605–1680 гг.) – сторонник укрепления
централизованного аппарата государственного
управления, активно выступавший против
боярского местничества и заботившийся
об улучшении организации управления
на местах. Ордин-Нащокин предпринял попытку
ввести городское самоуправление в западных
приграничных городах России. Проводя
реформы в Пскове, он поставил задачу оградить
и укрепить его экономические позиции
в борьбе с иностранным торговым капиталом.
Реформа резко ограничивала функции воевод,
оставляя в их ведении лишь дела о разбоях
и убийствах. Опору монархии он видел в
союзе дворянства с купечеством против
боярства, защищавшего отжившие порядки.