Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:29, реферат
Сущность и содержание истории менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития: условия и факторы возникновения и эволюции менеджмента; основные этапы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента на современной этапе.
Появление подобного
рода новаций в американском менеджмен
те не случайно. Уже к середине 60-х гг. у
многих экспертов и теоретиков менеджмента
сформировалось убеждение, что частнопредпринимательские
организации не достигают своих целей
с должной эффективностью из-за игнорирования
социальных проблем и противоречий. Иными
словами, менеджмент столкнулся с необходимостью
быстро воспринимать множество сигналов,
поступающих из быстро меняющейся социально-экономической
среды, с необходимостью разрабатывать
свою активную стратегию, а не замыкаться
только на вопросах совершенствования
внутренней структуры предприятий. Концепция
«производственной демократии» как раз
и возникла из стремления удовлетворить
эту потребность. Ее можно рассматривать
как попытку примирения и согласования
интересов бизнеса со все более настойчивыми
требованиями работников, касающихся
улучшения их положения как в экономической,
так и в социальной сферах.
Основоположниками
идеи «производственной демократии»
принято считать реформистских
социологов Коула Дж. и Гоца А., доказывавших
возможность управления частнопредпринимательскими
корпорациями через контролируемые рабочими
производственные советы.
Коул Дж. (1889–1959 гг.),
английский историк, экономист и
социолог, один из идеологов Фабианского
общества, автор трудов по экономической
истории и истории рабочего движения.
Концепция «производственной
демократии» отличается от предшествовавших
ей доктрин «человеческих
Г. Школа поведенческих
наук (с 1950 г. по настоящее время)
Школа поведенческих
наук (бихевиоризм, от англ. behaviour –
поведение) – подход в теории менеджмента,
исследующий поведение людей, методы налаживания
межличностных отношений, разрабатывающий
проблемы социального взаимодействия
и коммуникации, власти и авторитета в
организационной структуре, поведенческих
стереотипов и их мотивации, лидерства,
изменения содержания работы и качества
труда и др. Школа поведенческих наук тесно
связана с именами таких ученых, как К.
Арджирис, Р. Лайкерт, Ф. Херцберг и Д. МакГрегор.
Школа поведенческих
наук значительно отошла от школы
человеческих отношений, сосредоточившейся,
прежде всего, на методах налаживания
межличностных отношений. Сторонники
нового подхода стремились в большей степени
оказать помощь работнику в осознании
своих собственных возможностей на основе
применения концепций поведенческих наук
к построению и управлению организациями.
В самых общих чертах основной целью этой
школы было повышение эффективности организации
за счет повышения эффективности ее человеческих
ресурсов.
Поведенческий подход
стал настолько популярен, что почти
полностью охватил всю область управления
в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот
подход отстаивал «единственный наилучший
путь» решения управленческих проблем.
Его главный постулат состоял в том, что
правильное применение науки о поведении
всегда будет способствовать повышению
эффективности как отдельного работника,
так и организации в целом. Однако такие
приемы, как изменение содержания работы
и участие работника в управлении предприятием,
оказываются эффективными только для
некоторых работников и в некоторых ситуациях.
Итак, несмотря на многие важные положительные
результаты, бихевиористский подход иногда
оказывался несостоятельным в ситуациях,
которые отличались от тех, которые исследовали
его приверженцы.
Говоря о такой
важной функции менеджмента, как мотивация
(функция, поддерживающая состояние, побуждающее
совершать действия, направленные на удовлетворение
потребностей), необходимо напомнить,
что все теории мотивации подразделяются
на две группы: содержательные, основывающиеся
на идентификации потребностей, и процессуальные,
возникшие позже и базирующиеся на том,
как ведут себя люди с учетом их восприятия
и познания.
А.Н. Маслоу (1908–1970 гг.)
– американский психолог, экономист,
автор мотивационной теории потребностей
(1954 г.). Согласно данной теории, не сама
по себе потребность движет человеком,
а степень ее неудовлетворенности. Кроме
того, потребности выстраиваются в иерархию,
представляющую собой доминирование неудовлетворенных
потребностей над удовлетворенными. Порядок
потребностей называется иерархическим
потому, что они располагаются по восходящей
линии от низших (материальных) до высших
(духовных):
– физиологические
потребности – в
– экзистенциальные
– потребности в безопасности
существования (физические и экономические);
– социальные – проистекающие
из нашей коллективной природы (жажда
дружбы и привязанности, общения
и т.п.);
– престижные – потребности
в уважении со стороны «значимых
других», в служебном росте, статусе
и т.п.;
– духовные потребности
в самовыражении через
Идеи Маслоу получили
дальнейшее развитие в двухфакторной
теории мотивации Ф. Херцберга, разработанной
в 1950 г.
Ф. Херцберг – американский
психолог, экономист, профессор Кливлендского
университета, автор двухфакторной содержательной
модели мотивации (гигиенические факторы
и мотиваторы). Двухфакторная («мотивационно-гигиеническая»)
теория удовлетворения трудом Херцберга
постулировала:
• первый фактор –
«мотивация» – включает содержание
труда, достижения в работе, признание
со стороны окружающих, возможность
квалификационного роста;
• второй фактор –
«гигиеничность» – включает условия
труда, заработную плату, линию поведения
администрации, взаимоотношения между
работниками.
При этом выделяется
группа факторов, которые должны удовлетворяться
в первую очередь. Удовлетворенность
всех факторов приводит к повышению
эффективности деятельности работника.
Наиболее последовательно
концепция мотивации развита видным представителем
школы психологии и человеческих отношений,
профессором школы менеджмента Мичиганского
университета Д. МакГрегором.
Д. Макгрегор (1906–1964
гг.) – американский теоретик менеджмента,
специалист в области поведенческих
аспектов управления, автор управленческих
теорий Х (авторитаризм) и Y (партнерство)
(1960 г.). Главный труд – «Человеческий аспект
предприятия» (1960 г.).
Макгрегор внес значительный
вклад в развитие содержания теории
человеческих ресурсов, сосредоточив
свое внимание на вопросах лидерства,
стиля руководства, поведения людей в
организациях.
Большое внимание он
уделял формированию менеджеров (руководитель
или управляющий, занимающий постоянную
должность и наделенный полномочиями
в области принятия решений по конкретным
видам деятельности фирмы), отмечая, что
зачастую практическая отдача даже от
хорошо подготовленных менеджеров невелика.
Он видел несколько причин сложившегося
положения:
• слабое развитие менеджмента,
непонимание политики и практики,
природы стоящих перед ним задач;
• непонимание потенциальных
возможностей человеческих ресурсов;
• отсутствие организационного
климата, направленного на создание
условий для роста человека в
организации.
В основе созданной
Макгрегором концепции лежит
положение о необходимости использования
на практике достижений «социальной науки»,
учитывающей природу и поведение человеческих
ресурсов. МакГрегор отмечал, что после
Второй мировой войны социальная обстановка
на предприятиях изменилась, ослабла зависимость
наемных работников от предпринимателей.
Использование менеджерами авторитарной
власти вызывает протест со стороны рабочих.
Поэтому не следует обвинять работников
в лени и глупости, а необходимо изменить
качество управления, сосредоточив основные
усилия на создании атмосферы сотрудничества
между иерархическими уровнями управления,
а также между менеджерами и рабочими.
Макгрегор отмечал,
что «успех менеджмента... в значительной
степени зависит от способности
предсказывать и контролировать
человеческое поведение». По его мнению,
в истории развития общества хорошо различимы
два главных этапа развития науки управления
в изучении средств контроля за поведением
людей в организациях. Первый этап, длившийся
многие века, состоял в переходе от применения
физического насилия к использованию
формальной власти. Второй этап, наметившийся
в последнее столетие, хотя корнями и уходит
в далекое прошлое, характеризуется переходом
от формальной власти к лидерству. Он отмечал,
что частое использование власти далеко
не всегда приводит к достижению поставленных
целей, разрешению возникших проблем,
а иногда создает конфликтные ситуации
и новые проблемы. Властью как инструментом
лидерства следует пользоваться лишь
в исключительных случаях, «когда ничто
другое не подходит». Власть должна продуманно
выбирать средства воздействия на людей.
Лидерство Макгрегор
рассматривал как определенное социальное
отношение, понятие которого определяют
четыре переменные.
1. Характеристика
лидера.
2. Характеристика
его последователей (потребности,
позиции и др.).
3. Характеристика
организации, в которой он
4. Политическая, экономическая
и социальная среда.
Характеризуя лидерство,
Макгрегор подчеркивал: «Лидерство
не является качеством, присущим индивиду;
это сложное отношение указанных переменных».
Развивая свою концепцию,
Макгрегор пришел к выводу о необходимости
создания новой теории и практики.
Он разрабатывает дихотомию
С концепцией Макгрегора
тесно связано выдвинутое Р. Лайкертом
положение о двух типах руководителей:
ориентирующихся на работу и ориентирующихся
на людей. Макгрегор описал этих руководителей
в свете теорий Х и Y. Теория Х описывала
руководителя, сосредоточенного на работе,
а теория Y – сосредоточенного на человеке.
На основе теории
Х был сформулирован «
Опираясь на теорию
Y, Макгрегор предлагал новые
Работы Макгрегора
дали мощный толчок к использованию стиля
руководства, построенного на участии
работников в принятии решений. Однако
впоследствии была выявлена серьезная
ошибка в концепции Макгрегора. Группа
ученых, работавшая под эгидой Бюро по
исследованиям в области бизнеса в университете
штата Огайо, установила в 1945 г., что неправильно
делить руководителей на тех, кто сосредоточен
только на работе или только на человеке.
Ученые пришли к выводу, что автократичный
руководитель наряду с работой может уделять
много внимания и человеческим отношениям.
Главная их идея сводилась к тому, что
руководитель может быть ориентирован
одновременно и на работу, и на человека.
На основании проделанной
работы группа в университете Огайо
классифицировала поведение руководителей
по двум признакам: по структуре и вниманию
к подчиненным. В понятие структуры входит:
распределение работы между подчиненными,
разъяснение порученных заданий и требований
к их исполнению, разработка методов и
подходов к их выполнению, разработка
и планирование графиков работы. Внимание
к подчиненным выражается в оказании доверия
к ним, в уважении, привлечении подчиненных
к принятию решений, налаживании контактов
между руководителями и исполнителями.
В дальнейшем эти
исследования и сделанные выводы
легли в основу развития теории лидерства.
Было установлено, что руководители могут
эффективно управлять, используя стиль,
наиболее подходящий для сложившейся
ситуации. В сегодняшнем, быстро меняющемся
мире самым эффективным является стиль,
ориентированный на реальность.
Д. Портер и Э. Лоулер
– авторы мотивационной процессуальной
теории (теория ожидания + теория справедливости).
Портер и Лоулер
на основе анализа предложенной модели
сделали вывод о том, что результативный
труд ведет к удовлетворению. Это
заключение коренным образом отличается
от тех позиций, на которых стояли представители
ранних теорий человеческих отношений,
которые считали, что удовлетворенные
работники дают лучшие результаты.