Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:29, реферат
Сущность и содержание истории менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития: условия и факторы возникновения и эволюции менеджмента; основные этапы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента на современной этапе.
С.Ю. Витте (1849–1915 гг.)
– сын крупного чиновника, занимавшего
в государственной иерархии ряд постов.
Закончил математический факультет Одесского
университета. Витте был крупным государственным
деятелем России, автором дифференцированных
тарифов на железнодорожные перевозки,
которые стали считаться самыми прогрессивными
в Европе. С 1892 по 1906 гг. Витте являлся министром
финансов России и в 1897 г. осуществил денежную
реформу России. Осуществляя денежную
реформу, Витте использовал следующий
способ девальвации: понижение золотого
содержания рубля до рыночного курса бумажного
рубля. Благодаря такой валютной политике,
удалось закрепить на несколько лет установленный
курс рубля, а затем сделать его разменным
на золото. Этот способ девальвации был
использован во время денежной реформы
1928 г.
Развитие менеджмента
в СССР и Российской Федерации в ХХ в.
Формирование отечественной
науки управления и организации
труда разворачивалось в 1920-е
годы на фоне острой дискуссии вокруг
системы Тейлора. В России развитие
научного менеджмента долгое время
шло под флагом «научная организация
труда» (НОТ).
Социально-экономическая
ситуация в России начала ХХ в.
Социально-экономическая
ситуация в России начала ХХ в. была
обусловлена следующими событиями:
– первая революция
1905 г. породила многочисленные акты городского
насилия;
– Первая мировая
война (1914–1917 гг.) явилась причиной
миллионных жертв и многочисленных
нарушений в экономике;
– Гражданская война
(1918–1921 гг.) унесла еще несколько
миллионов человеческих жизней и
опустошила страну;
– Русско-польская война
(1919–1920 гг.), закончившаяся поражением
России;
– создание системы
ГУЛАГ в начале 1920-х годов, включая
уничтожение представителей элиты
предреволюционного периода и их
массовое бегство из России;
– процессы индустриализации
и коллективизации в начале и середине
1930-х годов породили массовый голод и миллионы
смертей на Украине и в Казахстане;
– «великая чистка и
террор» в середине и конце 1930-х
годов, когда миллионы заключенных
находились в трудовых лагерях, более
миллиона человек были расстреляны,
несколько миллионов умерли в результате
безжалостного обращения.
В первой половине ХХ
в. в истории России выделяются периоды,
отличающиеся своеобразием социально-экономической
и политической ситуации:
1917–1920 гг. – период
военного коммунизма, гражданской войны;
1921–1928 гг. – период
НЭПа;
1929–1940 – годы
первых пятилеток, массовой
Период «военного
коммунизма» характеризуется директивно-командными
методами управления сверху донизу.
Период военного
коммунизма, гражданской войны
– крестьянские восстания;
– глухое недовольство
рабочих;
– рост спекуляции;
– нехватка продуктов.
Все это первоначально
приписывалось проискам идейных противников,
прежде всего, меньшевиков и эсеров. Однако
таких находилось все меньше, и поэтому
перед руководством страны встал вопрос
о необходимости разрешения этой ситуации.
Способом такого рода решения проблемы
стало введение в стране новой экономической
политики (НЭП).
Период НЭПа был,
пожалуй, самым многообещающим в
истории советской культуры. Хронологически
почти целое десятилетие
Этот период выделяется
деятельностью блестящей плеяды
исторических личностей, выдающихся ученых.
В науке управления это прежде
всего, Н.А. Витке, А.К. Гастев, А.А. Богданов
(Малиновский), Ф.Р. Дунаевский, О.А. Ерманский
и др.
Широкое распространение
в России получил термин НОТ –
научная организация труда.
Управленческая мысль
в России ХХ в.
Научная организация
труда (НОТ) – совершенствование
организации труда на основе достижений
науки и техники, физиологии и гигиены
труда.
В то время как
характерной чертой западноевропейской
модели менеджмента является стремление
к формированию социально ориентированной
экономики, в Советской России в
поисках некапиталистических форм
управления на микро- и макроуровнях Всероссийский
центральный исполнительный комитет (ВЦИК)
осуществил ряд мер, основными из которых
были следующие: 1) введение рабочего контроля;
2) создание Высшего совета народного хозяйства;
3) образование местных органов экономического
управления.
В период новой экономической
политики с позиций управления выделялось
три уровня – высший, средний, низший.
Центральным звеном советского управления
является планирование. Планирование
– одна из функций управления, процесс
разработки планов, включающий определение
показателей деятельности предприятия
(организации) в условиях существующей
ограниченности ресурсов и времени.
Важнейшим фактором,
обусловившим процесс становления
отечественного научного менеджмента,
явилось проведение Первой Всероссийской
инициативной конференции по научной
организации труда и производства (1921
г.), на которой поднимались такие теоретические
проблемы, как организация труда в масштабах
общества, хозяйственная планомерность,
рационализация труда, психофизиология
труда, рефлексология труда, психология
труда, гигиена труда, стимулирование
труда, отношение к тейлоризму.
В результате Первой
Всероссийской инициативной конференции
по НОТ обнаружились существенные расхождения
в общетеоретических трактовках НОТ
и управления.
Тейлористы, представленные
И. Каннегисером, Н. Гредескулом и
др., были склонны отожествлять тейлоризм
с научной организацией труда
и управления. Они утверждали, что
учение Тейлора Ф. не только принципиально
неоспоримо, но и универсально, т.е. практически
полностью приемлемо в любых общественно-экономических
условиях.
Антитейлористы, представленные
О. Ерманским, В.М. Бехтеревым, Л.В. Грановским,
резко выступали против тезиса о
политико-идеологической нейтральности
тейлоризма и обращали внимание на недопустимость
его отождествления с «научной организацией
труда», отмечая ориентированность тейлоровского
учения на максимальную, выходящую за
пределы возможностей человеческого организма
интенсификацию труда, что было несовместимо
с ценностями нового строя, утвердившегося
в России.
«Платформа 17-ти»
– школа НОТ, представленная П. Керженцевым,
И. Бурдянским, М. Рудаковым, И. Шпильрейном,
ратовавшими за необходимость широких
теоретических обобщений в
«Группа 4-х» – школа
НОТ, отражающая взгляды научной
школы Центрального института труда
во главе с А. Гастевым. Сторонники
этого течения предостерегали от
опасности чрезмерного теоретизирования
и предлагали заниматься в первую очередь
практическими вопросами, рекомендуя
начинать всю работу по научной организации
труда с отдельного человека, с рационализации
трудовых операций.
После Первой Всероссийской
конференции возникло массовое движение
за научную организацию труда и управления.
Ведущими научными институтами были следующие:
• Центральный институт
труда при ВЦСПС – ЦИТ (директор
А.К. Гастев).
• Казанский институт
научной организации труда –
КИНТО (директор И.М. Бурдянский).
• Всеукраинский
институт труда – ВСУИТ (директор
Ф.Р. Дунаевский).
• Таганрогский институт
научной организации
• Государственный
институт техники управления при
НК РКИ – ГИТУ (директор Е.Ф. Розмирович)
и др.
Одна из важнейших
разработок этого периода – обоснование
принципов управления, учитывающих
такие особенности
Среди ученых, усилия
которых были направлены на поиск новых
путей развития научной организации труда,
производства и управления в условиях
социализма, следует прежде всего назвать
А.А. Богданова.
А.А. Богданов (Малиновский)
(1873–1928 гг.), политический деятель, врач,
философ, экономист, член Российской социал-демократической
рабочей партии в 1896–1909 гг., большевик,
с 1905 г. член руководства группы «Вперед».
Автор утопических романов «Красная звезда»,
«Инженер Мэнни», с 1918 г. идеолог пролеткульта.
Основное сочинение – «Всеобщая организационная
наука» (т. 1–2, 1913–1917 гг.). Выдвинул идею
создания науки об общих принципах организации
– тектологии, предвосхитил некоторые
положения кибернетики. С 1926 г. организатор
и директор Института переливания крови;
погиб, производя на себе опыт.
Свои основные идеи
он изложил в докладе на тему «Организационная
наука и хозяйственная
Вопросами совершенствования
теории и практики организации труда
занимался другой известный советский
ученый А.К. Гастев.
А.К. Гастев (1882–1938 гг.
или 1941 г.), русский поэт и ученый,
организатор Центрального института
труда (1920 г.). Сборники стихов: «Поэзия
рабочего удара» (1918 г.), «Пачка ордеров»
(1921 г.); публицистические книги «Как надо
работать» (1921 г.). Труды по рациональной
организации и культуре труда. Репрессирован,
реабилитирован посмертно.
Гастевым сформулирована
и обоснована концепция, получившая
название «трудовые установки» (1924
г.). По мнению Гастева, труд рабочего должен
носить творческий характер, а сам
рабочий должен быть активным рационализатором
производственного процесса. Для
этого необходима перестройка производства
в целом и рабочих мест, в частности, на
основе разработанных Гастевым принципов.
Внедрением методики
трудовых установок в практическую
деятельность занимался Центральный
институт труда (ЦИТ), созданный осенью
1920 г. при ВЦСПС, в задачи которого входила
научная разработка вопросов производительности
труда и выработка способов наиболее продуктивного
труда рабочих.
В качестве объекта
для изучения трудовых установок
была выбрана элементарная операция
– рубка зубилом и опиловка. Изучение
этой операции длилось в ЦИТ три года,
развернулось в 64 самостоятельные научные
проблемы, но так и не было завершено.
Недостатком концепции
трудовых установок Гастева является
слабая разработка самой методики трудовых
установок, выбор слишком узкой базы
исследования, ориентация на индивидуальность
рабочего.
Важная роль в
развитии научной организации труда
и управления в СССР принадлежит
видному экономисту О.А. Ерманскому
(1866–1941 гг.), который внес значительный
вклад в создание теории социалистической
рационализации. Основные положения этой
теории раскрыты им в книге «Научная организация
труда и система Тейлора» (1922 г.). Чтобы
рационально организовать работу, необходимо
подобрать человека к профессии (или специальности)
или же профессию (специальность) – к конкретному
человеку. В этом – суть первого из трех
принципов, выдвинутых Ерманским – принципа
положительного подбора (сочетание сил
должно усиливать друг друга, а не ослаблять).
Второй принцип
– основной закон организации
– организационная сумма больше арифметической
суммы сил, ее составляющих.
Главным из трех принципов
Ерманского является третий – принцип
оптимума, который он называл «стержнем
проблемы рационализации»: нахождение
коэффициента рациональности путем
сопоставления проделанной работы
с затраченной энергией. Принцип оптимума
требует наилучшего, оптимального применения
всех видов энергии для достижения наибольшего
коэффициента рациональности. Рассматривая
производительность и интенсивность труда,
Ерманский определял производительность
качеством рабочей силы, ее подготовкой,
степенью технической вооруженности труда.
Интенсивность же должна возрастать только
до определенной нормы (оптимума).