Тенденции развития менеджмента: основные этапы, научные школы и концепции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:29, реферат

Описание работы

Сущность и содержание истории менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития: условия и факторы возникновения и эволюции менеджмента; основные этапы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента на современной этапе.

Работа содержит 1 файл

Тенденции развития менеджмента.doc

— 529.50 Кб (Скачать)

С.Ю. Витте (1849–1915 гг.) – сын крупного чиновника, занимавшего в государственной иерархии ряд постов. Закончил математический факультет Одесского университета. Витте был крупным государственным деятелем России, автором дифференцированных тарифов на железнодорожные перевозки, которые стали считаться самыми прогрессивными в Европе. С 1892 по 1906 гг. Витте являлся министром финансов России и в 1897 г. осуществил денежную реформу России. Осуществляя денежную реформу, Витте использовал следующий способ девальвации: понижение золотого содержания рубля до рыночного курса бумажного рубля. Благодаря такой валютной политике, удалось закрепить на несколько лет установленный курс рубля, а затем сделать его разменным на золото. Этот способ девальвации был использован во время денежной реформы 1928 г. 

  
 

  

Развитие менеджмента в СССР и Российской Федерации в ХХ в. 

Формирование отечественной  науки управления и организации  труда разворачивалось в 1920-е  годы на фоне острой дискуссии вокруг системы Тейлора. В России развитие научного менеджмента долгое время  шло под флагом «научная организация труда» (НОТ). 

  
 

  

Социально-экономическая  ситуация в России начала ХХ в. 

Социально-экономическая  ситуация в России начала ХХ в. была обусловлена следующими событиями: 

– первая революция 1905 г. породила многочисленные акты городского насилия; 

– Первая мировая  война (1914–1917 гг.) явилась причиной миллионных жертв и многочисленных нарушений в экономике; 

– Гражданская война (1918–1921 гг.) унесла еще несколько  миллионов человеческих жизней и  опустошила страну; 

– Русско-польская война (1919–1920 гг.), закончившаяся поражением России; 

– создание системы  ГУЛАГ в начале 1920-х годов, включая  уничтожение представителей элиты  предреволюционного периода и их массовое бегство из России; 

– процессы индустриализации и коллективизации в начале и середине 1930-х годов породили массовый голод и миллионы смертей на Украине и в Казахстане; 

– «великая чистка и  террор» в середине и конце 1930-х  годов, когда миллионы заключенных  находились в трудовых лагерях, более  миллиона человек были расстреляны, несколько миллионов умерли в результате безжалостного обращения. 

В первой половине ХХ в. в истории России выделяются периоды, отличающиеся своеобразием социально-экономической  и политической ситуации: 

1917–1920 гг. – период  военного коммунизма, гражданской войны; 

1921–1928 гг. – период  НЭПа; 

1929–1940 – годы  первых пятилеток, массовой коллективизации  и социалистической индустриализации, время кардинальной реконструкции  производственного потенциала страны. 

Период «военного  коммунизма» характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу. 

Период военного коммунизма, гражданской войны характеризуется  следующими явлениями: 

– крестьянские восстания; 

– глухое недовольство рабочих; 

– рост спекуляции; 

– нехватка продуктов. 

Все это первоначально приписывалось проискам идейных противников, прежде всего, меньшевиков и эсеров. Однако таких находилось все меньше, и поэтому перед руководством страны встал вопрос о необходимости разрешения этой ситуации. Способом такого рода решения проблемы стало введение в стране новой экономической политики (НЭП). 

Период НЭПа был, пожалуй, самым многообещающим в  истории советской культуры. Хронологически почти целое десятилетие оказалось  такой стадией развития общества, которая существенно отличалась как от предыдущей (серебряный век), так и от последующей (усиление командно-административной системы). 

Этот период выделяется деятельностью блестящей плеяды исторических личностей, выдающихся ученых. В науке управления это прежде всего, Н.А. Витке, А.К. Гастев, А.А. Богданов (Малиновский), Ф.Р. Дунаевский, О.А. Ерманский и др. 

Широкое распространение  в России получил термин НОТ –  научная организация труда. 

  
 

  

Управленческая мысль  в России ХХ в. 

Научная организация  труда (НОТ) – совершенствование  организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда. 

В то время как  характерной чертой западноевропейской модели менеджмента является стремление к формированию социально ориентированной  экономики, в Советской России в  поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие: 1) введение рабочего контроля; 2) создание Высшего совета народного хозяйства; 3) образование местных органов экономического управления. 

В период новой экономической  политики с позиций управления выделялось три уровня – высший, средний, низший. Центральным звеном советского управления является планирование. Планирование – одна из функций управления, процесс разработки планов, включающий определение показателей деятельности предприятия (организации) в условиях существующей ограниченности ресурсов и времени. 

Важнейшим фактором, обусловившим процесс становления  отечественного научного менеджмента, явилось проведение Первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства (1921 г.), на которой поднимались такие теоретические проблемы, как организация труда в масштабах общества, хозяйственная планомерность, рационализация труда, психофизиология труда, рефлексология труда, психология труда, гигиена труда, стимулирование труда, отношение к тейлоризму. 

В результате Первой Всероссийской инициативной конференции  по НОТ обнаружились существенные расхождения  в общетеоретических трактовках НОТ и управления. 

Тейлористы, представленные И. Каннегисером, Н. Гредескулом и  др., были склонны отожествлять тейлоризм  с научной организацией труда  и управления. Они утверждали, что  учение Тейлора Ф. не только принципиально  неоспоримо, но и универсально, т.е. практически полностью приемлемо в любых общественно-экономических условиях. 

Антитейлористы, представленные О. Ерманским, В.М. Бехтеревым, Л.В. Грановским, резко выступали против тезиса о  политико-идеологической нейтральности тейлоризма и обращали внимание на недопустимость его отождествления с «научной организацией труда», отмечая ориентированность тейлоровского учения на максимальную, выходящую за пределы возможностей человеческого организма интенсификацию труда, что было несовместимо с ценностями нового строя, утвердившегося в России. 

«Платформа 17-ти»  – школа НОТ, представленная П. Керженцевым, И. Бурдянским, М. Рудаковым, И. Шпильрейном, ратовавшими за необходимость широких  теоретических обобщений в области  НОТ и управления, за широкое вовлечение общественности в работу по НОТ через различные низовые ячейки, кружки, общества. 

«Группа 4-х» – школа  НОТ, отражающая взгляды научной  школы Центрального института труда  во главе с А. Гастевым. Сторонники этого течения предостерегали от опасности чрезмерного теоретизирования и предлагали заниматься в первую очередь практическими вопросами, рекомендуя начинать всю работу по научной организации труда с отдельного человека, с рационализации трудовых операций. 

После Первой Всероссийской конференции возникло массовое движение за научную организацию труда и управления. Ведущими научными институтами были следующие: 

• Центральный институт труда при ВЦСПС – ЦИТ (директор А.К. Гастев). 

• Казанский институт научной организации труда –  КИНТО (директор И.М. Бурдянский). 

• Всеукраинский  институт труда – ВСУИТ (директор Ф.Р. Дунаевский). 

• Таганрогский институт научной организации производства – ТИНОП (директор П.М. Есманский). 

• Государственный  институт техники управления при  НК РКИ – ГИТУ (директор Е.Ф. Розмирович) и др. 

Одна из важнейших  разработок этого периода – обоснование  принципов управления, учитывающих  такие особенности социалистической системы хозяйствования, как централизация  и прямое управление производственно-хозяйственной  деятельностью предприятий со стороны государственных органов. С учетом этих принципов разрабатывались подходы к формированию структур и процессов управления на предприятиях и в государственных органах, а также элементы системных методов. 

Среди ученых, усилия которых были направлены на поиск новых путей развития научной организации труда, производства и управления в условиях социализма, следует прежде всего назвать А.А. Богданова. 

А.А. Богданов (Малиновский) (1873–1928 гг.), политический деятель, врач, философ, экономист, член Российской социал-демократической рабочей партии в 1896–1909 гг., большевик, с 1905 г. член руководства группы «Вперед». Автор утопических романов «Красная звезда», «Инженер Мэнни», с 1918 г. идеолог пролеткульта. Основное сочинение – «Всеобщая организационная наука» (т. 1–2, 1913–1917 гг.). Выдвинул идею создания науки об общих принципах организации – тектологии, предвосхитил некоторые положения кибернетики. С 1926 г. организатор и директор Института переливания крови; погиб, производя на себе опыт. 

Свои основные идеи он изложил в докладе на тему «Организационная наука и хозяйственная планомерность», прочитанном на Первой Всероссийской  конференции по НОТ, а также в  монографии под названием «Всеобщая  организационная наука (тектология)» (1925). Целью тектологии является превращение мира в организационное целое, более совершенное, чем это было ранее. По мнению Богданова, любая управленческая задача состоит из ряда элементов. Достижение успеха заключается в нахождении наиболее рационального расположения этих элементов. В этом и состоит содержание организационной деятельности. В основу всеобщей организационной науки Богдановым был положен механизм, заимствованный из физико-химических наук. Тектология, по мнению Богданова, носит универсальный характер и может быть одинаково успешно применена для изучения различных явлений как природы, так и общества. Однако нельзя механически переносить принципы организации точных наук на другие сферы деятельности, где они совсем не действуют, либо действуют в ограниченных рамках. В этом – недостаток тектологии. 

Вопросами совершенствования  теории и практики организации труда  занимался другой известный советский  ученый А.К. Гастев. 

А.К. Гастев (1882–1938 гг. или 1941 г.), русский поэт и ученый, организатор Центрального института труда (1920 г.). Сборники стихов: «Поэзия рабочего удара» (1918 г.), «Пачка ордеров» (1921 г.); публицистические книги «Как надо работать» (1921 г.). Труды по рациональной организации и культуре труда. Репрессирован, реабилитирован посмертно. 

Гастевым сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки» (1924 г.). По мнению Гастева, труд рабочего должен носить творческий характер, а сам  рабочий должен быть активным рационализатором производственного процесса. Для  этого необходима перестройка производства в целом и рабочих мест, в частности, на основе разработанных Гастевым принципов. 

Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный  институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС, в задачи которого входила научная разработка вопросов производительности труда и выработка способов наиболее продуктивного труда рабочих. 

В качестве объекта  для изучения трудовых установок  была выбрана элементарная операция – рубка зубилом и опиловка. Изучение этой операции длилось в ЦИТ три года, развернулось в 64 самостоятельные научные проблемы, но так и не было завершено. 

Недостатком концепции  трудовых установок Гастева является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего. 

Важная роль в  развитии научной организации труда  и управления в СССР принадлежит  видному экономисту О.А. Ерманскому (1866–1941 гг.), который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Основные положения этой теории раскрыты им в книге «Научная организация труда и система Тейлора» (1922 г.). Чтобы рационально организовать работу, необходимо подобрать человека к профессии (или специальности) или же профессию (специальность) – к конкретному человеку. В этом – суть первого из трех принципов, выдвинутых Ерманским – принципа положительного подбора (сочетание сил должно усиливать друг друга, а не ослаблять). 

Второй принцип  – основной закон организации  – организационная сумма больше арифметической суммы сил, ее составляющих. 

Главным из трех принципов  Ерманского является третий – принцип  оптимума, который он называл «стержнем  проблемы рационализации»: нахождение коэффициента рациональности путем  сопоставления проделанной работы с затраченной энергией. Принцип оптимума требует наилучшего, оптимального применения всех видов энергии для достижения наибольшего коэффициента рациональности. Рассматривая производительность и интенсивность труда, Ерманский определял производительность качеством рабочей силы, ее подготовкой, степенью технической вооруженности труда. Интенсивность же должна возрастать только до определенной нормы (оптимума). 

Информация о работе Тенденции развития менеджмента: основные этапы, научные школы и концепции управления