Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:29, реферат
Сущность и содержание истории менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития: условия и факторы возникновения и эволюции менеджмента; основные этапы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента на современной этапе.
Впервые тест был опубликован
в 1890 г. в журнале «Mind». Разработанные методы
Мюнстерберг применил на практике. Испытаниям
подвергались трамвайные вагоновожатые,
служащие на пароходе и телефонистки.
Были предложены способы достижения максимальной
производительности труда. Это послужило
началом развертывания широкого фронта
работ не только на производственных,
но и на торговых предприятиях, а также
применительно к административному персоналу.
В середине 30-х гг.
ХХ в. практически все крупные
промышленные предприятия развитых
стран в той или иной мере применяли психологические
методы профессионального отбора кадров.
Эти методы продолжают сохранять свое
значение для целого ряда профессий и
в настоящее время.
В 20–30-е годы ХХ столетия
зародилась управленческая «школа человеческих
отношений», в центре внимания которой
находится человек. Возникновение доктрины
«человеческих отношений» обычно связывают
с именами американский ученых Дж.Э. Мэйо
и Ф. Ретлисбергера, которые известны своими
исследованиями в области социологии
производственных отношений.
Один из основателей
школы психологии и человеческих
отношений – профессор Школы
бизнеса Гарвардского университета
Э. Мэйо (1880–1949 гг.). Он родился в Австралии.
Будучи студентом, изучал психологию,
философию, медицину, логику и этику.
Затем поступил в Школу финансов и коммерции
при Пенсильванском университете в США.
С 1926г. – профессор индустриальной социологии
в Гарварде. Приобрел известность в ходе
эксперимента на текстильной фабрике
в Филадельфии в 1923–1924 гг. по снижению
текучести кадров, благодаря введению
двух 10-минутных перерывов для отдыха.
Мэйо обратил внимание
на социальную природу человека (основываясь
на тезисе о человеке как социальном
животном), а также на значение малой
группы, лидерства в неформальной
организации в регуляции человеческого
поведения, выдвинул доктрину «человеческих
отношений» как путь к установлению «мира
в промышленности» («четыре принципа Э.
Мэйо»).
Взгляды Э. Мейо были
дополнены его ближайшим
Школа человеческих
отношений и разработанная ею
модель организации возникли в результате
осмысления крупномасштабного и
долгосрочного социального
Хоторнский эксперимент
– изучение условий труда и
производительности на предприятии
компании «Вестерн Электрик» («Western Еlectric»)
в г. Хоторне, штат Иллинойс, продолжавшееся
с 1924 г. по 1940 г. (с участием Эдисона,
Мейо, Ретлисбергера, а также представителей
некоммерческого Национального совета
по науке США). В начале 20-х гг. дела на предприятии
шли неудовлетворительно из-за низкой
производительности труда рабочих. Поэтому
в 1923 г. администрация совместно с учеными
Гарвардского университета начала проводить
эксперимент по реализации идей Тейлора,
т.е. эксперимент по научному управлению.
Первоначальный замысел
работы состоял в определении
зависимости между физическими
условиями работы и производительностью
труда.
На первом этапе
была поставлена задача определить влияние
интенсивности освещения на производительность
труда. Исследователи поняли, что эксперимент
не удался из-за факторов, находящихся
вне сферы их контроля. Кроме того, был
сделан вывод, что трудно проводить исследования
в больших группах. Этот эксперимент проводился
без участия Мэйо.
На втором этапе,
в 1926 г., объектом эксперимента стала
бригада из шести молодых работниц-
Так возник термин «человеческие
отношения», давший начало управленческой
школе с аналогичным названием.
Работы Мэйо способствовали
замене концепции «рациональный рабочий»
времен Тейлора концепцией «социальный
рабочий». Мейо сформулировал четыре тезиса
мотивации:
1) люди сильнее
мотивируются социальными
2) они ищут удовлетворение
в социальных взаимоотношениях;
3) люди более отзывчивы
к социальному влиянию группы
равных им людей;
4) работник откликается
на распоряжения руководителя, если
он может удовлетворить
На формирование
школы человеческих отношений заметное
влияние оказали труды
Ч.И. Барнард (1886–1961
гг.) – ученый, администратор, президент
компании «Нью-Джерси Белл Телефон» (1927–1948
гг.). Находился под влиянием идей
Парето, Мэйо и других профессоров Гарвардского
университета, где он иногда выступал
с лекциями. Автор концепции формальных
и неформальных структур. Наиболее известные
работы «Функции администратора» и «Организация
и управление».
Барнард поднимал вопрос
о том, что потребности и цели организации
бизнеса должны быть сбалансированы с
потребностями и целями его отдельных
членов. Он делал упор на то, что, когда
люди формально организуются, чтобы достичь
целей, то они могут действовать лучше,
чем при индивидуальных действиях. Он
признавал важность неформальных подгрупп,
которые формируются внутри каждой организации,
отмечая, что менеджеры должны принимать
в расчет эти группы при принятии решений.
Книга Барнарда «Функции администратора»
(1938 г.) повлияла на всю сферу управления.
Она была посвящена проблемам кооперации
человеческой деятельности. Барнард провел
анализ деятельность управляющего с позиций
системного подхода. Он утверждал, что
задача администраторов (всех управленческих
работников) заключается в сохранении
системы согласованных усилий в формальной
организации.
Барнард доказывал,
что предприятие должно обеспечивать
не только экономическую, но и человеческую
эффективность, развивал тезис о
внутреннем консенсусе (согласии) в
организации и об участии рабочих
в управлении. При этом он считал, что власть
делегируется не сверху вниз, а снизу вверх.
Все его взгляды строились на единстве
предпринимателей и рабочих.
Барнард сконструировал
теоретическую модель кооперативной
системы, в центре которой находится
индивид, имеющий свои собственные цели,
желания и пр. Индивиды вступают в отношения
друг с другом (т.е. в кооперацию) в рамках
самостоятельного выбора кооперативной
системы. Деятельность системы характеризуется
результативностью и эффективностью,
имеющей цель.
М.П. Фоллет (1868–1933 гг.)
– американская исследовательница
«человеческих отношений» в области
управления, подчеркивала важность согласования
целей фирмы и ее работников.
С точки зрения Фоллетт,
менеджмент как «обеспечение выполнения
работы с помощью других лиц» непосредственно
связан с делегированием, означающим передачу
задач и полномочий работнику, который
принимает на себя ответственность за
их выполнение. Руководитель не может
выполнять все функции, закрепленные за
руководимым им подразделением. Поэтому
можно считать, что делегирование представляет
собой акт, который превращает человека,
возглавляющего какое-то подразделение,
в подлинного руководителя.
Фоллетт внесла значительный
вклад в развитие школы психологии
и человеческих отношений. Она опередила
Мэйо и первой сформулировала идею о том,
что решающее влияние на рост производительности
труда рабочего оказывают не материальные,
а, главным образом, психологические и
социальные факторы. В основе доктрины
человеческих отношений, по мнению Фоллетт,
должны лежать достижения научной психологии.
В работах Фоллетт
нашли отражение многие положения
школы человеческих отношений: необходимость
исследования психологических аспектов
управления, проблемы «власти» и «авторитета»,
«интеграция работающих (чтобы люди
работали «друг с другом»), подлинная «гармония
интересов» и др.
Одной из первых Фоллетт
выдвинула идею участия рабочих
в управлении. По ее мнению, «прогрессивные»
руководители должны развивать у
рабочих чувство совместной ответственности.
Серьезное внимание
в своих работах Фоллетт
Следует отметить, что,
далеко опережая свое время, Фоллетт
еще в 20-е гг. XX в. говорила о «законе
ситуации». Она отмечала, что «различные
ситуации требуют различных типов знаний»
и что человек, об ладающий знаниями применительно
только к одной ситуации, стремится быть
в хорошо управляемых деловых организациях,
при прочих равных условиях, «калифом
на час». Фоллетт считала, что между руководителями
и рабочими должны быть гибкие взаимоотношения,
что руководитель должен исходить из ситуации
в управлении, а не опираться на то, что
предписывает функция управления.
Таким образом, постепенно
сформировалась доктрина «человеческих
отношений», которая включает в себя
следующие основные моменты:
• система «взаимных
связей и информации» между
• беседы «психологических
советников» с рабочими («система
исповедей»);
• организация мероприятий,
именуемых «участием рабочих
в принятии решений»;
• наличие в любой организации
неформальных групп.
В целом школа
психологии и человеческих отношений
рассматривала предприятие как
замкнутую социальную систему и
игнорировала производственные и технологические
факторы. Поэтому основные ее положения
подверглись критике со стороны современников,
которые отмечали слабую зависимость
между «заботливым руководством» и качеством
труда рабочих. Ставилась под сомнение
и чистота проведения Хоторнского эксперимента,
наличие так называемого «хоторнского
эффекта» – работники стараются работать
лучше, зная, что участвуют в эксперименте.
К недостаткам школы
психологии и человеческих отношений
относили также отсутствие системного
подхода к проблемам.
В настоящее время
доктрина «человеческих отношений»,
суть которой заключалась в увеличении
роли морального компонента и степени
личной удовлетворенности в организации,
нашла свое продолжение в концепции управления
человеческими ресурсами, исходящей из
предпосылки, что моральный климат на
предприятии, равно как и удовлетворенность
работников, является продуктом творческого
решения проблем, вызванных соучастием
рабочих в управлении. Цель управления
на основе этой концепции – совершенствование
процесса принятия решений и повышение
эффективности контроля.
В последние годы
широкое распространение в США получила
«доктрина «производственной демократии»,
или, как ее еще называют, «демократии
на рабочих местах». Суть ее в том, что
наемный работник, будучи законным «акционером»
предприятия, может и должен играть несравненно
большую роль в управлении производством.
«Производственная демократия», – пишет
американский социолог Найтингейл Д.,
– это форма соучастия, дающая работникам
всех уровней организации право участвовать
в решениях, затрагивающих их интересы.»