Тенденции развития менеджмента: основные этапы, научные школы и концепции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:29, реферат

Описание работы

Сущность и содержание истории менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития: условия и факторы возникновения и эволюции менеджмента; основные этапы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента на современной этапе.

Работа содержит 1 файл

Тенденции развития менеджмента.doc

— 529.50 Кб (Скачать)

2. Дальнейшее развитие  теории управленческих решений  с использованием новейших математических  методов и технических средств, включая ЭВМ. Эта теория ставит своей целью повышение рациональности управленческих решений. В начале 50-х гг. были сделаны попытки более точного определения предмета теории управленческих решений. Эта теория рассматривается как дальнейшее развитие исследования операций. 

Предметом исследования операций в теории управленческих решений  является сам процесс принятия решений, формирование прин ципов выбора, выработка  критериев оценки и способов выбора решений, в наибольшей степени соответствующих поставленным целям. Для принятия решений широко используется математическое моделирование, в том числе модели теории игр, модели теории очередей, управления запасами, линейного и имитационного программирования и др. 

Теория управленческих решений представляет собой самостоятельную комплексную дисциплину. Ведущая роль в теории управленческих решений принадлежит системному подходу, требующему, чтобы каждый руководитель решал входящие в его компетенцию проблемы с точки зрения системного анализа. 

Системный анализ – совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного и технического характера. Опирается на системный подход, а также на ряд математических дисциплин и современных методов управления. Основная процедура – построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации; техническая основа системного анализа – вычислительные машины и информационные системы. С 1950-х годов он применяется в экономике, сфере управления, при решении проблем освоения космоса и др. Термин «системный анализ» иногда употребляется как синоним системного подхода. 

А вот определение, данное корпорацией РЭН»: «Системный анализ – это исследование, цель которого помочь руководителю, принимающему решение, в выборе курса действий путем систематического изучения его действительных целей, количественного сравнения (там, где возможно) затрат, эффективности и риска, которые связаны с каждой из альтернатив политики или стратегии достижения целей, а также путем формулирования дополнительных альтернатив, если рассматриваемые не достаточны». 

Первоначально системный  анализ разрабатывался и применялся Министерством обороны США для  решения военных проблем. Начиная с 1965 г., он стал широко использоваться для решения различных хозяйственных проблем, возникающих на промышленных предприятиях, в государственных ведомствах, организациях непроизводственной сферы и т. п. 

Системный анализ является основой прогнозирования. Первоначально школа науки управления занималась прогнозированием отдельных явлений, объектов, факторов. В настоящее время большое внимание уделяется теоретической разработке различных прогнозирующих систем. Созданы модели планирования, программирования и разработки бюджета, модели прогнозирования научно-технического и экономического развития, модели прогнозирования и оценки для управления разработками (системы FAME) и многие другие. 

Таким образом, 50-е  гг. XX в. характеризуются формированием  нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. 

Влияние количественного  подхода. Влияние науки управления, или количественного подхода1, было значительно меньшим, чем влияние бихевиористского подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь очень немногие руководители имели образование, достаточное для понимания и применения сложных количественных методов. Однако в настоящее время положение быстро меняется, так как все больше школ бизнеса предлагает курсы количественных методов и применения компьютеров.

Разнообразие моделей  менеджмента. 

Важным фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации, что позволяет  говорить о разнообразии моделей  менеджмента разных стран. 

  
 

  

Становление и развитие менеджмента в США. 

Первый научный  курс управления, разработанный в 1881 г. американцем Д. Вартоном, вначале  не нашел широкого практического  применения и лишь спустя 35 лет стал использоваться в качестве учебной  дисциплины. 

В 1886 г. впервые был  поставлен вопрос о необходимости  менеджмента как профессионального  вида управленческой деятельности. 

В 1910 г. впервые было введено в обиход понятие «научное управление». 

В 1911 г. вышла в  свет работа Ф.У. Тейлора «Принципы  научного управления», а сам Тейлор сегодня по праву считается основателем теории современного менеджмента и системы «научного менеджмента». В настоящее время управление прочно осознается как профессия. 

Таким образом, история  развития менеджмента в США характеризуется следующим. 

1. Развитие теории  систем, кибернетики, экономико-математических  методов, компьютеризации управления  способствовало активному использованию  в управлении системного подхода,  а не чисто аспектного, концентрирующего  внимание на одной или нескольких гранях ин тересующей проблемы. Это привело к усложнению науки управления. Поведенческая школа, также как классическая, развивалась на основе системного подхода, т.е. организации изучались как социальные системы (50–60 гг.). 

2. В 70-е гг. широкую  популярность завоевывают идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления. 

3. В 80-е гг. к  этим двум школам добавилось  направление «организационной культуры»  в управлении, придающее значение  системным и поведенческим особенностям предприятия. 

4. В настоящее  время наиболее характерным для  системы управления является  интернационализация менеджмента,  объединение теоретических и  практических разработок специалистов  разных стран, их коллективное  творчество в этой области  знаний. 

5. Сегодня оправдывает  себя пристальное внимание к  ситуационному подходу в менеджменте.  Фирмы, связанные с услугами  в области менеджмента, процветают. Но, по мнению наблюдателей, деловой  мир вступил в сложный этап  нестабильного развития: усиление  политической нестабильности в мире, сопровождающейся общественными беспорядками и террористическими актами, инфляция, безработица, падение прибыли и другие факторы внешней среды, а также форс-мажорные обстоятельства заставляют руководителей повышать требования к себе, чтобы эффективно осуществлять управление. 

6. Исследуя опыт  управления, американские социологи  заключают, что экономическое  и социальное развитие общества  многим обязано менеджменту, так  же как и капиталу. Менеджмент  и капитал – вот две составляющие, которые необходимы для экономического развития Америки. Если страна стремится в будущее, то она должна сформировать свой экологический, человеческий, информационный, финансовый потенциал заблаговременно. Традиционные подходы менеджмента к организации труда претерпевают изменения. 

Специалисты считают, что слагаемые нового подхода  заключаются в следующем: 

• в отношении  управленческого персонала к  рабочим; 

• в организации  труда; 

• в организации  и стиле управления; 

• в определении  заработной платы; 

• в определении трудовых отношений; 

• в вовлеченности  работников в процесс производства.  
 

Особенности управления американскими компаниями,

 национальные  и культурные особенности 

• Молодость нации, стремление к самоутверждению, «юношеская амбициозность». 

• Отсутствие исторических уроков нации как отсутствие ограничений  для развития. 

• Удаленность от Европы, давшая возможность 200 лет развиваться  «спокойно». 

• Особенность генофонда  нации: широкая национальная представительность. 

• Мощный промышленный рост во второй половине ХХ в. 

• Принципиально  новые основы государственного устройства: свобода личности (индивидуализм), принцип  разделения властей. 

• Геополитические  особенности: наличие всех стратегических ресурсов, наличие одной сильной  нации на континенте; экспансионизм нации. 

• Отношение к  управлению как к особой профессии, зарождение научного менеджмента, первые бизнес-школы.. 

• Терпимость, гуманизм, открытость бизнес-среды. 
 

Особенности управления 

Главная задача управления ? создание уникальной способности адаптироваться к неопределенности и повышающейся сложности процессов во внешней среде, при сохранении эффективности производства. 

Для США характерны: 

1) отношение к  менеджменту как к сильному  конкурентному преимуществу; 

2) стремление к  динамичности и обоснованности структурных сдвигов; 

3) стремление к  методической обоснованности управленческой  деятельности, разработка технологий  управления; 

4) ставка на инновации:  институализация перемен; стремление  к постоянному продуцированию  новых знаний; открытость для новых идей; ставка на активизацию творческого потенциала каждого работника; 

5) открытость для  внешней среды; 

6) реализация одновременно  разнонаправленных тенденций (единство  и борьба противоположностей, диалектический  подход): стабильность и гибкость состава работников, централизация и децентрализация, жесткость в отстаивании своих интересов и гибкость в реализации, открытость и закрытость компании, жесткий функциональный поход (конвейерная система) и большое количество лидеров и творческих личностей; большое количество дихотомий и антиномий в управлении; 

7) переподготовка  и непрерывное обучение кадров; 

8) функциональность: каждый выполняет свою очень  конкретную работу (не более, но  и не менее); принципы: 1) сосредоточься  на том, что ты делаешь успешнее всего; 2) не важно, какой ты, важно, что ты умеешь делать как специалист; 

9) количественный  учет любой работы (матрицы количественного  учета, учет всех бизнес-процессов  в организации); 

10) управление по  целям: расчленение любой задачи, где реше ние связано с совокупностью разнородных знаний (дерево целей); четкий алгоритм достижения; 

11) профессиональный  рост в фирме строго по специализации,  внутрифирменное обучение; 

12) оплата труда  связана со сложностью, продолжительностью, квалификацией, жестким нормированием; наличие почасовой оплаты; количественное выражение любой характеристики труда; 

13) создание корпоративной  культуры (символы причастности, внутрифирменные  ценности, традиции, обычаи, легенды,  мифы, праздники, ритуалы). 

  
 

  

Особенности и основные черты японского менеджмента. 

Особенности японского  менеджмента во многом определяются национальными и культурными  особенностями страны, к которым  относятся: 

• гомогенность и  традиционная закрытость общества; 

• наличие двух преобладающих религий и общинности; 

• небольшая территория, постоянные стихийные бедствия, отсутствие полезных ископаемых, большая зависимость  от импорта сырья и топлива; 

• дзенбуддизм, традиции самурайства, клановость, традиции преклонения  перед старейшим авторитетом; 

• поражение во Второй мировой войне, оккупационные войска Америки; 

• единение нации  после войны, оскорбленное национальное достоинство, разруха, осознание бизнесом социальной ответственности. Необходимость  быстрого развития после войны;  

Информация о работе Тенденции развития менеджмента: основные этапы, научные школы и концепции управления