Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:29, реферат
Сущность и содержание истории менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития: условия и факторы возникновения и эволюции менеджмента; основные этапы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента на современной этапе.
Основные этапы
развития менеджмента.
Практика управления
стара как мир. Но сегодня никто
с достаточной степенью достоверности
не скажет, когда возникли первые элементы
управления. По-видимому, потребность
в нем возникла тогда, когда люди стали
жить и охотиться группами.
Как только доисторические
люди стали жить организованными
группами, у них появилась необходимость
управления в трех сферах человеческой
деятельности:
• оборонительной –
защита от диких зверей и врагов;
• политической –
установление и поддержание порядка
в группе;
• экономической
– производство и распределение
ограниченных ресурсов: пищи, одежды, орудий
труда, оружия и др.
На первом этапе,
когда группы людей были невелики,
управление во всех сферах осуществлялось
одним человеком – вождем этой
группы. В дальнейшем, по мере разрастания
групп и усложнения выполняемых
ими функций, появилась необходимость
разделения труда и дифференциации функций.
Но на это потребовались века.
Рассматривая развитие
теории и практики менеджмента, выделяют
несколько исторических периодов.
Древний период.
Наиболее длительным
был первый период развития управления
– начиная с 9–7 тысячелетий, примерно,
до XVIII в. Прежде чем выделить управление
в самостоятельную область знаний, человечество
тысячелетиями по крупицам накапливало
опыт управления.
Первые, самые простые,
зачаточные формы упорядочения и
организации совместного труда существовали
на стадии первобытнообщинного строя.
В это время управление осуществлялось
сообща, всеми членами рода, племени или
общины. Старейшины и вожди родов и племен
олицетворяли собой руководящее начало
всех видов деятельности того периода.
Примерно в 9–7 тысячелетиях
в ряде мест Ближнего Востока произошел
переход от присваивающего хозяйства
(охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально
новой форме получения
В Древнем Египте
был накоплен богатый опыт управления
государственным хозяйством. В этот
период (3000 – 2800 гг. до н.э.) сформировался
достаточно развитый для того времени
государственный управленческий аппарат
и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы
и пр.).
Одним из тех, кто
первым дал характеристику правления
как особой сферы деятельности, был
древнегреческий философ Сократ
(470–399 гг. до н.э.), который, понимая управление
как особую сферу человеческой деятельности,
считал, что главное в управлении – поставить
нужного человека на нужное место и добиться
выполнения поставленных перед ним задач.
Сократ проанализировал различные формы
управления, на основе чего провозгласил
принцип универсальности управления.
Платон (428 или 427 – 348
или 347 гг. до н.э.) – древнегреческий
философ, ученик Сократа, рассматривал
управление как науку об общем
питании людей и доказывал, что
деятельность по управлению является
важным элементом системы жизнеобеспечения
общества. Платон дал классификацию форм
государственного управления, сделал
попытку разграничить функции органов
управления.
Аристотель (384–322 гг.
до н.э.) – древнегреческий философ,
заложил основы учения о домохозяйстве
(прообраз современной политической экономии),
в рамках которой указывал на необходимость
разработки «господской науки», обучающей
рабовладельцев навыкам обращения с рабами,
искусству управления ими. Впрочем, замечает
Аристотель, дело это довольно хлопотное,
а «поэтому у тех, кто имеет возможность
избежать таких хлопот, управляющий берет
на себя эту обязанность, сами же они занимаются
политикой или философией».
Вопросам организации
производства и управления уделялось
много внимания и в Древнем Риме, что хорошо
иллюстрирует пример применявшейся там
системы управления фермой. Катон Цензор
(Марк Порций, Катон Старший) (ок. 234 г. до
н. э., Тускул – 149 г. до н. э., Рим), выдающийся
полководец и политический деятель Древнего
Рима, первый латинский писатель-прозаик,
писал о необходимости планирования работ
на ферме на целый год вперед. Кантон Цензор
говорил об обязательном контроле за проделанной
работой, о необходимости сравнения программы
и результатов, о выяснении причин невыполнения
плана, о рациональной организации работ.
Индустриальный период
(1776–1890 гг.).
Система знаний по истории
менеджмента зародилась во времена
промышленной революции XIX в., характеризующейся
заменой ручного труда фабричной системой
производства.
Фабричная система
– система производства, широко
внедренная после промышленной революции
и характеризующаяся созданием
все более крупных предприятий,
позволяющая применять новые
природные источники энергии, расширять
разделение труда и вводить более полный
контроль над процессом труда.
Разделение труда
– один из главных принципов организации
производственных процессов, предполагающий
дифференциацию и специализацию
трудовой деятельности, выделение специализированных
устойчивых трудовых функций и функциональных
областей, а также профессионализацию
работников и их групп, специализирующихся
в определенной области, обособление и
организационное оформление структурных
подразделений.
Массовое производство
– крупносерийное поточное производство,
ставшее возможным в результате замены
ручного труда машинами, специализации
производственных операций и разделения
труда.
Наибольшая заслуга
в развитии представлений о
Джон Стюарт Милль
(1806–1873 гг.) – английский философ, экономист,
и социолог, последний представитель
классической школы политэкономии,
основатель английского позитивизма,
последователь О. Конта. В 1836–1848 гг. Милль
написал и опубликовал два наиболее фундаментальных
произведения – «Система логики», в которой
обобщил свои философские взгляды, и «Основы
политической экономии» (в 5 книгах). В
«Основах политической экономии» Милль
выступает как последователь и пропагандист
учения Рикардо и одновременно как идеолог
реформизма, особенно социал-реформизма.
Социальная об становка 1840-х гг. была напряженной,
«рабочий вопрос» повсюду выдвигался
на передний план. Уже близилась дата появления
«Коммунистического манифеста», призывавшего
разрушить капитализм. Милль, напротив,
в своей работе обосновывал либеральные
реформы, призванные модернизировать
капитализм, улучшить положение рабочего
класса. Он возлагал большие надежды на
просвещение рабочего населения при участии
государства, на профсоюзы, на предоставление
им широких политических и социальных
прав, включая право на забастовки. Процессы
социальной трансформации капитализма
он связывал также с распылением собственности
среди большого количества собственников,
благодаря развитию акционерных компаний,
с ростом кооперативного движения («рабочих
ассоциаций»), а также с реформированием
экономических и социальных функций государства
в тех сферах деятельности, которые отвечают
интересам общества в целом.
Специализация, растущая
механизация труда и расширение
товарного рынка позволили
Роберт Оуэн (1771–1858
гг.) – «капиталист-благотворитель»,
утопический социалист, впервые
в истории менеджмента
Нельзя не упомянуть
еще одного реформатора и рационализатора
того времени – американца Уитни
Э. (1765–1825 гг.), который изобрел
Настоящий переворот
в теории и практике управления связан
с созданием и использованием
вычислительной техники в 1833 г. английским
математиком Ч. Беббиджем.
Чарлз Беббидж (1792–1872
гг.), английский математик, иностранный
член-корреспондент Санкт-
Период систематизации
(1856–1960 гг.).
Наука об управлении
находится в постоянном движении.
Формируются новые направления,
школы, течения, изменяется и совершенствуется
научный аппарат, наконец, меняются
сами исследователи и их взгляды.
С течением времени менеджеры
изменили ориентиры от потребностей
своей конкретной организации на изучение
сил управления, действующих в их окружении.
На рубеже XIX–XX вв.
в промышленном производстве развитых
стран произошли серьезные
Наука конца ХIХ
в. была подготовлена к широким теоретическим
обобщениям огромного фактического
материала, накопленного в течение
предшествующих веков и в начале
ХХ в. Аккумулирование накопленного в
предшествующий период времени теоретического
материала создало условия для того, чтобы
менеджмент приобрел профессиональный
статус.
В дальнейшем наука
об управлении развивалась параллельно
с развитием мировой экономики
и, в конечном счете, мы можем представить
это развитие в виде последовательно-параллельного
доминирования различных школ.
А. Школа научного
управления (1885–1920 гг.)
Научное управление
– исторически существовавший подход
в теории менеджмента, основное внимание
уделяющий управлению производством и
повышению эффективности труда, в первую
очередь, путем усовершенствования операций
ручного труда. Большой вклад в науку об
управлении внесли Ф.У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет,
Г. Гантт.
В качестве начальной
точки отсчета современной науки
управления часто упоминается статья
Г.Р. Тауна «Инженер как экономист», представленная
Американскому обществу инженеров в 1886
г. Таун – основатель и президент «Эйле
энд Таун Манифакчуринг Компани», предложил
управление как область изучения. Утверждая,
что менеджмент является областью изучения,
равной по важности инженерному делу,
Таун отметил, что управление работой
не было организовано и в большинстве
случаев велось интуитивно. Проблему своего
времени Таун видел в том, что менеджеры
не были объединены в ассоциации, внутри
которых они могли бы обмениваться опытом,
а также в отсутствии научной дисциплины,
в рамках которой накопленный опыт систематизировался
бы в принципы или теории.