Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:29, реферат
Сущность и содержание истории менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития: условия и факторы возникновения и эволюции менеджмента; основные этапы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента на современной этапе.
Тенденции развития
менеджмента: основные этапы, научные
школы и концепции управления.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
История менеджмента:
эволюция, современное состояние.
Сущность и содержание
истории менеджмента. Природа управления
и исторические тенденции его
развития: условия и факторы возникновения
и эволюции менеджмента; основные этапы
в истории менеджмента; разнообразие моделей
менеджмента: американский, японский,
европейский и др.; влияние национально-исторических
факторов на развитие менеджмента; развитие
управления в России; перспективы менеджмента
на современной этапе.
Основные теоретические
концепции менеджмента.
Закономерности управления
различными системами. Теоретические
основы менеджмента: законы и принципы.
Определение понятия “принцип управления”.
Состав и содержание принципов управления,
сформированных различными научными школами
и направлениями. Вклад Ф.Тейлора, А.Файоля,
Г. Эмерсона и других теоретиков и практиков
менеджмента в разработку принципов управления.
Менеджмент как
наука и искусство. Природа управления.
Уровни управления. Методология управления:
процессный и системный подходы.
Научные школы менеджмента.
Школа научного менеджмента.
Принципы и система. Ф.Тейлора. Школа
классического менеджмента. Принципы
управления, сформированные А.Фойолем.
Школа человеческих отношений. Вклад М.Фоллетт
и Э.Мэйо в создание и развитие теории
человеческих отношений. Поведенческий
подход А. Маслоу. Бихевиоризм.
Развитие менеджмента
в СССР и Российской Федерации
в XX в. Проблемы и перспективы развития
менеджмента на современном историческом
этапе. Цели и задачи менеджмента. Уровни
управления. Принципы управления. Интеграция
новых подходов к менеджменту.
Сущность и содержание
истории менеджмента.
Современный менеджмент
есть классическая теория управления.
С одной стороны,
менеджмент является наукой, так как
для менеджмента характерна объяснительная
функция, системность и упорядоченность
знаний, предсказательность, четкая логическая
организованность.
С другой стороны, есть
все основания считать, что менеджмент
является искусством, так как мы живем
в очень сложном, быстро меняющемся мире,
в котором изменениям подвержены сами
закономерности, по которым мир существует
и развивается. Попытки же изложить наши
знания в виде жестких схем и правил неизменно
приводят к искажению и упрощению, а значит,
к иллюзиям и заблуждениям, а затем к ошибкам.
Человек осваивает мир не только с помощью
знаний, но и с помощью эмоций, чувств,
образов, интуиции и всего того, что не
может быть формализовано в терминах и
рекомендациях.
Таким образом, менеджмент
одновременно является и наукой, и
искусством.
В классическом представлении
термин «управление» шире термина «менеджмент»,
так как применяется к
Таким образом, понятия
«управление» и «менеджмент» можно
определить следующим образом.
Управление –
процесс целенаправленного воздействия
органа управления на объект управления
с целью обеспечения его эффективного
функционирования и развития.
Современная наука
весьма широко трактует содержание понятия
«менеджмент»:
1)
менеджмент – координация
2)
менеджмент – способ, манера обращения
с людьми, власть и искусство
управления, особого рода умения
и административные навыки, орган
управления, административная единица;
3)
менеджмент – управление производством,
совокупность прин ципов, методов, средств
и форм управления производством с целью
повышения эффективности производства
и его прибыльности;
4)
менеджмент – а) наука
Основные виды менеджмента
Рассматривая основные
виды менеджмента, прежде всего, следует
упомянуть об организационном менеджменте,
объектом которого являются процессы
создания организации, формирования структуры
и системы управления ею, механизм
реализации управленческих функций, выработки
регламентов и инструкций и т.п. В итоге
складываются необходимые условия нормального
функционирования организации и успешного
решения стоящих перед ней задач.
Тем не менее названные
решения являются уже объектом перспективного
или текущего менеджмента.
В рамках перспективного
менеджмента ставятся долгосрочные
цели организации, определяются основные
пути их достижения и, таким образом,
обеспечивается ее будущая жизнеспособность.
Текущий менеджмент
связан с постановкой конкретных задач,
координацией процесса их решения, обеспечением
его необходимыми материальными, людскими,
информационными и финансовыми ресурсами,
контролем и оценкой достигнутых результатов,
осуществлением необходимых корректив,
поощрением или наказанием исполнителей.
При этом текущий
и перспективный менеджмент имеет
несколько объектов, среди которых:
производство, материально-техническое
снабжение и сбыт готовой продукции,
инновации, маркетинг, кадры, финансы,
учет и анализ хозяйственных процессов
в организации (эккаунтинг).
Производственный
менеджмент направлен на выбор основных
параметров технологического процесса,
определение объема текущего выпуска
продукции или оказания услуг, загрузки
оборудования, а также расстановку
людей, организацию подачи материалов,
сырья, комплектующих деталей, информации
к местам их использования, своевременный
ремонт оборудования и техники, оперативное
устранение сбоев и неполадок в технологическом
процессе, контроль качества.
Менеджмент в области
материально-технического снабжения и
сбыта готовой продукции предполагает
организацию заключения договоров, закупки,
доставки и хранения сырья, материалов,
комплектующих изделий, а также произведенных
товаров, отправки их покупателям.
Инновационный менеджмент
имеет своим объектом процесс научных
исследований, прикладных разработок,
создание опытных образцов и внедрение
новинок в производство.
Менеджмент в области
маркетинговой деятельности занимается
вопросами изучения рынков, существующей
и перспективной конъюнк туры,
формирования каналов сбыта, выработки
ценовой политики, рекламы.
Кадровый менеджмент
решает задачи подбора и расстановки,
обучения и повышения квалификации
кадров, вознаграждения и стимулирования
труда, создания благоприятного морально-психологического
климата, улучшения условий труда и быта
работников, поддержания контактов с профсоюзной
организацией и разрешения трудовых споров
и конфликтов.
В основе финансового
менеджмента лежит составление
бюджета и финансового плана
организации, формирование и распределение
ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций,
оценка текущего и перспективного финансового
состояния и принятие необходимых мер
по их укреплению.
Эккаунтинговый менеджмент
связан с процессом сбора, обработки
и анализа данных о работе организации,
их сравнение с исходными и плановыми
показателями, результатами деятельности
других организаций с целью своевременного
выявления проблем, вскрытия резервов
для обеспечения более полного использования
имеющегося потенциала.
Видный представитель
американского менеджмента Питер Ф.
Друкер1 выступает против расширенного
толкования понятия менеджмент, считая,
что его следует относить только к предприятию,
выпускающему продукцию или оказывающему
различные виды услуг. Вероятно, целесообразно
прислушаться к этому мнению и ограничить
предмет нашего исследования.
Поскольку одним
из объектов менеджмента является процесс
управления, необходимо различать функции
этого процесса и функциональные
назначения.
Под функцией понимается
деятельность, работа; назначение –
роль, которую выполняет определенный
процесс по отношению к целому. В применении
к менеджменту это ряд взаимосвязанных
частных процессов, таких, как: прогнозирование,
планирование, организация, контроль,
мотивация, принятие решений, коммуникация.
Функциональные назначения
менеджмента представляют собой области
функционирования менеджеров, направления
их профессиональной управленческой деятельности,
такие, как: подготовка производства, собственно
производство, логистика (в том числе материально-техническое
снабжение), маркетинг и сбыт, финансы,
кадры. Функции и функциональные направления
менеджмента взаимосвязаны.
Кроме того, так как
менеджмент «подпитывается» научной
базой таких дисциплин, как: кибернетика,
системотехника, психология, теория принятия
решений, теория информации, социология,
то и изучение истории менеджмента невозможно
без сведений об эволюции названных научных
дисциплин.
Основой рассмотрения
эволюции менеджмента принята временная
шкала, т.е. хронологический подход.
Рассматривая развитие теории и практики
управления, Кабушкин Н.И. [8] выделяет несколько
исторических периодов:
I период – древний
период;
II период – индустриальный
период (1776–1890 гг.);
III период – период
систематизации (1856–1960 гг.).
К этому следует
добавить
IV период – период
информационного бума (с 1960 г. по настоящее
время).
Кроме того, в большинстве
литературных источников по менеджменту
принято рассматривать развитие
науки об управлении, начиная с
конца XIX в., в виде последовательно-параллельного
доминирования различных школ.
Школа управления –
совокупность концепций относительно
понимания сущности, принципов, функций
и методов менеджмента как
организации управления и как
процесса принятия управленческих решений
на основе цели, программы, действий, информации
и пр.
Выделяют следующие
школы управления:
1. Школа научного
управления (1885–1920 гг.).
2. Административная
(классическая) школа (1920–1950 гг.).
3. Школа человеческих
отношений (1930–1950 гг.).
4. Школа поведенческих
наук (с 1950 г. по настоящее время).
5. Школа науки управления
(с 1950 г. по настоящее время).
Различные авторы дают
различные временные периоды, объединяют
или дифференцируют пп. 3 и 4.
Еще один вариант
классификации – через
• процессный подход;
• системный подход;
• ситуационный подход.
Необходимо отметить,
что временной аспект формирования
и доминирования отдельных
Некоторые авторы рассматривают
менеджмент в трех ракурсах: наука,
практика и искусство. Поскольку
искусство управления доступно людям,
имеющим к этому талант, т.е. выдающиеся
способности, высокую степень одаренности,
этот аспект касается конкретных личностей.
Нас же интересует исторический опыт (практика),
формирование и развитие научной мысли,
т.е. результат творчества многих людей.
Эволюция хозяйственного
управления в зарубежных странах.
Основой появления
управления явилось развитие производства
материальных благ в процессе жизнедеятельности
человека, необходимость организации
самой жизнедеятельности человеческого
сообщества, необходимость кооперации
в процессе этой жизнедеятельности. С
развитием и изменением системы производства
материальных благ, с усложнением человеческого
сообщества и задач, которые необходимо
решать (войны, стихийные бедствия и др.),
меняется и характер управления.