Тактическое и текущее планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:00, контрольная работа

Описание работы

Для выработки стратегических планов руководитель предприятия анализирует возможные альтернативы и выбирает нужную стратегию. В распоряжении предприятия имеются четыре стратегических альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих вариантов. На стратегический выбор, осуществляемый менеджментом предприятия, влияют разнообразные факторы (риск, знание прошлых стратегий, реакция на владельцев, фактор времени). Очень важным этапом при разработке стратегических планов является этап реализации выбранной стратегии. Для этого менеджер должен правильно распределить ресурсы и угвердить план работы.

Содержание

Введение……………………………………...……….……….3
1. Виды планирования…………….…..……………..………..5
1. Тактическое планирование…………………….………..6
2. Текущее планирование………………………………..…8
2. Принципы планирования…………………………………10
Заключение…………………………...………………………15
Список использованной литературы……………………….17

Работа содержит 1 файл

менеджмент.docx

— 78.53 Кб (Скачать)

Полностью перечисленные  ограничения устранить нельзя, но можно их существенно ослабить путем  уменьшения жесткости и схематичности  составления планов, их ориентацией  на ключевые цели и задачи, конкретизацией и приближением к нуждам практики.

 

2.Виды планирования

 

В зависимости от уровня управления различается:

стратегическое и перспективное  планирование – это высший уровень;

тактическое (или текущее) планирование – это средний уровень;

– оперативное планирование – это нижний уровень.

В зависимости от назначения различают три основных типа планов:

1) планы-цели, представляющие  собой набор качественных и  количественных характеристик желаемого  состояния объекта управления  и его отдельных элементов  в будущем. Эти цели согласовываются  и ранжируются по тому или  иному принципу, однако никогда  не связываются ни с конкретным  способом достижения, ни с необходимыми  для этого ресурсами. Планы-цели  используются при больших сроках  либо принципиальной непредсказуемости  конкретных событий;

2) планы для повторяющихся  действий, предписывающие их сроки,  а также порядок осуществления  в стандартных ситуациях, например, железнодорожное расписание. Обычно  в них предусматриваются «окна», позволяющие обеспечить свободу  маневра в случае возникновения  непредвиденных обстоятельств и  необходимости осуществления коррекции;

3) планы для неповторяющихся  действий, составляемые для решения  специфических проблем, возникающих  в процессе развития и функционирования  организации. Такие планы могут  иметь вид программы, бюджета  поступления и распределения  ресурсов и пр.

По срокам выполнения планы  принято делить на долгосрочные (свыше 5 лет), относящиеся в основном к  категории планов-целей; среднесрочные (от года до пяти лет), выполняемые в  виде различного рода программ; краткосрочные (до года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и пр. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые на срок одной смены  до одного месяца.

2.1Перспективные и стратегические  планы

 

Перспективные планы. Обычно перспективные планы в организации  разрабатываются на период свыше  одного года. Как правило, речь идет о среднесрочных планах, рассчитанных на период до 5 лет.

Перспективные планы могут  иметь форму набора целей; целевых  комплексных программ; и т.п.

В рамках перспективного планирования создаются планы: разработки новых  продуктов; снижения издержек; инноваций; приобретений; маркетинга; производства; инвестиций; материально-технического снабжения; развития системы управления; социальных мероприятий; план по труду; финансовый план и пр.

Посредством такого рода планов происходит определение шагов, которые  необходимо предпринять в будущем  для достижения целей организации, прежде всего получения заданного  объема продукции, прибыли и т.п. Их разработка начинается с выбора перспективных целей. Затем на основе оценки имеющихся ресурсов происходит определение политики организации, выбор правил и процедур, разработка альтернатив, выбор наиболее приемлемой из них, ее детализация в бюджетах, графиках, стандартных решениях.

Стратегические планы. В  качестве предпосылок появления  стратегического планирования можно  назвать:

стремительные изменения  во внешней среде организации, вызванные  к жизни современным этапом НТР  и проявляющиеся в безграничном росте возможностей производства, резком усилении конкуренции за ресурсы  и рынки сбыта;

широкую доступность научно-технической  и экономической информации и  стремительное нарастание ее объема;

принципиальное изменение  роли человека в производстве и связанное  с этим пробуждение его творческих возможностей и активности.

Эти и другие обстоятельства обусловливают непредсказуемость  путей развития организации и  ее окружения и неопределенность даже сравнительно близкого будущего. Способом частичного ослабления или  преодоления этой неопределенности и является составление стратегических планов.

Стратегические планы  отражают сегодняшние шаги фирмы, направленные на формирование ее будущего потенциала и обеспечение перспективного выживания. В процессе их составления формулируются  цели организации, соответствующие  стратегии и распределяются необходимые  ресурсы.

Стратегии, составляющие основу таких планов, определяются, прежде всего, исходя из угроз и возможностей (которые имеются или могут  появиться во внешнем окружении  организации), а не поиска и мобилизации  внутренних ресурсов, что характерно для обычного перспективного планирования. Содержательным результатом их осуществления  должны быть крупные перемены в организации. Таким образом, если фирма хочет  выжить в современных нестабильных условиях, переход к стратегическому  планированию неизбежен, но он должен быть постепенным, без разрушения традиционной системы планирования.

 

2.2 Тактическое и оперативное  планирование

 

Тактическое или текущее  планирование представлено в основном краткосрочными планами, в которых  предусматриваются действия, необходимые  для достижения стратегических целей. По своей сути текущее планирование является производственным и обладает рядом особенностей:

объектами такого планирования могут быть заказ, группа продукции, показатели;

при осуществлении планирования учитывается связь уровней управления; оно может происходить сверху вниз (детализация), снизу вверх (спущенные  сверху указания обогащаются внизу);

при составлении производственных планов происходит либо четкая привязка к календарю, либо допускается свободное  планирование.

Краткосрочные планы. Они  охватывают годовой период и в  них конкретизируются задания перспективных  планов на соответствующий год с  распределением по кварталам.

Годовые планы разрабатываются  на основе изучения рыночной ситуации (конъюнктура, цены, характер конкуренции) и прогноза сбыта, исходящего из поступивших  заказов, сведений о величине продаж за истекший период, результатов маркетинговых  исследований.

Элементами годового плана  обычно являются:

производственная программа  – она разрабатывается на срок от нескольких недель до года для предприятия  в целом и его отдельных  подразделений, с учетом имеющихся  у них производственных мощностей  и содержит, например, решения о  том, как обеспечить производство необходимой  продукции и услуг исходя из минимальных  затрат;

план развития предприятия  – он содержит решения о внедрении  новой техники, изменении технологии, снятии с производства отдельных  видов продукции и т.д.;

план маркетинга и сбыта  – он является основой других планов предприятия и составляется на основе прогнозов сбыта, информации о требованиях  заказчика по ассортименту и качеству продукции, заключенных договоров, цен, частоты заказов, каналов сбыта и т.п. Данный план детализируется по месяцам и неделям;

план по себестоимости  и рентабельности – в нем отражаются: постоянные издержки, балансовая и  чистая прибыль, расчетная рентабельность, себестоимость и др.;

финансовый план – включает такие показатели, как баланс доходов  и расходов, издержки производства и обращения, использование собственных  и заемных средств, срок выплаты  и величина дивидендов;

план по материально-техническому снабжению;

план по труду и кадрам.

Предприятие на основе производственной программы (а подразделения –  на основе касающейся их части) осуществляет процесс оперативного планирования своей деятельности.

Оперативные планы. Они посвящены  решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном  периоде, например, отражают движение материальных потоков. Такие планы  имеют узкую направленность и  всегда детализированы, их цель состоит  в создании условий для слаженной  работы всех цехов, участков, служб, подразделений.

Оперативное планирование предполагает: составление ежемесячных и внутрисменных  заданий, календарных планов выпуска  продукции, маршрутных карт и контроль над их выполнением.

Оперативно-календарный план в зависимости от характера выпускаемой  продукции определяет последовательность и сроки запуска, обработки и  выпуска изделий и их партий по дням недели – маршрутизацию, находящую  воплощение в маршрутной технологической  карте, загрузку технологических линий  и отдельных единиц оборудования, потребность в инструментах и  т.п. Степень детализации оперативно-календарного плана зависит от типа производства.

Оперативно-календарный план используется часто как основной документ для разработки сменно-суточных заданий. В них перечисляются  конкретная номенклатура и количество изделий, необходимая для нормального  осуществления производственного  процесса в данном цехе и смежных  с ним. Сменно-суточные задания могут  дополняться планом-графиком движения изделий и их отдельных частей в рамках технологического процесса.

Таким образом, в рамках реализации оперативных планов изыскиваются дополнительные возможности по привлечению ресурсов, и определяется наиболее целесообразное распределение работ по времени.

 

3. Бизнес-план организации

 

Все перечисленные выше планы  составляют своего рода общую систему, которая называется генеральным, общим  планом или бизнес-планом организации. Бизнес-план – это специфическая  форма планов организации. Обычно он составляется или при ее создании, или в переломные моменты существования, например при расширении масштабов  деятельности, эмиссии ценных бумаг, привлечении крупных займов и т.п. Часто эти мероприятия осуществляются накануне серьезных изменений во внешней ситуации и имеют цель предварить их.

Хотя многие позиции бизнес-плана  скрупулезно просчитываются на срок до пяти лет, они имеют в значительной мере вероятностный характер, и успех  в деле его реализации далеко не очевиден.

Цель бизнес-плана состоит  в том, чтобы сориентировать хозяйственную  деятельность фирмы в соответствии с потребностями рынка и возможностями  получить ресурсы; определить конкретные ее виды, рынки; оценить финансовое положение; предусмотреть трудности  и подводные камни.

По сравнению с другими  видами планов бизнес-план обладает двумя  специфическими особенностями. Во-первых, для доказательства выгодности того или иного проекта он должен быть привлекательным, наглядно демонстрировать  всем заинтересованным лицам преимущества, которые могут получить, приняв участие  в его реализации.

Во-вторых, бизнес-план составляется в нескольких вариантах.

Главный и наиболее полный предназначен для внутреннего пользования, а на основании его уже разрабатываются  варианты с учетом различных видов  пользователей. Это вполне понятно, ибо каждого из них интересуют только те моменты, которые создают  гарантии их собственных интересов.

Для банков, страховых компаний и инвесторов это – финансовая устойчивость организации; для сбытовых фирм – качество, новизна, стоимость  продукции; для поставщиков –  объем потребности в сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, услугах; для профсоюзов – социальные моменты.

Структура бизнес-плана является свободной, но тем не менее в нем  должен присутствовать определенный набор  разделов и показателей, характеризующих  как саму организацию, так и будущий  проект, ради которого данный документ составляется.

Любой бизнес-план открывается  введением, которое помогает сразу  же определить целесообразность дальнейшего  знакомства с документом.

Во введении раскрывается роль избранного организацией вида деятельности в настоящий момент, тенденции  и перспективы его развития; приводятся ориентировочные сроки работы в  данном направлении; рассчитываются ожидаемая  прибыльность и период окупаемости  вложений; приводятся гарантии их сохранности.

В основных разделах бизнес-плана  может содержаться следующая  информация:

– о целях предпринимательской деятельности, главной и функциональных стратегиях;

– о потенциале организации, его развитии на предстоящий период и связанных с этим затратах;

– об имидже – традициях, репутации в деловых кругах, у потребителей и общественности. Благоприятный имидж много значит для решения вопроса о доверии к фирме со стороны потенциальных партнеров;

– о персонале, принципах его подбора, оценки, продвижения; системе управления и путях ее развития; внедрения новых методов руководства; формах взаимоотношений с профсоюзной организацией;

– о будущей производственной деятельности и ее необходимых условиях: планируемых к внедрению технологиях и оборудовании; источниках и способах обеспечения потребностей в сырье, материалах, энергии, комплектующих изделиях, необходимых затратах; путях повышения производительности труда и эффективности производства, способах контроля процессов и качества продукции;

– о продукте или услуге, их техническом уровне, качественных параметрах, уникальных свойствах, недостатках; наличии у продукции сертификатов, защищенности патентами, лицензиями, товарными знаками; о возможностях использования отходов;

– о стратегии маркетинга. Обычно этот раздел начинается с характеристики рынков сбыта для планируемой к производству продукции;

– о конкурентоспособности продукции, путях борьбы с основными потенциальными и реальными конкурентами, завоевания рыночной ниши. В разделе приводятся сведения о конкурентах, их доле на рынке; перечисляются основные параметры, по которым может вестись конкурентная борьба (технические показатели, надежность, эстетичность, экологичность, эргономичность, безопасность, качество, унифицированность, упаковка, сервис и пр. На основе всестороннего анализа этих моментов определяются параметры, по которым можно превзойти соперников;

Информация о работе Тактическое и текущее планирование