Тактическое и текущее планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:00, контрольная работа

Описание работы

Для выработки стратегических планов руководитель предприятия анализирует возможные альтернативы и выбирает нужную стратегию. В распоряжении предприятия имеются четыре стратегических альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих вариантов. На стратегический выбор, осуществляемый менеджментом предприятия, влияют разнообразные факторы (риск, знание прошлых стратегий, реакция на владельцев, фактор времени). Очень важным этапом при разработке стратегических планов является этап реализации выбранной стратегии. Для этого менеджер должен правильно распределить ресурсы и угвердить план работы.

Содержание

Введение……………………………………...……….……….3
1. Виды планирования…………….…..……………..………..5
1. Тактическое планирование…………………….………..6
2. Текущее планирование………………………………..…8
2. Принципы планирования…………………………………10
Заключение…………………………...………………………15
Список использованной литературы……………………….17

Работа содержит 1 файл

менеджмент.docx

— 78.53 Кб (Скачать)

МПС России

Российский государственный  открытый технический университет  путей сообщения

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Менеджмент»

на тему:

«Тактическое и текущее  планирование»

 

Рецензент:

Огнянович

Выполнил:

Тимошин В. А.  0916 п/1021

 

Тула 2012

 

Содержание

 

Введение……………………………………...……….……….3

1. Виды планирования…………….…..……………..………..5

   1. Тактическое планирование…………………….………..6

   2. Текущее планирование………………………………..…8

2. Принципы планирования…………………………………10

Заключение…………………………...………………………15

Список использованной литературы……………………….17

 

      Введение

      В современных  рыночных условиях планирование  деятельности всех предприятий  и фирм является важной предпосылкой  свободного производства и предпринимательства,  распределения и потребления ресурсов и товаров. Каждое предприятие или фирма самостоятельно решают, какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем периоде.

      В ходе  планирования экономической деятельности  предприятия необходимо достижение  полного объема производства  и занятости имеющихся ресурсов, что в свою очередь предполагает  рациональное использование человеческого  потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего  времени, технологических методов,  денежных средств, информационных  возможностей и других факторов.

      Планирование  — это процесс обработки информации  по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов  достижения целей. Планировать  свое предпринимательство необходимо.

      Часто бывает, что технологически предпринимательство  просчитывается безупречно, однако  экономические расчеты не выполняются,  что и приводит к неудачам  в предпринимательстве.

      Необходимо  заранее составить план экономической  деятельности предприятия. Важно  экономически грамотно разработать  план закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих деталей  и полуфабрикатов. От этого зависят  эффективность производства, размер  налога на добавленную стоимость,  оборачиваемость оборотных средств,  рентабельность производства.

      Непродуманная  политика закупок ведет к переплате  НДС, неэффективному использованию  оборотных средств. Неправильно  спланированные реальные затраты  на производство и реализацию  продукции приводят к банкротству  хозяйствующего субъекта.

      Неустойчивость  сегодняшней российской экономики  часто не позволяет осуществлять  нормальное планирование. Такая  экономическая ситуация используется  многими производителями (особенно  малого и среднего бизнеса)  для оправдания отсутствия четкой  системы планирования, отсутствия  производственного (внутреннего)  бизнес-плана предприятия. Конечно,  внешняя среда очень изменчива,  множество таких факторов, как  инфляция, спад производства, налоги, льготы делают экономическую  ситуацию на предприятии в  значительной мере неопределенной. Все это, действительно, существенно  усложняет систему планирования, но никак не отрицает ее  необходимость.

      Процесс  планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих  решений, поэтому и в рыночной  экономике от него не отказываются.

      На уровне  хозяйствующего субъекта осуществляется  как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и текущее (тактическое)  технико-экономическое планирование, а также оперативно-производственное  планирование, как детализация разработок  текущих планов предприятия в  целом, его крупных цехов и  малых производственных подразделений  вплоть до рабочего места.

 

      1. Виды планирования

      По целям,  охвату и срокам планирование  делится на стратегическое, тактическое  и оперативное (текущее).

      Аналогично  любая фирма имеет иерархию  планирования:

      - стратегическое (долгосрочное развитие компании  с учетом планирования развития  и изменения видов производства, сфер сбыта и т.п.);

      - тактическое  (планирование условий хозяйственных  операций, производственных мощностей,  средств производства, капиталов,  инвестиций и т.д.);

      - оперативное  (планирование конкретных действий  на краткосрочный период).

      Цель стратегического  планирования - дать обоснованную  оценку будущей рентабельности  различных подразделений компании  и на этой основе принять  решение по поводу прекращения  одного вида предпринимательской  деятельности и внедрения другого.

      Тактическое  и оперативное планирование основываются  на показателях стратегического  плана. Основным документом оперативно-тактического  планирования является годовой  план - документ, определяющий объем  производства, использования рабочей  силы, капиталовложений, выпуска и  продажи продукции.

      Оперативным  (текущим) планированием охватываются  отдельные функциональные области  предприятия. Сравнение параметров  стратегического, тактического и  оперативного планирования приведено  в Таблице 1.

 

Таблица 1

      Сравнение  параметров стратегического, тактического  и оперативного планирования

|                      |Стратегическое                       |Тактическое                          |Оперативное(текущее)                    |

|Задачи планирования   |Обеспечение реализации миссии  фирмы; |Вопросы финансирования,              |Обеспечение надежности повседневного    |

|                      |определение программы деятельности   |инвестирования, сбыта, снабжения,    |функционирования                        |

|                      |                                     |персонала                            |                                        |

|Уровень планирования  |Уровень отрасли                      |Уровень предприятия                  |Уровень функциональных отделов          |

|Носители идей         |Менеджмент высшего уровня            |Менеджмент высшего и среднего  уровня |Менеджмент среднего и  низшего уровня    |

|планирования          |                                     |                                     |                                        |

|Горизонт планирования |Длительные  сроки; широкий спектр     |Средние сроки (1-5 лет)              |Короткие сроки, ограниченный  спектр     |

|                      |альтернатив                          |                                     |альтернатив                             |

 

      1.1 Тактическое  планирование

 

      Тактическое  планирование неразрывно связано  со стратегическим планированием,  так как там, где используется  стратегическое планирование, возникает  потребность в тактическом планировании.

      Тактическое  планирование означает уточнение,  коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию стратегии. Под  тактическим планированием понимают  планирование действий, которые  должны представлять наиболее  эффективные способы достижения  стратегических целей.

      Иными словами,  тактика является одной из  форм выражения стратегии. Стратегия  и тактика, в общем плане,  имеют родственные цели и их  сущность заключается в определении  средств, с помощью которых  предприятие стремится к достижению  поставленных целей и заданий.

      Тактическое  планирование — это детальное  планирование, определение и разработка  вопросов в рамках технических  линий. Тактику можно рассматривать  как определенные шаги, ступени  по направлению к вершине —  общей цели, предусмотренной стратегией.

      Чтобы лучше  понять, что такое тактическое  планирование, рассмотрим различия  между стратегическим и тактическим  планированием по некоторым характеристикам:

      Подробность.

      В стратегическом  планировании проводится планирование  общих линий деятельности предприятия.  В тактическом планировании имеет  место детальное планирование.

      Временной  уровень.

      В стратегическом  планировании планы характеризуются  долгосрочностью, а в тактическом  планировании — краткосрочностью.

      Лица, принимающие  решения.

      В стратегическом  планировании решения принимают  немногочисленные специалисты из  высшего руководства, в тактическом  — многочисленные специалисты  из среднего звена руководства.

      Характер  проблем.

      В стратегическом  планировании рассматриваются редко  повторяющиеся проблемы и задачи, а в тактическом планировании  решаются однородные проблемы.

      Степень  регулярности действии.

      В стратегическом  планировании действия могут  носить как регулярный, так и  нерегулярный характер. В тактическом  планировании принят фиксированный  график действий.

      Количество  альтернатив.

      В стратегическом  планировании может быть много  альтернатив, в тактическом планировании  таких альтернатив мало.

      Процесс  тактического планирования состоит  из двух взаимосвязанных стадий: подготовка плана и его принятие. Подготовка плана включает в  себя сбор, систематизацию и уточнение  различной информации деятельности  предприятия, анализ полученной  информации, угощение целей и  задач планирования, постановку  менеджером задач отдельным структурным  подразделениям и работникам  на разработку плана, определение  подлежащих включению в план  мероприятий.

      Принятый  план обязательно должен быть  документально оформлен и утвержден  руководителем предприятия.

 

      1.2 Текущее  (оперативное) планирование

 

      Кроме тактического  планирования, следует различать  текущее или оперативное планирование.

      Текущее,  или оперативное, планирование - это то, чем ежедневно занимается  менеджер на предприятии. К  нему относится планирование  работы предприятия на небольшой  промежуток времени. Это может  быть как день, так и месяц,  квартал, полугодие и даже год.  Это зависит от стратегических  и тактических целей предприятия.

      Текущее  планирование, как правило, вызывается  необходимостью реагировать на  многие факторы. Например, должна  быть мгновенной реакция менеджера  на факт наступления форс-мажорных  обстоятельств, которые могут  вызвать гибель людей. К ним  относятся стихийные бедствия (наводнение, пожар, землетрясение и т.д.). К  форс-мажорным обстоятельствам относят  и забастовки. Менеджер должен  быстро реагировать на возникшие  нештатные ситуации, на изменения  во внешней или внутренней  среде предприятия с целью  предотвращения нежелательных последствий  или извлечения максимальной  пользы для предприятия. Сюда  можно отнести и разрешение  текущих проблем и задач, например  таких, как конфликты.

      При текущем  (оперативном) планировании, в отличие  от стратегического и тактического, отсутствует существенный временной  разрыв между фиксацией на  уровне сознания действия, подлежащего  исполнению, и осуществлением такого  действия в реальном режиме. Менеджер  должен знать, что реакции оперативного  планирования и оперативного  действия могут иметь весьма  важные стратегические последствия.  Он должен уметь продлевать  последствия оперативного решения,  текущего планирования, оперативного  действия на будущий временной  период. В противном случае могут  возникнуть весьма опасные для  предприятия явления или ситуации.

      Процесс  текущего, или оперативного, планирования  состоит из нескольких стадий:

      выявление  проблемы;

      определение  возможных действий;

      предварительный  выбор одного из определенных  возможных действий;

      анализ возможных  последствий;

      окончательный  выбор действия.

      Причем менеджер  должен уметь видеть не только  текущий момент, но и предвидеть  влияние решения на будущий  временной период.

      Он должен  уметь составлять стратегические  планы, организовывать тактическое  планирование и заниматься текущим  планированием.

 

2. Принципы планирования

 

      Большинство  компаний уделяют много времени  созданию корпоративного духа, пытаясь  убедить сотрудников связать  свои карьерные планы и их  жизненную реализацию с выполнением  миссии компании. Это одна из  задач подразделений компании, работающих  с персоналом.

      Однако, конечно,  более жестко компания должна  увязывать свои тактические и  оперативные планы с планами  отдельных менеджеров. Прежде всего,  это достигается материальной  заинтересованностью последних.  Проследим это на примере деятельности  менеджера по продажам высокопроизводительных  серверов, работающего в российском  представительстве западного производителя.

      Поскольку  указанный вид продукции не  является розничным товаром, его  необходимо продвигать на рынок,  информируя, обучая и убеждая  клиентов приобрести и эксплуатировать  именно это оборудование. В этом  и состоит задача данного менеджера.  Обычно менеджер должен выполнить  определенный квартальный план, от которого зависит его зарплата. Часто в коммерческих компаниях  действует схема, которая стимулирует  менеджера перевыполнять план. Например, если квартальный план выполнен  в необходимом объеме, то в  течение следующего квартала  менеджер получает 100% зарплаты. Если  в некотором квартале план  перевыполнен, то зарплата резко  возрастает. Например, при 150% плана  в течение очередного квартала  менеджер получает двойную зарплату, а при выполнении 170% плана - тройную.  План менеджеру спускается его  руководителем и может изменяться  в зависимости от рыночной  ситуации. В свою очередь менеджер, который руководит российским  представительством и отвечает  за продажи в России, тоже имеет  план продаж. Этот план спускается  руководителем, отвечающим за  группу стран, в которую входит  Россия, и т.д.

Информация о работе Тактическое и текущее планирование