Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа
Первоначальной формой такого знания, говорят они, является непосредственное усмотрение истины при помощи внешних чувств. Такое знание отличается, вo-первых, непосредственным характером, оно не нуждается в доказательстве. Чтобы убедиться, например, в том, что я вижу нечто белое, мне нет необходимости доказывать истинность этого усмотрения. Истинность его открывается прямо.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТУИЦИИ 5
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНТУИЦИИ 8
ИНТУИТИВНЫЙ ПРОЦЕСС И РАЗЛИЧИЯ В ИНТУИЦИИ 12
ИНТУИЦИЯ КАК ЗНАНИЕ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
Алматинский Университет Энергетики и Связи
Кафедра социальных дисциплин
Семестровая работа
На тему: "Сущность и роль интуиции в научном познании"
Выполнил:
Мг. Гр МАУ-10-1
Кумызбаева С. К.
Проверил:
Доцент каф. СД
Мухамеджан К. Ш.
Алматы 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Что мы знаем об интуиции? Что вообще есть интуиция? Так ли много о ней знает человек, как ему кажется? И способна ли интуиция послужить фундаментом научных открытий, а, следовательно, и познания?
Среди видов знания, различающихся философией, имеется так называемое непосредственное знание, именуемое некоторыми философами интуитивным знанием, или интуицией. Непосредственным знанием эти философы называют знание, представляющее собой прямое усмотрение истины, то есть усмотрение объективной связи вещей, не опирающееся на доказательство.
Первоначальной формой такого знания, говорят они, является непосредственное усмотрение истины при помощи внешних чувств. Такое знание отличается, вo-первых, непосредственным характером, оно не нуждается в доказательстве. Чтобы убедиться, например, в том, что я вижу нечто белое, мне нет необходимости доказывать истинность этого усмотрения. Истинность его открывается прямо. Во-вторых, во всех подобных случаях непосредственное усмотрение истины достигается при помощи чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и т. д. Непосредственное в отношении доказательства, это знание есть знание чувственное в отношении источника познания.
Так как из всех внешних чувств наиболее важным для познания является зрение, то всякое прямое, или непосредственное, усмотрение истины получило название "интуиции" — от латинского слова intuitus, буквально означающего "созерцание", "усмотрение", "видение", то есть усмотрение с помощью зрения. Поскольку же интуиция, о которой здесь идет речь, получается при помощи чувственных органов познания, она стала называться "чувственной интуицией", или "чувственным созерцанием". Понятие чувственного созерцания — важное понятие материалистического учения о знании. Все наши знания, в том числе и наиболее отвлеченные, в конечном счете, опираются на чувственные созерцания как на источник, из которого все они возникают. Аристотель выразил это положение в знаменитой формуле: "Нет в уме ничего, чего бы раньше не было в ощущении" [1, с. 3-5].
Психология же вообще стала рассматривать понятие "интуиции" совсем недавно. Как пишет Степаносова О.В. [2, c. 134], В последнее время в западной психологии наблюдается рост интереса к изучению интуиции. Отчасти это обусловлено тем, что появился запрос на людей, которые могут принимать решения и действовать, полагаясь на свою интуицию. Например, Т. Питере и Дж. Ватермен в 1982 г. отмечали, что десять лучших компаний в Америке поощряют использование интуиции и развитие интуиции в своей менеджерской среде. Профессионалы, которые способны формировать надежные интуитивные суждения, могут принести компании больше прибыли, чем те, действия которых носят только обдуманный характер. В ответ на вопрос, почему так происходит, обычно указывают на большое количество информации, с которой приходится иметь дело человеку, и на быструю смену событий, что приводит к необходимости действовать и принимать решения, не имея возможности тщательно обдумать ситуацию. Однако отношение к интуиции далеко не всегда было положительным. Если взять любой недавний психологический обзор, посвященный интуиции, то он начинается с констатации того, что на протяжении большей части XX в. понятие интуиции игнорировалось психологами, а систематические исследования интуиции отсутствовали. Как пишет М. Либерман, интуиция воспринималась в лучшем случае как нечто мистическое и необъяснимое, а в худшем — как то, что приводит к ошибкам. Однако в последнее десятилетие появилось множество работ по психологии интуиции, возникли разнообразные теоретические представления о ней. При внимательном взгляде на эту относительно новую область исследований в психологии можно заметить, что в ней объединены исследования различных феноменов.
Попробуем же разобраться, что есть интуиция и какова ее роль в познании.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТУИЦИИ
Интуиция обычно определяется как "знание, полученное без понимания того, как мы его приобретаем", как "знание, которое окружено ореолом "правильности", но не имеет ясно артикулируемых причин своего возникновения".
При описании свойств интуиции характерно указание на ее отличие от аналитического, логического способа познания. Другое свойство интуиции, которое выделяют большинство авторов, — неосознаваемость процесса возникновения интуиции. Возникшая интуиция обычно проявляется посредством таких феноменов, как догадка, предчувствие, внутреннее чутье. Еще одним часто выделяемым свойством является связь интуиции с накопленным опытом, как осознаваемым, так и неосознаваемым.
В качестве точки отсчета для дальнейшей классификации большого поля явлений, связывающихся с интуицией, автор предлагает следующее определение интуиции.
Интуиция — это знание, возникающее в неопределенной ситуации, субъективно воспринимаемое как догадка, предчувствие, внутреннее чутье, наличие которого осознается. Процесс возникновения интуитивной догадки не осознается и причины получения или доказательства ее правильности неверифицируемы.
В основе приведенного определения лежат следующие базовые измерения, которые помогут в дальнейшем соотнести интуицию с другими связанными с ней явлениями и отличить ее от них.
В 1960-х гг. М. Бунге характеризовал психологические представления об интуиции как "коллекцию хлама", куда сваливаются те интеллектуальные механизмы, о которых неизвестно, как их анализировать. В связи с растущим интересом к интуиции представляется важным понять, насколько данная ситуация изменилась. Недавно появившаяся классификация видов интуиции Г. Клэкстона выделяет следующие:
В начале 90-х интуиция трактовалась более абстрактно, что признавали и сами философы [3, c. 93-94]. Идеалистические трактовки интуиции, как правило, описательны. Определение этого явления сводится к перечислению признаков, на основании которых можно судить о ее реальности. Описание присуще и дефиниции интуиции в нашей литературе. Идеалистическое и материалистическое понимание интуиции различается чем, и в первом случае она рассматривается как самопроизвольная, спонтанная активность духа, во втором мин декларируется отражательная сущность интуиции, от разъяснения того, в чем конкретно она проявляется.
А. Е. Шерозия обратил внимание на возможность решения проблемы интуиции с позиций теории установки Узнадзе. Вот что он, в частности, писал: "Мы вправе заключить о возможной приложимости понятия установки к построению научной теории интуиции. Это тем более интересно и ценно, что до сих пор еще не было и пытки подойти к проблеме интуиции с позиций какой ли экспериментально обоснованной теории бессознательно" А между тем от такого подхода почти всецело зависит построение научной теории интуиции. Одни философские обобщения, как бы серьезны они ни были, не в силах выполнить эту задачу".
С целью установить, в чем конкретно заключается отражательная природа интуиции, нами проведен анализ структуры отражательного акта. Выяснилось, что любое субъективное явление есть результат выражения ситуативной установки и, следовательно, интуиция как такого рода явление должна представлять один и элементов в структуре процесса выражения.
У человека отображение осуществляется в форме сознания, т. е. на основе языка, который является главнейшим средством выражения. Благодаря языку субъективное объективируется, осознается. И в самом общем виде интуиция представляет собой связующее звено между бессознательным и сознанием. Она — тот момент в процессе выражения, который хотя сам и не сознается, приводит к осознанию бессознательного. Можно сказать, что интуиция есть неосознаваемый процесс осознания бесознательного, переход в сферу сознания тех или иных элементов из области бессознательного. Достигается этот метод посредством языка.
Однако такое понимание не позволяет отличить интуицию от других форм выражения — восприятия и воспоминания. В восприятии в форме образов субъектом отображается нечто воздействующее на него в данный момент. При воспоминании выражаются такие элементы субъективного, которые были отражены ранее, но в данный момент не являются результатом непосредственного воздействия объективной реальности. Воспоминание — следствие сохранения в памяти субъекта имевших место прежде субъективных состояний и образований.
Восприятие и воспоминание взаимосвязаны, одно предполагает другое. Каждое конкретное субъективное состояние и образование детерминированы всем предшествующим опытом взаимодействия индивида с внешним миром, тем самым восприятие всегда зависит от воспоминания. В свою очередь, для воспоминания необходимо воздействие внешнего раздражителя на рецепторные окончания анализаторов, которое приводит восприятию; последнее дает толчок к воспоминанию.
Восприятие и воспоминание — это так называемое продуктивное выражение, при котором в субъективной форме воссоздается объективная реальность, непосредственно воздействующая или воздействовавшая на индивида. Последний уподобляется кибернетическому устройству, способному выдать лишь ту информацию, которая заложена в него программой.
В отличие от восприятия и воспоминания, интуиция является продуктивным выражением, при котором достигается качественно новое, не вытекающее непосредственно из внешних воздействий и не имевшее место ранее знание. Интуиция сопряжена с творческой деятельностью субъекта и проявляется тогда, когда перед субъектом возникает актуальная познавательная задача.
Таким образом, понятие интуиции имеет широкий и узкий смысл. В широком смысле интуиция есть момент связи бессознательного и сознания, переход первого во второе. В узком смысле — это неосознаваемая часть процесса продуктивного выражения. Творческая интуиция, о которой идет речь в нашей литературе, совпадает с пониманием интуиции в узком смысле слова.
Интуиция есть бессознательное. Различие между тем и другим состоит в том, что бессознательное является системой, а интуиция — ее элементом, который приводит к осознанию субъективного. Таким образом, интуиция особая направляемая сознанием активность бессознательного.
Интуитивное решение проблемы может произойти как бы внезапно, вдруг, неожиданно, в такой момент, когда исследователь, казалось бы, даже не думает над проблемой. Происходит это потому, что мышление не ограничивается осознанной формой. Анализ и синтез, индукция и дедукция, другие виды мыслительной деятельности осуществляются и на уровне бессознательного.
Творческая интуиция предполагает актуализацию прежних субъективнных образовании, которые связаны с решением возникшей перед субъектом познавательной задачи. Так как актуализация представляет собой единство восприятия и воспоминания, то одновременно она является также выражением, но, в сравнении с творческой интуицией, сопряжена с меньшей тратой духовных и физических сил. Хотя иногда вспомнить что-либо бывает труднее, чем решить задачу, суть дела не меняется. Быстрота и легкость воспоминания и восприятия зависят от многообразных факторов, в частности от психофизиологической организации индивида, тренировки им способности к запоминанию и т. п. То, что творческая интуиция представляет, в сравнении с воспоминанием и восприятием, специфический вид выражения, доказывает, например, тот факт, что далеко не всегда хорошая память и высокие показатели в учебе являются признаком творческих способностей человека. Память в ее оптимальном варианте способствует, безусловно, интуиции, так как последняя предполагает широкие и глубокие знания для успешного решения возникшей перед субъектом задачи.
По собственному опыту многие знают, как трудно порой найти решение частного вопроса в повседневной жизни. Но спустя некоторое время ответ может прийти как бы сам собой. И сколько решений повседневных вопросов в мышлении происходят как бы сами собой, без видимых усилий с нашей стороны. Такие решения также пример интуиции. Подобного рода интуицию можно обозначать просто термином "интуиция", в отличие от интуиции ученого, изобретателя, общественного или политического деятеля и т. д., когда формулируются принципиально новые, социально значимые мысли. В последнем случае правомерно употребление термина "творческая интуиция". Интуиция не дар, присущий отдельным людям. Она свойственна любому человеку. В зависимости от индивидуального опыта, знаний, интересов, потребностей, целей, которые ставит перед собой человек, задач, которые он решает, и условий, в которых он находится, интуиция проявляется по-разному. Одним она помогает при решении повседневных бытовых вопросов, у других она приводит к оригинальным решениям, имеющим значение не только для конкретного индивида или небольшого коллектива, а для широких социальных общностей, вплоть до человечества в целом.
Информация о работе Сущность и роль интуиции в научном познании