Сущность и роль интуиции в научном познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Первоначальной формой такого знания, говорят они, является непосредственное усмотрение истины при помощи внешних чувств. Такое знание отличается, вo-первых, непосредственным характером, оно не нуждается в доказательстве. Чтобы убедиться, например, в том, что я вижу нечто белое, мне нет необходимости доказывать истинность этого усмотрения. Истинность его открывается прямо.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТУИЦИИ 5
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНТУИЦИИ 8
ИНТУИТИВНЫЙ ПРОЦЕСС И РАЗЛИЧИЯ В ИНТУИЦИИ 12
ИНТУИЦИЯ КАК ЗНАНИЕ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа содержит 1 файл

Семестровая_Сауле.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

В основе выдающихся научных открытий, достижений практики и в догадках лежит один и тот же процесс — выражение установок, возникающих при решении субъектом актуальных для него задач. Этот процесс может протекать быстро и почти мгновенно приводить к получению результата, а может длиться значительное время. Когда к результату приходят после неоднократных безуспешных попыток, при этом неожиданно и быстро, согласно устоявшейся точке зрения, имеет место творческая интуиция. Но в любом случае решение задачи есть объективация субъективного, переход бессознательного в сознание, что достигается посредством различного рода символики и специальных приемов выражения. И основе социально значимого творчества, т. е. появления принципиально новых научных идей и теорий, лежит доведенный до определенного уровня тот же  процесс который позволяет нам решать элементарные задачи, ж посредственно возникающие в нашей жизни". По существу, любая человеческая деятельность носит и интуитивный характер. [3, c. 97-98]

Каждое субъективное явление базируется на всей сумме предшествующих субъективных образований. Ничто из отраженного не исчезает бесследно, оно запечатлевается в нервной системе, в субъективном плане образуют то, что принято называть памятью. Интуиция предполагает актуализацию последней. Однако существует и бессознательная память. Как отмечает, например, О. К. Тихомиров, "невозможность произвольной актуализации следов памяти не означает отсутствие этих следов. Эксперименты с доучиванием, электрическим раздражением мозга, с использованием техники гипноза показали существовании бессознательной памяти".

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНТУИЦИИ

Проблема интуиции имеет  многовековую историю. Ее истоки восходят к учению Платона об анамнезисе: воспоминании души об идеальном мире, в котором она находилась до переселения в грубую земную действительность Интуиция, по Платону, это внечувственное восприятие идеи, а познание — погружение в себя, в глубины своей субъективности. У Аристотеля, как и у Платона, интуиция интеллигибельна (сверхчувственна). Николай Кузанский считал, что интуиция носит недискурсивный характер, она — высшая познавательная способность человеческого духа. Признавал реальность интуиции и Дж. Бруно. Он выделял четыре ступени познания: чувственную, дающую ограниченную картину мира; рассудок, посредством которого достигается познание первоначал; разум, исправляющий познание чувств и рассудка; усовершенствованный разум, или интуицию, когда постигаются противоположности. Однако систематического учения об интуиции названных мыслителей нет.

Родоначальником учения об интуиции считается Р. Декарт. Интуиция, по Декарту, это прямое, непосредственное, усмотрение истины, в отличие от опосредованного, рассудочного, познания. Знание, полученное интуитивным путем, предстает как простое, ясное, самоочевидное. Интуиция — высший вид интеллектуального познания, в процессе которого человек одновременно мыслит и созерцает. Декарт не противопоставлял интуитивное и дискурсивное, считая, что одно с необходимостью предполагает другое. К аналогичным выводам в понимании интуиции приходили Б. Спиноза и Г. Лейбниц, правда, каждый со своих общефилософских позиций. [3, c. 6-7]

Признавал реальность чувственной интуиции и отрицал наличие у человека способности к интеллектуальной интуиции И. Кант. Это обусловлено его агностицизмом, отрывом чувственности от рассудка и разума. Кант стремился доказать, что в основе любого знания в конечном счете находятся данные чувственности и что посредством рассудка и разума познаются не сами вещи, а наши представления о них.

Определенный вклад в развитие учения об интуиции внесли немецкие мыслители  XVIII в. И. Гаман и Ф. Якоби, Они обратили внимание на органическую взаимосвязь интуитивного и дискурсивного.

В рамках идеалистического мировоззрения  рассматривал интуицию Г. Гегель. Он не противопоставлял интуицию и рассудок, а рассматривал их в диалектическом единстве. Но основу такого единства Гегель видел в самом развивающемся мышлении. Он решительно выступал против признания интуитивного знания высшим видом знания. Гегель считал, что знание, принимающее форму науки, основано на логических формах рассудка и разума.

Отвели интуиции определенное место  в своих работах И. Фихте и Ф. Шеллинг. Для Фихте интуиция — это форма слияния в акте познания субъекта и объекта, постижение философом самого себя. У Шеллинга интуиция выступает также как средство познания действующим субъектом самого себя, точнее, как осознание мышлением своей собственной деятельности.

С.А. Шопенгауэр под интуицией понимал  способность человека проникать  созерцательным, недискурсивным путем в сущность воли.

Особое внимание он обратил  на бессознательное, считая, что мышление человека совершается по преимуществу бессознательно.

Основой и источником всякого знания, способом наиболее достоверного постижения действительности является интуиция для А. Бергсона. Бергсоновская интуиция — это способность субъекта видеть целое раньше его частей иметь результат без предварительного логического его обоснования. Задача интеллекта, по Бергсону, состоит в обосновании полученного интуитивным путем знания логическими, дискурсивными средствами.

Значительное место  занимает интуиция в феномено-логической философии Э. Гуссерля, который задачу философии видел в описании феноменов сознания безотносительно к тому, соответствует ли им что-либо вне сознания. Интуицию он рассматривал как субъективный по содержанию и форме процесс возникновения феноменов сознания, создание самого "предмета" познания.

С деятельностью "выражения" отождествлял интуицию Б. Кроче. Под "выражением" он понимал особого рода деятельность в самом потоке "жизни", которую трактовал идеалистически как спонтанную, самопроизвольную активность духа. Интуиция у Кроче — "чистая" форма активности духа, в конечном счете форма "божественного наития".

Чувственную, рациональную и мистическую интуицию различал Н. О. Лосский, который был близок к имманентной философии.

В экзистенциализме интуиция — внутреннее переживание субъекта. Такое же понимание интуиции присутствует в неокантианской философии.

Как "божественное откровение", позволяющее познавать божественное начало, трактуется интуиция неотомизмом.

В неопозитивизме интуиция — познавательная способность, компенсирующая ограниченные возможности логического познания; в реализме и прагматизме представления об интуиции близки к ее пониманию Бергсоном.

Таким образом, в домарксистской и современной буржуазной философии можно выделить следующие основные трактовки интуиции:

  1. интуиция как интеллигибельное явление, внечувственное восприятие особой мистической действительности (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Николай Кузанский);
  2. интуиция как высший вид интеллектуального познания, достижение нового знания непосредственным, не опирающимся на доказательство усмотрением ума (Декарт, Спиноза, Лейбниц);
  3. интуиция как непосредственное чувственное восприятие мира (Кант);
  4. интуиция как мистическая способность проникновения в глубины индивидуального сознания, постижение сущности "Я", воли, жизни, экзистенции и т. п. (Фихте, Шеллинг, Бергсон, Гуссерль, Лосский, представители экзистенциализма, неотомизма, реаллзма, прагматизма).

Что касается новейших зарубежных исследований по проблеме интуиции, то они ведутся, как правило, на эмпирически-позитивистской методологической основе.

Первым собственно философским  исследованием проблемы интуиции является вышедшая в 1963 году монография В. Ф. Асмус "Проблема интуиции в философии и математике", в которой внимание обращено на важность решения проблемы для теории науки. Под интуицией автор понимает непосредственное, не опирающееся на доказательство, усмотрение истины. Он разделяет интуицию на чувственную, трактуемую как непосредственное усмотрение истины с помощью внешних чувств, и интеллектуальную, трактуемую как непосредственное усмотрение истины интеллектом.

Аргентинский философ  М. Бунге интуицию отождествляет  с ускоренным умозаключением, восприятием, воображением, синтезированием, пониманием, оценкой.

Преимущественно с психологических  позиций исследует феномен интуиции Я. А. Пономарев. С его точки зрения, интуиция возможна потому, что наряду с осознанным продуктом отражения существует и неосознаваемый его продукт; интуиция — это включение в сферу сознания ранее бывших вне его элементов субъективной реальности.

Проблеме интуиции посвящена  работа А. С. Кармина и Е. П. Хайкина "Творческая интуиция в науке". Авторы определяют интуицию как "специфический  познавательный процесс, заключающийся во взаимодействии чувственных образов и абстрактных понятий и ведущий к созданию принципиально новых образов и понятий, содержание которых не выводится путем простого синтеза предшествующих восприятий или путем только логического оперирования имеющимися понятиями".

На тесную связь интуиции с эмоциями и интеллектом указывает  А. А. Налчаджян. Он, в частности, отмечает, что интуицию можно с полным правом назвать интеллектуальной эмоциональностью или эмоциональной интеллектуальностью. А. А. Налчаджян показал, что не только признание реальности интуиции не противоречит учению диалектического материализма об отражательной сущности субъективной реальности, но и свое действительно научное обоснование интуиция может получить именно в этом учении. Под интуицией он понимает; проявление активности подсознательной сферы психики, появление в фокусе сознания ранее находившихся вне его тех или иных элементов субъективной реальности гносеологических позиций обосновывает реальность интуитивного феномена.

А. В. Егоров, который утверждает, что для объяснения творческой активности познания необходимо признать в качестве составного элемента его интуицию. "И эмпирические накопления и существующий логический аппарат, — пишет он, — не могут обеспечить прорыв за круг существующей теории. Синтез рассеянных в общественной атмосфере элементов нового знания совершается посредством важнейшей формы индивидуального познания — интуиции.  Новое знание формируется первично в сфере бессознательной психики (другого пути не существует)".

В. А. Цапок в качестве основных феноменов логических характеристик, присущих интуиции, называет внезапность, сокращенную логику, неосознаваемость получаемого знания. Он указывает на наличие "отраслевой", или "практической", интуиции: интуиции врача, сталевара, следователя и т. д. Этот вид интуиции, по его мнению, следует отличать от  творческой  интуиции ученого, художника, изобретателя

Предпринята попытка  дать определение интуиции В. Д. Бирюковым: "Интуиция — тот подготовленный предшествующим развитием познания и практики своеобразный качественный скачок в процессе отражения, который характеризуется непосредственностью, внезапностью, неосознаваемостью и ведет к постижению сути явлений, к новым знаниям о действительности и способах действия с ней без опосредующих логических рассуждений".

Почти аналогично трактует интуицию Д. В. Бирюков, который полагает, что неправомерно сводить чувственную  интуицию к непосредственности в познании на уровне внешних чувств, а интеллектуальную — к непосредственности на ступени абстрактного мышления. "Такое понимание видов интуиции, — пишет он, — весьма неопределенно как в терминологическом, так и в содержательном аспекте". [3, c. 10-11] Им выдвинуто положение о необходимости различать интуицию как процесс и как результат этого процесса.

Подсознательную обработку  информации понимает под интуицией  А. К Лук, занимающийся психологическими и философскими проблемами творчества.

Обобщают имеющиеся  в литературе взгляды на сущность интуиции, ее место и роль в творческом процессе В. Р. Ирина и А. А. Новиков. Они отмечают, что столкнулись с чрезвычайно широким диапазоном содержания понятия "интуиция": "от смутного полусознательного "предчувствия", близкого по своему характеру и форме проявления к психобиологическому инстинкту животных, до высших форм творческого мышления, имеющих место в науке и искусстве. В. Р. Ирина и А. А. Новиков дают определение интуиции и как психологического, и как гносеологического феномена. С позиций психологии, "Интуиция — это способность человеческого сознания к ускоренному, внезапному переходу от старых форм знания к новым, в основе которой лежит предшествующая историческая практика и индивидуальный опыт исследовате". Здесь же они дают определение интуиции и с гносеологических позиций: "Интуиция — это специфический способ взаимодействия чувственного и логического в познании, основанный на использовании данных криптогнозы (этим термином авторы предложили называть временно неосознаваемое знание), и результаты ее действия могут выступать как определенного рода знание, именуемое "интуитивным знанием". Термин "интуитивное знание" берется в монографии в кавычки в связи с тем, что, как считают авторы, интуитивного знания как такового нет, знание всегда дискурсивно. Интуитивным может быть лишь определенный момент познавательного процесса.

ИНТУИТИВНЫЙ ПРОЦЕСС И РАЗЛИЧИЯ В ИНТУИЦИИ

Интуицию можно рассматривать  как параметр индивидуальных различий (интуитивность) и как нечто ситуативно возникающее. Надо отметить, что далеко не все авторы признают наличие индивидуальных различий в интуиции. Например, А. Ребер считал, что их практически не существует. Л. Вулхаус и Р. Бэйн предлагают рассматривать позиции авторов по вопросу существования индивидуальных различий в интуиции как континуум, одним полюсом которого является представление об обладании интуицией только узким кругом творцов, а противоположным — представление об интуиции как базовом процессе, свойственном всем в одинаковой степени. [2, c. 136-137]

Индивидуальные различия в интуитивности обычно рассматриваются  либо как параметр личности, либо как параметр когнитивного стиля. Например, в основе широко известного опросника Майерс—Бриге, базирующегося на типологии личности К. Юнга, интуиция понимается как личностная характеристика, которая описывает сознательно предпочитаемый способ восприятия событий, использующий информацию, лежащую за пределами ощущений. С помощью интуиции непосредственно воспринимаются возможности и потенциалы внешних и внутренних объектов, сопровождаемые идеями или ассоциациями из бессознательного. Соответственно, предполагается, что можно дифференцировать людей на интуитивный и ощущающий тип на основе устойчивого предпочтения того или иного способа восприятия информации.

Информация о работе Сущность и роль интуиции в научном познании