Роль интуиции в познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:11, доклад

Описание работы

Стремление различать два вида, или метода, познания — интуитивное и логическое — появилось уже в античности. Начало этого можно найти в учении Платона об идеях.
«intuitus» (от глагола intueri, означающего «всматриваться», "проникать взглядом (зрением), «мгновенно постигать»)
В XIII веке немецкий монах Вильгельм из Мёрбеке (1215—1286) повторил перевод Боэция, и термин «интуиция» стал частью западноевропейской философской терминологии.

Работа содержит 1 файл

интуиция.docx

— 15.50 Кб (Скачать)

Стремление  различать два вида, или метода, познания — интуитивное и логическое — появилось уже в античности. Начало этого можно найти в учении Платона об идеях. 

«intuitus» (от глагола intueri, означающего «всматриваться», "проникать взглядом (зрением), «мгновенно постигать»)

В XIII веке немецкий монах Вильгельм из Мёрбеке (1215—1286) повторил перевод Боэция, и термин «интуиция» стал частью западноевропейской философской терминологии.

В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуальногознания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

Согласно  Бэкону, "чувства непогрешимы и составляют источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рациональногометода к чувственным данным

По Локку, все наше знание возникает из опыта  и состоит в созерцании умом своих  идей. Поскольку существуют различные  способы этого постижения, постольку  существуют и различные способы  познания, самое ясное и достоверное  из которых – интуитивное познание, в котором ум постигает соответствие или несоответствие идей независимо от них самих. Интуитивное познание должно быть признано самым совершенным  из всех видов познания. При этом следует отметить, что учение Локка  об интуиции существенно отличается от декартовского. Принимая положение Декарта о том, что интуиция является самым совершенным видом познания, Локк подвергает резкой критике учение Декарта о врожденности идей. По Локку, источником идей может быть только опыт. Вывод рационалистов был совершенно противоположным: логическая необходимость и всеобщность математического знания не может быть результатом опыта и эмпирической индукции, которые из-за ограниченности опыта делают знание только вероятным.

Интуиция  понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).

Процесс научного познания, а также различные формы  художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически  и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например, во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п.  

Интуиция  не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений  и мышления. Она представляет собой  своеобразный тип мышления, когда  отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или  менее бессознательно, а предельно  ясно осознаётся именно итог мысли — истина.

Для интуитивной  способности человека свойственны  неожиданность решения задачи, неосознанность путей и средств её решения  и непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов. Это  отличает интуицию от похожих логических и психических процессов.

Отсюда можно  заключить что интуиция – есть непосредственное постижение истины, вещи, идеи, природной, идеальной или  божественной сущности при помощи прямого  усмотрения.  Она даётся ясно и отчётливо, её результаты очевидны и не требуют доказательства. Интуитивное рассмотрение истины носит индивидуальный характер, который достаточно убедителен для одного человека, но для убеждения других следует обращаться к дискурсивному описанию и доказательству как к средству рационального (дискурсивного) мышления. Этот факт свидетельствует о связи интуиции и рационального познания, о её месте и значении в познании. 


Информация о работе Роль интуиции в познании