Роль философии в научном познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 17:39, реферат

Описание работы

Разумеется, человек занимается научной деятельностью не случайно. Такова уж его жизнь, что он постоянно вынужден иметь дело с проблемами и сложными задачами. Для того чтобы с ними справляться, человеку необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответствующие практические действия.

Содержание

Введение 3
Классификация методов 5
Взаимосвязь философии и частных наук 8
Функции философии в научном познании 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

Роль философии в научном познании.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

     Московский  Государственный  Строительный Университет 

Кафедра философии 
 
 

     Реферат

     на  тему:

     Роль  философии в научном познании 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                          
 
 
 
 
 
 

Москва 2006

     .

           Содержание: 
 

           

    Введение

     Разумеется, человек занимается научной деятельностью  не случайно. Такова уж его жизнь, что  он постоянно вынужден иметь дело с проблемами и сложными задачами. Для того чтобы с ними справляться, человеку необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответствующие практические действия.

     Вот что говорит о развитии науки  американский историк науки Т.С. Кун: «Если науку рассматривать  как совокупность фактов, теорий и  методов, собранных в находящихся  в обращении учебниках, то в таком  случае ученые – это люди, которые  более или менее успешно вносят свою лепту в создание этой совокупности. Развитие науки при таком подходе – это постепенный процесс, в котором факты, теории и методы слагаются во все возрастающий запас достижений, представляющих собой научную методологию и знание»

     Ни  одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и динамичного влияния на общество, как наука. И в нашем мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития. Со многими из них мы настолько срослись, что уже не склонны их замечать или тем более видеть в них особые достижения.

     Науке чужд индивидуализм, она призывает  каждого к жертвам ради общего дела, хотя и хранит в социальной памяти имена великих и малых  творцов, внесших вклад в ее развитие. Но идеи после их публикации начинают жить самостоятельной жизнью, неподвластной воле и желаниям их творцов.

     В наше время наука нередко оказывается  объектом ожесточенной критики, ее обвиняют во всех смертных грехах, включая и  ужасы Чернобыля, и экологический  кризис в целом. Но, во-первых, критика подобного рода – это только косвенное признание огромной роли и мощи науки, ибо никому не придет в голову обвинять в чем-либо подобном современную музыку, живопись или архитектуру. А во-вторых, нелепо обвинять науку в том, что общество далеко не всегда способно использовать ее результаты себе во благо. Спички создавались вовсе не для того, чтобы дети играли с огнем.

     Сказанного  уже достаточно, чтобы понять, что  наука – это вполне достойный  объект изучения. В наше время она  оказалась под перекрестным вниманием сразу нескольких дисциплин, включая историю, социологию, экономику, психологию, науковедение. Философия и методология науки занимают в этом ряду особое место.

     Философия науки ставит задачу раскрыть природу, условия и характер научных знаний. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

     Цель  и задача методологического исследования науки и её формирования заключается  в развёртывании таких представлений  о науке и научной деятельности, которые бы учитывали различные  аспекты и характеристики науки, полученные в сложившихся направлениях методологии, логики и науковедения.

    Классификация методов

     Многообразие  видов человеческой деятельности обусловливает  многообразный спектр методов, которые  могут быть классифицированы по самым  различным основаниям (критериям). Прежде всего, следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за её пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.

     Что касается методов науки, то оснований  их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т.п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т.п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д.

     В современной науке достаточно успешно  «работает» многоуровневая концепция  методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения).

     1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

     Философский методы – это не «свод» жестко фиксированных  регуляторов, а система «мягких» принципов, операций, приёмов, носящих  всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших (предельных) «этажах» абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.

     Следует четко представлять себе, что философские  методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно.

     2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке XX века. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.

     Характерными  чертами общенаучных понятий  являются, во-первых, «сплавленность»  в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных  наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.

     Если  философские категории воплощают  в себе предельно возможную степень  общности – конкретно-всеобщее, то для общенаучных понятий присуще  большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами.

     На  основе общенаучных понятий и  концепций формулируются соответствующие  методы и принципы познания, которые  и обеспечивают связь и оптимальное  взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.

     Особенно  бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина как синергетика – теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы – природных, социальных, когнитивных (познавательных). Среди основных понятий синергетики такие понятия как «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределённость», «нестабильность», «диссипативные структуры» и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких как «бытие», «развитие», «становление», «время», «целое», «случайность», «возможность» и др.

     Важная  роль общенаучных подходов состоит  в том, что в силу своего «промежуточного  характера», они опосредствуют взаимопереход  философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Дело в том, что первое не накладывается чисто внешним, непосредственным образом на второе. Поэтому попытки сразу, «в упор» выразить специально-научное содержание на языке философских категорий бывает, как правило, неконструктивным и малоэффективным.

     3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

     4. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

     5. Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

     Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу». Ученый никогда  не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной единственной философией. Методология не есть также простая сумма отдельных методов, их «механическое единство». Методология – сложная, динамическая, целостная, субординированная система способов, приёмов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т.д.

    Взаимосвязь философии и частных  наук

       Решение вопроса о соотношении  философских и частных наук  можно свести к двум основным  моделям (типам): а) абсолютизация одной из этих сторон (метафизический подход); б) взаимосвязь, взаимодействие (союз) обеих сторон (диалектический подход).

     Характеризуя  первый тип, следует выделить две  главные его формы: спекулятивное (лат. – наблюдаю, созерцаю) умозрение и позитивизм (лат. – положительный).

     Если  рассматривать вопрос о соотношении  философии и науки диалектически, то наиболее характерными здесь являются: а) диалектически-идеалистический подход (Шеллинг и особенно Гегель); б) диалектико-материалистический подход (Энгельс и последующее развитие этого подхода).

     Говоря  о необходимости союза философии  и частных наук, Гегель писал, что  необходимо, чтобы философия согласовывалась  с действительностью и опытом – это «пробный камень» истинности философского учения. «Возбужденное опытом, как раздражителем» мышление затем поднимается в свою «чистую стихию», развивается из себя.

     Диалектика  как Логика и теория познания, согласно Гегелю, не отбрасывает в сторону  эмпирическое содержание частных наук, а признаёт его, пользуется им и делает его своим собственным содержанием. Она также признаёт всеобщее в этих науках, законы, принципы и т.п., но она вводит в эти категории другие – философские – категории и удерживает их. Различие, таким образом, состоит лишь в этом изменении категорий. Отсюда Гегель делает свой знаменитый вывод о том, что «всякая наука есть прикладная логика».

     Общий механизм взаимосвязи философии  и частных наук, состоит в следующем: «…философия своим развитием  обязана опыту. Эмпирические науки, с одной стороны, не останавливаются на наблюдении единичных явлений, а, двигаясь навстречу философии, с помощью мысли обрабатывают материал: отыскивая всеобщие определения, роды и законы, они подготавливают, таким образом, содержание особенного к тому, чтобы оно могло быть включено в философию. С другой стороны, они понуждают само мышление перейти к этим конкретным определениям»

     Открытия  сделанные в этом направлении  показывают, что всё в природе  совершается диалектически, а не метафизически.

     Оригинальные  и интересные идеи о соотношении науки и философских учений высказал выдающийся естествоиспытатель и мыслитель  
В.И. Вернадский. Выделим основные из них:

Информация о работе Роль философии в научном познании