Научное познание

Автор: a****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 21:55, доклад

Описание работы

Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, прогнозировать.

Работа содержит 1 файл

Наука.docx

— 15.90 Кб (Скачать)

Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, прогнозировать.

  Функции науки * Познавательная - наука изучает и объясняет явления реального мира; * Материально-преобразовательная - научные знания служат основой для построения новых материальных систем; * Аксиологическая - наука формирует научные ценности (главная ценность науки - объективная истина); * Мировоззренческая - наука формирует научное мировоззрение; * Социально-политическая - наука используется обществом для изменения или поддержания социально-политической ситуации.

  Цели науки * Познать и объяснить явления окружающего мира на основе законов, теорий и принципов; * Улучшить качество жизни людей за счет применения последних научных достижений в практике; * Спрогнозировать будущее (в том числе будущее человечества) и научиться направлять должным образом происходящие в реальности процессы.

Положение науки  в обществе является сложным. С одной  стороны, научное сообщество — относительно автономная социальная группа, попасть  в которую невозможно без соответствующего отбора на основании образовательных  и корпоративно-про­фессиональных  критериев. С другой — деятельность ученых открыта для внешних социальных влияний и социального контроля. Научное сообщество, осуществляя свои разработки, постоянно испытывает поддержку или противодействие со стороны широкого социального контекста. Ведь научные исследования в определенном смысле изменяют мир, наука не может построить жесткие границы, изолирующие ее от внеш­него окружения. Например, как показывает Б, Лятур в своей работе «Микробы: война и мир» (1984), становление бактериологической программы Л. Пастера имело специфические социальные предпосылки; ее успехи вызвали к жизни широкий общественный резонанс, выкодивший далеко за пределы собственно научной значимости этой программы и свидетельствовший о необозримой массе связей, скрепляющих науку и социум. Взаимоотношения и взаимопонимание науки и социума складываются неоднозначным образом.

В эпоху Возрождения обостренный интерес к проблемам человека и его свободы содействовал развитию индивидуального творчества и гуманитарного образования. Но лишь в конце этой эпохи сложились предпосылки для возникновения и ускоренного развития современной науки. В эпоху средневековья наука попала в зависимость от религиозных учений. Коперниковским переворотом наука впервые оспорила у религии ее право безраздельно определять формирование мировоззрения.

Должно было пройти немало времени, прежде чем наука  смогла стать определяющим фактором в решении вопросов первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи, строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека

Так возникла и укрепилась культурно-мировоззренческая функция  науки

В XIX веке стало меняться отношение между наукой и производством. Становление такой важнейшей функции науки, как непосредственная производительная сила общества, впервые отметил К.Маркс в середине XIX века, когда синтез науки, техники и производства был не только реальностью, сколько перспективой. Со временем промышленники и ученые увидели в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства. 

Наука оказывает  комплексное воздействие  на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие и  управление обществом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Научное познание