Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:11, реферат
Интуиция - является важнейшим из механизмов творчества. Она
достаточно часто проявляется в науке, искусстве, политике, шахматах и т. п. Известны многие ученые, сделавшие открытия посредством интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Ке-куле и др.)
Интуитивной способности человека свойственны: неожиданность решения задачи, неосознанность путей и средств ее решения и непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность интуиции………………………………………………………..4
2. Виды интуитивного познания……………………………………………..7
3. Природа интуиции………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Интуиция и ее роль в познании очень велика, потому что благодаря интуиции человек зачастую принимает самые правильные решения. «Интуиция подсказывала мне, что надо было поступить так-то и так-то, однако что-то меня удержало». Практически каждому из нас приходилось слышать такие слова: человек в очередной раз не послушался интуиции, доверился лукавому голосу разума, и в очередной раз попал впросак.
Что же такое интуиция? Этот таинственный внутренний голос постоянно вмешивается в наши поступки. Голос подсказывает: поступи так, это будет наилучший вариант. Голос шепчет: доверься этому человеку. Или наоборот, голос предупреждает: будь осторожен!
Интуиция -
является важнейшим из механизмов творчества.
Она
достаточно часто проявляется в науке,
искусстве, политике, шахматах и т. п. Известны
многие ученые, сделавшие открытия посредством
интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Ке-куле
и др.)
Интуитивной
способности человека свойственны: неожиданность
решения задачи, неосознанность путей
и средств ее решения и непосредственность
постижения истины на сущностном уровне
объектов.
Данные признаки
отделяют интуицию от близких к ней психических
и логических процессов. У людей, в разных
условиях интуиция может иметь разную
степень удаленности от сознания, быть
специфичной по содержанию, по характеру
результата, по глубине проникновения
в сущность, по значимости для субъекта
и т.п.
Однако это не так уж просто сделать из интуиции "всего-то-навсего" форму познавательного процесса, оставив ей лишь право всегда присутствовать в познании. Нам представляется, что на современном уровне разработки проблемы целесообразнее всего проводить анализ с учетом четкого разграничения содержания понятий: "интуиция", "интуитивное познание", "интуитивное знание".
Стремление различать два вида, или метода, познания — интуитивное и логическое — появилось уже в античности. Начало этого можно найти в учении Платона об идеях, в котором присутствует понятие недискурсивности (без рассуждений) их постижения.
Эпикурейцы закрепили этот феномен непосредственного познания или постижения в слове επιβολή.
Термины
для обозначения двух видов познания появились
у Филона Александрийского, а
затем у Плотина, различавшего επιβολή
(непосредственное, мгновенное постижение
(узрение, озарение)) и διεξοδικός λόγος
(последовательное, дискурсивное познание,
с помощью логических умозаключений).
Перевод понятия
επιβολή на латинский язык термином «intuitus»
(от глагола intueri, означающего «всматриваться»,
"проникать взглядом (зрением), «мгновенно
постигать») был сделан в V веке Боэцием.
В XIII
веке немецкий монах Вильгельм из Мёрбеке (1215—1286) повторил перевод Боэция, и термин «интуиция»
стал частью западноевропейской философской
терминологии.
Кристиан Вольф перевел термин «intuitio, intuitus» на немецкий язык словом «Anschauung». Вольф также использовал выражение «anschauende Erkenntnis» — интуитивное познание. Именно в этом смысле термин употребляется у Канта.
Англичане, французы, итальянцы, испанцы переводят Anschauung термином «интуиция» (франц., англ. — intuition, итал. — intuizione, исп. — intuicion). На русский Кантовское Anschauung переводится также термином «созерцание» для передачи смысла непосредственного постижения, недискурсивности, мгновенного «узрения».
В истории философии понятие «Инт
"Под интуицией, – писал Декарт, – я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и обманчивое рассуждение обманчивого воображения, но понятие ясного и внимательного ума настолько простое и отчетливое, что оно не представляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемого лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте гораздо более достоверное, чем сама дедукция», [2].
История, поэзия и философия, с точки зрения Бэкона, основаны соответственно на трех источниках: памяти, воображении и рассудке. Рассуждения Бэкона о воображении по внешней форме чем-то напоминают представления о чувственной интуиции. "На разум человеческий больше всего действует то, что сразу и внезапно может его поразить; именно это обыкновенно возбуждает и заполняет воображение"
Спиноза
говорил что разум не исчерпывается только
различными формами рассудочного познания,
а включает в себя и интуицию. Интуиция
у Спинозы – это своего рода ускоренное
умозаключение, выраженное в знаковой
форме, отражающей использование понятия.
Джон Локк (1632-1704) – интуитивное познание должно
быть признано самым совершенным из всех
видов познания. При этом следует отметить,
что учение Локка об интуиции существенно
отличается от декартовского. Принимая
положение Декарта о том, что интуиция
является самым совершенным видом познания,
Локк подвергает резкой критике учение
Декарта о врожденности идей. По Локку,
источником идей может быть только опыт.
Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание.
Интуиция
понималась и как инстинкт, непосредственно,
без предварительного научения определяющий
формы поведения организма (А. Бергсон),
и как скрытый, бессознательный первопринцип
творчества (З. Фрейд).
М. В. Ломоносов (1711-1765) познание, с точки зрения Ломоносова,
совершается следующим образом: "Из
наблюдений устанавливать теорию, через
теорию исправлять наблюдения есть лучший
всех способ к изысканию правды".
Путь
познания, по Ломоносову, невозможен без
опыта, эксперимента, без чувственных
восприятий. «Главнейшая часть натуральной
науки – физика – ныне уже только на одном
оном свое основание имеет".
В некоторых течениях
философии Интуиция трактуется как божественное
откровение, как всецело бессознательный
процесс, несовместимый с логикой и жизненной
практикой (интуитивизм).
Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления, [3].
Феномен интуиции очень интересно проявляет себя у людей занимающихся созданием чего-либо нового. Например: Н.Тесла мог неожиданно придти к какой то принципиально новой разработке прогуливаясь в парке; композитор мог увидеть и услышать во сне исполнение своей новой (в будущем) музыкальной композиции.
При всё этом, не всё что человек принимает за интуитивное открытие есть интуитивное.
Для интуитивной способности человека свойственны неожиданность решения задачи, неосознанность путей и средств её решения и непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов. Это отличает интуицию от похожих логических и психических процессов.
Проблема классификации интуиции представляет собой один из самых сложных моментов в исследовании проблемы в целом. Это объясняется тем, что сам предмет, подвергающийся операции классифицирования, не поддается действию правил, необходимых, скажем, для формальной классификации.
Всякая формальная классификация предполагает прежде всего четкое, резкое обособление предметов одной группы от предметов другой группы. Результатом такой классификации должно быть установление некоторого порядка в расположении самих этих групп, хотя при этом установленный порядок носит нередко искусственный и произвольный характер.
Классификация, основанная на формальных
принципах, предполагает какое-либо распределение
по группам, в основе которого лежит сходство
предметов каждой группы благодаря наличию
общего свойства. Вполне понятно, что интуиция
не поддается формальной классификации,
поскольку речь может идти только об уточнении
понятия и систематизации данной области
познания в целях облегчения ориентировки
в ней. Установление четкого сходства
и различия разновидностей интуиции не
представляется целесообразным.
Вид (или род) представляет
собой суть абстракции и существует в
отдельно взятых предметах или явлениях
без учета взаимосвязи с другими предметами,
явлениями и процессами. В логической
науке вид представляет собой категорию,
выражающую отношения между классами
(в частности, между объемами понятий).
По мнению Бунге, интуиция представляет
собой вид или род познания, "удивительную
смесь опыта и разума". Проводя первоначальное
деление этого общего понятия "вид интуиции",
Бунге вводит виды чувственной и интеллектуальной
интуиции. Вот эта классификация:
Эмпирическая (чувственная) интуиция имеет
следующие формы:
I. Интуиция как восприятие.
1. Интуиция как восприятие, отражающаяся в процессе быстрого отождествления предмета, явления или знака.
2. Ясное понимание отношения
и взаимоотношения или знака.
3. Способность интерпретации.
II. Интуиция как воображение.
1. Способность представления
или геометрическая интуиция.
2. Способность образования метафор: умение
показывать частичную тождественность
признаков и функций, либо полную формальную
или структурную тождественность в остальных
различных объектах.
3. Творческое воображение.
Рациональная (интеллектуальная)
интуиция имеет следующие формы:
I. Интуиция как разум.
1.Ускоренное умозаключение
– стремительный переход от
одних утверждений к другим, иногда
с быстрым прохождением
2. Способность к синтезу или обобщённое
восприятие.
3. Здравый смысл – суждение, основанное
на обыденном знании и не опирающемся
на специальные знания и методы, либо ограничивающееся
пройденными этапами научного знания.
II. Интуиция как оценка.
1. Здравое суждение, проницательность
или проникновение: умение быстро и правильно
оценивать важность и значение проблемы,
правдоподобность теории, применимость
и надёжность метода и полезность действия.
2. Интеллектуальная интуиция
как обычный способ мышления.
Это одна из классификаций, она очень ценна
в плане исследования, но не может претендовать
на полное разрешение проблемы.
Ещё одним примером
можно указать разделение видов интуиции
в зависимости от специфики деятельности
субъекта. Так как материальная практическая
деятельность и духовная обстановка определяют
свою уникальную интуицию для различных
профессий; например своя интуиция будет
у художника, музыканта, врача, инженера,
учёного.
На
этом основании можно выделить такие виды
интуиции как техническая, обыденная,
научная, врачебная и множество других.
Ещё одним видом разделения
интуиции – характер её новизны. По этому
признаку она может быть стандартизованной
и эвристической.
Первая – интуиция-редукция, она строится на опыте и некой схеме, благодаря которым, например, инженер может без детального изучения установить неполадку, а врач без глубокого обследования выявить заболевание. То есть при такой интуиции не создаётся ничего принципиально нового, а лишь использование стандартной «матрицы-схемы».
Эвристическая интуиция, которую также называют творческой в корне отличается от стандартизированной: она связана в первую очередь с формированием принципиально нового знания, новых образов, чувственных и понятийных, [1].
Особа интересна точка зрения, согласно которой творческая интуиция – есть своеобразное взаимодействие наглядных образов и абстрактных понятий, а сама эвристическая интуиция выступает в двух формах: эйдической и концептуальной.
Эйдическая
интуиция – представления, не сводимые
к простому воспроизведению данных непосредственного
чувственного опыта, и формирующиеся с
помощью понятий. Концептуальная интуиция
– возникновение понятий не путём последовательного
логического рассуждения, а скачкообразно;
большое значение при их формировании
имело комбинирование соответствующих
чувственных образов.
Именно творческая
интуиция стоит за всеми сферами деятельности
человека, где создаются материальные
и духовные ценности. Начиная от разработок
новых технологий учёными и заканчивая
новой картиной художника, везде присутствует
творческая интуиция – основной вид интуитивного
познания, [4].