Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 12:04, курсовая работа
Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы развития взаимоотношений хозяйствующих субъектов, функционирующих в данной среде. Конкуренция проявляется в разной степени на различных сегментах рынка и в разных регионах страны. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Введение – стр. 2
1. Сущность стратегического менеджмента – стр. 5
1.1 Понятие стратегического менеджмента – стр. 5
1.2 Принципы методологии стратегического менеджмента – стр. 8
1.3 Функции и принципы стратегического менеджмента как инструмента повышения эффективности и конкурентоспособности объектов – стр. 9
1.4 Структура системы стратегического менеджмента – стр. 12
2. Этапы модели стратегического менеджмента на примере конкретного фирмы (предприятия, организации) в сжатой форме – стр. 17
2.1 Диагностика внутренней и внешней среды – стр. 17
2.2 Формирование миссии, целей и целевых приоритетов – стр. 30
2.3 Стратегическая программа действий – стр. 38
3. Новая парадигма стратегии – стр. 42
3.1 Конкуренция за будущее: стратегический фактор – стр. 42
3.2 Новая парадигма стратегии – стр. 43
4. Как поставить стратегический менеджмент – стр. 46
Заключение – стр. 51
Список источников – стр. 53
В в е д е н и е
«Сравнивать надо не
Миссия авиакомпании, участвующей в обслуживании туристов, иная. Например: «Мы являемся национальным российским авиаперевозчиком и выполняем регулярные международные полеты в различные страны мира. Мы работаем, расширяя рынок и удерживая лидирующие позиции, чтобы обеспечить все большее количество пассажиров во всем мире недорогим и высококачественным обслуживанием».
После того как миссия сформулирована, необходимо определить долгосрочные (3-5 лет и более) и краткосрочные (1-2 года) цели организации. В зависимости от значимости целей они подразделяются на генеральную (главную) цель и цели, обеспечивающие достижение главной цели. Дальнейшее деление может быть продолжено до уровня задач. Как правило, они объединяются в иерархическую модель, называемую «деревом целей». Главная цель предприятия, для реализации которой разрабатывается стратегия, тесно связана с миссией и выражает ведущий приоритет в системе взаимосвязанных и последовательно реализуемых целей предприятия. В частности, долгосрочная цель компании «Federal Express» – «Стать самой большой и лучшей транспортной компанией в мире»; компании «General Electric» – «Стать самой конкурентоспособной компанией в мире и занимать первые и вторые места во всех сферах, где работает компания».
Генеральная цель группы гостиничного бизнеса LHW – «Поддерживать высочайшие стандарты гостиничного дела и удовлетворять самые требовательные вкусы», а авиакомпании – «Достичь самых высоких показателей в работе за все время существования компании, увеличив в будущем году перевозку пассажиров и грузов, удержав лидирующие позиции на российском рынке авиаперевозок».
Генеральная цель достигается путем реализации подцелей и задач. В процессе постановки целей для всех уровней управления необходимо учитывать, что они должны быть четко сформулированы, измеримы, достижимы и определены во времени, поэтому при их формировании следует избегать общих фраз типа «увеличение оборота», «максимизация прибылей», «снижение затрат», «повышение эффективности».
Например, для LHW генеральная цель может быть достигнута с помощью следующих подцелей и задач.
Укрепить лидирующие позиции на рынке:
- привлечь новых членов,
- привлечь новых поставщиков,
- усилить стимулирование продаж, а том числе с помощью рекламной кампании.
Увеличить прибыль на ... %:
- снизить затраты на ... %;
- улучшить систему контроля качества;
- добиться скидок от поставщиков.
Иногда в компаниях распределение целей на долгосрочные и краткосрочные не проводится, формулируются только цели высшего порядка, называемые стратегическими. Ниже приведены некоторые стратегические цели компании «Nike», производящей среди прочей продукции спортивную одежду и обувь:
- утвердить и усилить позиции компании как лидирующего производителя спортивных принадлежностей в Америке, уделяя особое внимание тем основным видам спорта, нужды которых удовлетворяет компания (в частности, бег, баскетбол, теннис, футбол, бейсбол), а также такому виду продукции, как спортивная обувь для детей;
- занять прочные позиции на новых динамичных рынках (туристского инвентаря, велосипедов);
- расширять ассортимент спортивного инвентаря для взрослого населе-ния;
- интенсифицировать усилия компании по производству спортивных товаров для женщин;
- двигаться в направлении расширения числа обслуживаемых международных рынков;
- повышать прибыльность за счет управления запасами и улучшения качества продукции.
На разработку стратегических целей и планов оказывает влияние ряд факторов, среди которых: общие перспективы развития отрасли; конкуренция; культура и структура организации; отношения между высшим руководством и руководителями по уровням управления; конкурентный потенциал организации; история организации. Качество выполнения рассмотренных первых двух этапов стратегического управления предопределяет как эффективность последующих, так и управления в целом.
2.3. Стратегическая программа действий
Стратегическая программа действий разрабатывается по результатам стратегического анализа в соответствии с принятой стратегией развития и учетом ресурсных возможностей фирмы. Стратегическая программа (или программа развития) обычно представляет собой набор следующих программ:
- продуктово-маркетинговая программа;
- программа реструктуризации и развития имущественного комплекса;
- программа реструктуризации бизнесов-процессов;
- программа реструктуризации управления;
- программа развития персонала;
- программа в области информационных технологий и т.п.
По существу каждая из них представляет последовательность шагов, которые фирма должна предпринять для того, чтобы добиться реализации поставленных стратегических целей.
От стратегии к программе развития организации.
Схемы перехода.
Переход от разработанной и утвержденной стратегии организации к программе развития представлен на рис. 10, а также на рис. 9.
На рис. 10 штриховая стрелка, идущая от продуктово-маркетинговой стратегии (обозначена прямоугольником «Продукт»), означает, что данная стратегия как ключевая подсистема стратегии была разработана первой, и соответственно первой на ее основе должна получаться продуктово-маркетинговая часть общей программы развития организации.
Механизм
развития продуктово-маркетинговой
стратегии и перехода от нее к
продуктово-маркетинговой
Посредством
блоков «Организация (компания)», «Анализ/Системная
диагностика», «Стратегический анализ/Продуктово-
Стрелки между блоками функциональных подсистем стратегии («Оргструктура», «Финансы» и т.д.) и соответствующими блоками общей программы развития означают, что содержание данных подсистем как профессиональной деятельности и соответствующего раздела стратегии как официального документа определенным образом задают содержание соответствующих подсистем или разделов общей программы.
Рис. 9. Переход от стратегии к программе развития
Рис. 10. От стратегии к программе развития организации
В табл. 1 и 2 приводятся примеры возможных разделов и отдельных позиций двух конкретных подпрограмм общей программы развития организации.
Полное конкретное содержание подпрограммы «Организационно-структурные преобразования» и подпрограммы «Финансы» определяется спецификой каждой конкретной организации.
Таблица 1. Общая программа развития организации. Подпрограмма № 2
Подпрограмма № 2 программы развития организации | |
Организационно-структурные преобразования | |
1 | Положение об оргструктуре организации |
2 | Обучение персонала новым технологиям работы в обновленной оргструктуре |
3 | Материальное обеспечение оргструктуры |
4 | Информационное обеспечение оргструктуры |
5 | Целевое материальное стимулирование |
6 | Целевая мотивация |
… | |
m |
Таблица 2. Общая программа развития организации. Подпрограмма №3
Подпрограмма № 3 программы развития организации | ||
Финансовая программа | ||
1 | Положение о финансовой структуре организации | |
2 | Положение о центрах финансового учета (ЦФУ) и центрах финансовой ответственности (ЦФО) | |
3 | Операционная подпрограмма «Бюджетирование» | |
3.1 | Бюджет движения денежных средств (БДДС) | |
3.2 | Бюджет доходов и расходов (БДР) | |
3.3 | Бюджет по балансовому листу (ББЛ) | |
3.4 | Бюджет реализации (продаж) | |
... | ... | |
3. | ||
4 | Положение о финансовом анализе | |
... | … | |
k |
Стратегические указания
Особо важную роль при переходе от стратегии к программе развития организации играет так называемая «граница стратегии». При этом под границей подразумевается определенная система стратегических указаний.
Особая важность границы обусловлена тем, что содержательное и технологическое качество стратегических знаний, во-первых, существенным образом задает качество перехода от стратегии к тактической программе развития.
А во-вторых, качество стратегических указаний – это в существенной мере качество самой стратегии и всей системы стратегического управления организации в целом, граница стратегии, т.е. то, чем завершается корпоративная стратегия.
Стратегия по всей своей внутренней структуре, т.е. в разрезе как основных подсистем (отдельные бизнесы, функциональные направления и т.д.), так и конкретных стратегических позиций должна завершаться соответствующими подсистемами стратегических указаний. Лучше, если стратегические указания задаются в заранее установленном формате.
Стратегическое указание – это элемент стратегии, который как достаточно конкретное, точное и абсолютно управленчески-технологичное указание позволяет осуществлять полноценное бизнес-планирование или принимать эффективные тактические управленческие решения.
3. Конкуренция за будущее как новая парадигма стратегии
3.1 Конкуренция за будущее: стратегический фактор
Стратегия
все в большей степени
В случае осознания стратегической угрозы в целях закрепления и/или усиления конкурентоспособности организации на перспективу за счет эффективного стратегического менеджмента я предлагаю ознакомиться с последними на сегодняшний день идеями-достижениями в области стратегической мысли. Наиболее удачно и концентрированно они представлены в таблице 3 «Новая парадигма стратегии» из бестселлера Competing for the Future («Конкуренция за будущее»).
Ментальные принципы и соответствующие им управленческие модели, которые провозглашает новая парадигма стратегии, представляются не просто интересными, но и уже сегодня весьма полезными для российских компаний, а тем более для их будущего.
Информация о работе Сущность и функции стратегического менеджмента