Сущность и функции стратегического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы развития взаимоотношений хозяйствующих субъектов, функционирующих в данной среде. Конкуренция проявляется в разной степени на различных сегментах рынка и в разных регионах страны. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.

Содержание

Введение – стр. 2
1. Сущность стратегического менеджмента – стр. 5
1.1 Понятие стратегического менеджмента – стр. 5
1.2 Принципы методологии стратегического менеджмента – стр. 8
1.3 Функции и принципы стратегического менеджмента как инструмента повышения эффективности и конкурентоспособности объектов – стр. 9
1.4 Структура системы стратегического менеджмента – стр. 12
2. Этапы модели стратегического менеджмента на примере конкретного фирмы (предприятия, организации) в сжатой форме – стр. 17
2.1 Диагностика внутренней и внешней среды – стр. 17
2.2 Формирование миссии, целей и целевых приоритетов – стр. 30
2.3 Стратегическая программа действий – стр. 38
3. Новая парадигма стратегии – стр. 42
3.1 Конкуренция за будущее: стратегический фактор – стр. 42
3.2 Новая парадигма стратегии – стр. 43
4. Как поставить стратегический менеджмент – стр. 46
Заключение – стр. 51
Список источников – стр. 53

В в е д е н и е
«Сравнивать надо не

Работа содержит 1 файл

Курсовая по стр. менеджменту.doc

— 1.46 Мб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

 

ФИЛИАЛ  КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

В Г. ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ

Факультет управления и психологии

Кафедра организации и планирования местного развития

 
 

К У Р С О В  А Я      Р А Б О Т А

 по  учебной дисциплине «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Тема: « Сущность и функции стратегического менеджмента »

 
 
 

Курс  4 – 030

Семестр 8

Группа 

 
 
 
 

     Факультет управления и психологии

 

                     Принял:     преподаватель к.э.н.  ______________    Литовченко А.Ю.

                                                                (подпись)

 

                     Сдал:         студент                        ______________    ______________

                                                                (подпись)

 
 
 
 

2009/2010 уч. год

 

     С о д е р ж а н и е 

 

           Введение – стр. 2

     1.   Сущность стратегического менеджмента – стр. 5

     1.1 Понятие стратегического менеджмента – стр. 5

     1.2 Принципы методологии стратегического менеджмента – стр. 8

     1.3 Функции и принципы стратегического менеджмента как инструмента повышения эффективности и конкурентоспособности объектов – стр. 9

     1.4 Структура системы стратегического менеджмента – стр. 12

     2.  Этапы модели стратегического менеджмента на примере конкретного фирмы (предприятия, организации) в сжатой форме – стр. 17

     2.1 Диагностика внутренней и внешней среды – стр. 17

     2.2 Формирование миссии, целей и целевых приоритетов – стр. 30

     2.3 Стратегическая программа действий – стр. 38

     3.   Новая парадигма стратегии –  стр. 42

     3.1 Конкуренция за будущее: стратегический  фактор – стр. 42

     3.2 Новая парадигма стратегии – стр. 43

     4.   Как поставить стратегический менеджмент – стр. 46

           Заключение – стр. 51

           Список источников – стр. 53

 

     В в е д е н и е

              «Сравнивать надо не свои успехи в прошлом и настоящем, а свои успехи с успехами конкурентов».

                                                            Дональд Кресс

 

     Основу  рыночной экономики составляет понятие  конкуренции, как главной движущей силы развития взаимоотношений хозяйствующих субъектов, функционирующих в данной среде. Конкуренция проявляется в разной степени на различных сегментах рынка и в разных регионах страны. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.

     Эффективная работа организаций невозможна без формирования соответствующей конкурентной стратегии, обеспечивающей им рыночные преимущества. Конкурентная стратегия заключается в установлении совокупности действий, направленных на овладение максимально возможной долей рынка при этом получая запланированный объем прибыли в соответствии с решаемыми стратегическими и тактическими задачами.

     Однако  отсутствие должного внимания к разработке конкурентных стратегий организаций, определяющих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, стало препятствием для расширенного воспроизводства производственно-технического потенциала и устойчивого экономического роста отечественных инновационных предприятий и национальной экономики в целом.

     В этих условиях возникает необходимость  в совершенствовании методических подходов к формированию конкурентных стратегий, направленных на создание конкурентных преимуществ, завоевание прочных позиций  на рынке, которые бы позволили инновационным  предприятия эффективно использовать ресурсы и принимать стратегические решения, реагируя на все изменения, происходящие в рыночной среде организации.

     Но, не смотря на наличие несомненных  достижений в этой области знаний, непрерывный процесс развития экономики  требует проведения дальнейших исследований, направленных на формирование новых современных методических подходов к формированию конкурентных стратегий организаций в условиях рыночной среды.

     Цель  моей курсовой работы заключается в раскрытии сущности и функций стратегического менеджмента.

     Для достижения этой цели в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:

     - раскрытие понятия сущности стратегического  менеджмента;

     - рассмотрение этапов модели стратегического  менеджмента на примере конкретной организации в сжатой форме;

     - проведение анализа внешней и внутренней среды.

     Теоретическую и методическую основу курсовой работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики конкуренции, маркетинга, основ теории управления, экономической теории. В ходе выполнения работы изучены законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и постановления Правительства РФ по вопросам, связанным с ведением рыночной деятельности организаций.

     Формирование  научной базы обеспечения долгосрочной прибыльности Российских предприятий относится к «сфере ответственности» теории стратегического менеджмента.

     К сожалению, реальные достижения в этой области не очень велики, и однозначные  эмпирические доказательства эффективности  стратегического менеджмента до настоящего времени не найдены. Неудивительно, что менеджеры на практике уделяют так мало времени анализу будущего и стратегическому планированию, которое зачастую вырождается в набор ритуалов, прикрывающих реальные процессы принятия решений.

     Перечисленные проблемы вызваны во многом тем, что доминирующие концепции стратегического управления не вполне адекватны современным условиям бизнеса. Поэтому существует необходимость в выработке концепций стратегического управления, в достаточной мере отражающих особенности «экономики знаний», в которой ключевым ресурсом Российских предприятий является интеллектуальный капитал – совокупность необходимых для создания стоимости знаний, умений и связей.

     Развитие  российской экономики находится  в целом в русле общемировых трендов. В России, хотя и со значительным отставанием от лидирующих стран, развивается информационный сектор экономики, растет степень интернационализации хозяйственной деятельности предприятий, увеличивается доля лиц, занятых преимущественно умственным трудом. Обеспечение конкурентоспособности российских предприятий в открытой для зарубежных фирм экономике невозможно без понимания специфики постиндустриального бизнеса.

     В этой области на российских предприятиях наблюдаются значитель-ные проблемы: как правило, отсутствуют обоснованные программы стратегиче-ского развития; стратегические цели не согласовываются с имеющимися ресурсами; руководители и специалисты не имеют общего видения будущего своих организаций, у предприятий нет сильных брэндов и т.д.

     Своевременное выявление проблем в сфере стратегического управления на инновационном предприятии помогает ему сохранить позиции на рынке.

     Правильной  диагностике стратегии инновационного предприятия будет способствовать систематизация существующих концептуальных подходов к формированию стратегии и, как следствие, унификация понятийного аппарата стратегического управления, а также разработка релевантной методики и инструментария диагностики стратегии инновационного предприятия.

 

     1. Сущность стратегического  менеджмента

     1.1. Понятие стратегического  менеджмента

     Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Стратегическое управление, рассматриваемое как деятельность высшего руководства по управлению организацией в конкурентной рыночной среде, является важнейшей составляющей жизни современной деловой организации. Стратегический менеджмент представляет собой процесс, при котором руководители определяют долгосрочные перспективы развития организации, управления персоналом, определяют конкретные задачки производственной деятельности, разрабатывают стратегии для достижения поставленных задач в контексте всех имеющихся внутренних и наружных условий, также реализуют выбранный план действий. Для удачной разработки стратегических планов нужно верно разграничивать организационные задачи, сформулированные управлением. Не в наименьшей степени принципиально, чтобы руководители ясно понимали и проявляли уважение к корпоративной культуре, признавая при всем этом её ограничения. Прогрессивные стратегические идеи могут по существу оказаться бесполезными, если они отвергаются людьми. После анализа культуры и среды компании управляющие определяют общие оценки сильных и слабых сторон деятельности компании, при всем этом следует принимать в расчет как потенциал развития компании, так и имеющиеся трудности. Дальше можно сделать стратегический выбор, который бы позволил увязать мощные стороны компании с возможными способностями и предотвратить возникновение осложнений. Политика совершенствования организационной структуры, направленная на подкрепление принятых стратегических решений, разрабатывается для таких областей, как трудовые ресурсы, служба учета потребительского спроса и технологические операции. И, наконец, с комплексным планом управляющие знакомят служащих с тем, чтоб повысить их мотивацию к удачному решению задач.

     Представляется  принципиальным, чтобы процесс планирования в полной мере был последовательным, а планы развития подразделений вполне отражали бы цели компании. Для этого планы необходимо временами и последовательно пересматривать. Управляющие и остальные сотрудники должны иметь адекватную подготовку по вопросам выполнения задач. Простота и легкость исполнения – не менее важные факторы. В плане должно быть представлено только такое количество задач, которое поддается контролю и управлению. Процедуры учета должны быть верно определены. Что касается процесса планирования, то он должен быть вполне связан с действием составления бюджета организации.

     Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое управление – это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.

     Ключевые  характеристики стратегического аспекта  управления организацией в сравнении с оперативным (текущим) управлением, практиковавшемся в бизнесе свыше 20 лет назад, представлены на рисунке 1.

     Сущность  стратегического управления заключается  в ответе на 3 важных вопроса:

  1. В каком положении предприятие находится в настоящее время?
  2. В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев?
  3. Каким способом достичь желаемого результата?

     Рис.1. Сравнение оперативного и стратегического менеджмента

     1.2 Принципы методологии  стратегического  менеджмента

     Эффективность стратегического менеджмента определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем. В системе методологии стратегического менеджмента, в процессе разработки прогнозов, стратегических программ и планов все большее значение начинают приобретать методологические подходы. Под методологическим подходом понимается единое целостное направление использования логики, принципов и методов стратегического управления в ходе разработки прогнозов, проектов стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов.

Информация о работе Сущность и функции стратегического менеджмента