Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 12:04, курсовая работа
Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы развития взаимоотношений хозяйствующих субъектов, функционирующих в данной среде. Конкуренция проявляется в разной степени на различных сегментах рынка и в разных регионах страны. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Введение – стр. 2
1. Сущность стратегического менеджмента – стр. 5
1.1 Понятие стратегического менеджмента – стр. 5
1.2 Принципы методологии стратегического менеджмента – стр. 8
1.3 Функции и принципы стратегического менеджмента как инструмента повышения эффективности и конкурентоспособности объектов – стр. 9
1.4 Структура системы стратегического менеджмента – стр. 12
2. Этапы модели стратегического менеджмента на примере конкретного фирмы (предприятия, организации) в сжатой форме – стр. 17
2.1 Диагностика внутренней и внешней среды – стр. 17
2.2 Формирование миссии, целей и целевых приоритетов – стр. 30
2.3 Стратегическая программа действий – стр. 38
3. Новая парадигма стратегии – стр. 42
3.1 Конкуренция за будущее: стратегический фактор – стр. 42
3.2 Новая парадигма стратегии – стр. 43
4. Как поставить стратегический менеджмент – стр. 46
Заключение – стр. 51
Список источников – стр. 53
В в е д е н и е
«Сравнивать надо не
Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к стратегическому менеджменту следующих научных подходов: системный подход; маркетинговый подход; функциональный подход; воспроизводственный подход; нормативный подход; комплексный подход; интеграционный подход; динамический подход; процессный подход; количественный подход; административный подход; поведенческий подход; ситуационный подход.
Ключевые гипотезы стратегического менеджмента.
Гипотеза случайности. Единого рецепта оптимального управления компанией не существует. Иногда гипотезу о случайности трактуют следующим образом: раз универсальное решение отсутствует, значит каждая компания уникальна по своей природе и должна искать свой собственный путь. Однако в настоящее время понимание данной гипотезы таково: между двумя общими для всех решениями есть некий средний набор различных типов управленческого поведения, соответствующих различным типам проблем. Гипотеза о зависимости от внешней среды. Проблемы, которые ставит перед компанией внешняя среда, определяют оптимальную модель поведения фирмы. Во второй половине XX в. эта гипотеза приобрела жизненно важное значение. В начале века, когда компании во многом сами определяли свое окружение, ею можно было пренебречь.
Гипотеза о соответствии (заимствована из кибернетики). Для достижения успеха уровень агрессивности стратегии компании должен соответствовать уровню турбулентности среды.
Гипотеза о стратегии, способности и деятельности. Деятельность компании оптимальна, когда ее стратегическое поведение соответствует уровню турбулентности среды, а деловые способности соответствуют стратегическому поведению.
Гипотеза о многоэлементности, отвергающая предположение о том, что какой-то один компонент управления, будь то ключевые менеджеры, структура, культура или система, является главным условием успеха. Наоборот, успех компании – результат взаимодействия и взаимодополнения нескольких ключевых элементов (хотя при различных условиях один или несколько компонентов могут преобладать над другими).
Гипотеза о сбалансированности. Для каждого уровня турбулентности среды можно подобрать комбинацию (вектор) элементов, оптимизирующую успех фирмы. Достаточно одного взгляда, чтобы понять, что лишь небольшое число компаний работает (ведет себя) оптимально.
1.3 Функции и принципы стратегического менеджмента как инструмента повышения эффективности и конкурентоспособности объектов
Рассматриваемая проблема в учебной литературе характеризуется такими понятиями, как перспективное планирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегический маркетинг, стратегическое управление, стратегический менеджмент, текущее планирование, тактический маркетинг, операционный маркетинг, оперативное планирование, оперативное управление и др.
На мой взгляд, более общим понятием является «менеджмент», включающий маркетинг, планирование и управление персоналом для достижения запланированных целей (например, конкурентоспособности).
Слова «перспективное», «долгосрочное», «стратегическое» являются синонимами, из них приоритет отдаётся последнему слову – «стратегическое». Понятие «управление» шире понятия «менеджмент» в том смысле, что управлять можно почти любым объектом (машиной, организацией, страной), а «менеджмент» применим только к социально-экономическим (включая производственные) системам. В менеджменте применяются почти в равной мере все методы управления персоналом – методы принуждения, побуждения и убеждения, а в управлении в современных российских условиях пока в основном предпочитаются методы принуждения (наследие административно-командной системы).
На основе результатов стратегических маркетинговых исследований, прогнозирования будущих потребностей и ценностей, научно-производственных и финансовых возможностей производителя, стратегической сегментации рынка разрабатывается стратегия организации в нормативах. Стратегия должна давать ответ на следующие вопросы: 1) каких нормативов по факторам конкурентоспособности необходимо достичь в определенный период, чтобы быть конкурентоспособным на конкретном рынке? 2) как надо работать персоналу дальше, чтобы материализовать нормативы конкурентоспособности в конкретном товаре? 3) каков прогнозный результат реализации стратегии? Ответы на первый и третий вопросы даёт стратегический маркетинг, на все три вопроса – стратегический менеджмент.
После разработки стратегии организации проводятся научно-исследовательские работы по проверке технологических и ресурсных возможностей достижения стратегических нормативов. Затем разрабатывается стратегический план или программа деятельности организации на определенный период (рис. 2).
Рис. 2. Взаимосвязи компонентов стратегического менеджмента
Основной целью стратегического менеджмента является достижение (в нормативах) оптимального уровня эффективности и конкурентоспособности
товаров и организации в целом. Поскольку стратегический менеджмент является частью (началом) реформирования организации, то на него распространяются все принципы целого – реформирования. Дополнительно к ним приведу еще три специфических принципа стратегического менеджмента:
- возложение на руководителей ответственности за уровень организованности работ по стратегическому менеджменту и за его конечные результаты;
- ориентация деятельности организации на стратегические инновационные проекты, обеспечивающие развитие или получение новых конкурентных преимуществ в области повышения качества товара и его сервиса, ресурсосбережения;
- стратегия обеспечения конкурентоспособности организации преимущественно должна базироваться на использовании эксклюзивных ценностей.
Для
лучшего понимания роли управления
конкурентными преимуществами в
повышении
Рис. 3. Логическая схема реализации конкурентных преимуществ организации
1.4 Структура системы стратегического менеджмента
Как
было отмечено ранее, главной целью
стратегического менеджмента
Рис. 4. Взаимосвязи компонентов стратегического менеджмента
Методические основы достижения конкурентоспособности я рассмотрю ниже. Здесь я хочу показать только взаимосвязи статичных факторов конкурентоспособности товара на первом уровне иерархии, или дерева целей (рис.5).
При необходимости повышения точности расчетов конкурентоспособ-ность товара можно оценивать с учетом статичных (1) и динамичных (2) факторов. Весомость факторов определяется экспертной комиссией из высококвалифицированных специалистов численность не менее пяти человек.
К статичным (условно) факторам относятся такие факторы, как: качество товара; цена товара; качество сервиса потребителей товара на конкретном рынке; затраты на эксплуатацию товара в конкретных условиях.
Рис. 5. Иерархия (дерево) целей организации
К динамичным факторам относятся следующие факторы:
- факторы времени – сокращение продолжительности жизненного цикла товара, опережение конкурентов в решении каких-либо проблем и т. д.;
- факторы синергичности – уровень организованности работ, уровень параллельности выполняемых работ, пропорциональность частичных процессов, их ритмичность и т. п.;
- факторы неопределенности внешней среды организации – неустойчивость политических преобразований, неопределенность налоговой системы, неустойчивость финансового состояния, напряженность в мире, степень износа основных производственных фондов в стране, криминогенность и коррумпированность общества, низкий уровень законодательной базы экономики и т. д.;
- факторы неэтичности партнеров – нарушение ими контрактов и договоров, нанесение ущерба организации из-за непрофессионализма партнеров, промышленный шпионаж и т. п.
Чем отлаженнее рыночный механизм, тем меньше будут оказывать влияние на конкурентоспособность динамичные факторы. Для таких условий их весомость может составлять порядка 0,2, остальные 0,8 доли конкурентоспособности товара будут определяться статичными факторами. Для условий переходной экономики влияние динамичных факторов будет больше, 0,5.
Взаимосвязи статичных и динамичных факторов конкурентоспособ-ности товара (КТ) показаны на рис. 6.
Рис. 6. Взаимосвязи статичных и динамичных факторов конкуренто-способности товара
Обозначения: 1. Статичные факторы конкурентоспособности: 1.1 – качество товара; 1.2 – цена товара; 1.3 – качество сервиса товара; 1.4 – затраты на эксплуатацию товара; 2. – динамичные факторы конкурентоспособности: 2.1 – качество управления; 2.2 – конкурентоспособность организации; 2.3 – факторы неопределенности внешней среды; 2.4 – конкурентоспособность страны
Эта
схема является лишь идеальной моделью.
Реально при определении
Улучшению факторов конкурентоспособности товара я уделяю такое большое внимание в связи с тем, что они должны быть основными компонентами первой подсистемы стратегического менеджмента – целевой подсистемы.
Важнейшим вопросом управления циклами развития товара является определение системы, в которой происходят эти процессы. Основные этапы жизненного и воспроизводственного циклов товара, цикла его прибыльности в пространстве и во времени проходят в рамках системы менеджмента фирмы-производителя. Поэтому сначала рассмотрим структуру этой системы.
Система фирменного менеджмента охватывает всю управленческую деятельность фирмы. Во времени систему менеджмента можно разделить на две части: 1) формирование стратегии фирмы; 2) оперативное управление реализацией стратегии фирмы (тактика).
Структура
системы стратегического
В стратегическом менеджменте повышается роль методического, информационного и правового обеспечения системы, так как эти проблемы необходимо прогнозировать и решать на длительную перспективу. Обеспечение системы материальными ресурсами упрощается, однако повышаются требования к обеспечению системы высококвалифицирован-ными специалистами и менеджерами.
В управляемой подсистеме вместо функций маркетинга, планирования, организации процессов, учета и контроля, мотивации и регулирования вводятся функции по стратегическому маркетингу, разработке стратегии фирмы. Управляющая подсистема будет состоять из двух компонентов: разработки стратегического управленческого решения и управления персоналом по разработке и реализации стратегических планов.
К компонентам «внешней среды» системы стратегического менеджмента, влияющим на эффективность и устойчивость ее функционирования, относятся макросреда, инфраструктура региона (мезосреда), микросреда фирмы.
К
компонентам входа системы
Информация о работе Сущность и функции стратегического менеджмента