Структуры управления современным предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является провести анализ различных видов организационных структур и просмотреть на практике функционирование структуры управления.
Задачей этой работы является выявить как можно больше характеристик организационных структур, а так же выделить их достоинства и недостатки.

Работа содержит 1 файл

курсовая по менеджменту.doc

— 715.50 Кб (Скачать)


Российская Федерация

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Брянский государственный  университет

имени академика И.Г. Петровского

Социально-экономический  институт

Финансово-экономический факультет

Кафедра управления

Специальность «Прикладная информатика»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу  «Менеджмент»

Тема  «Структуры управления современным предприятием»  

Студент Матюшкина Елена Михайловна, 3 курс  _________        (Ф.И.О)    (подпись)

Руководитель

курсовой работы  Митюченко Людмила Сергеевна  ________

 (Ф.И.О)    (подпись)

Брянск 2010

Содержание

 

Введение

 

В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных качественно новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством. В новых условиях наметились основные тенденции и концепции управления, предъявляющие новые требования к организации управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании системы управления в целом и организационной структуры в частности, как одной из важнейших ее составляющих.

Необходимость изменения  организационной структуры большинства  российских предприятий, улучшения и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей.

Организационные структуры управления являются наиболее консервативными элементами системы управления, так как их изменение всегда затрагивает интересы целых коллективов, и существуют определенные требования сохранения устойчивости системы. Вместе с тем, структура управления любого предприятия должна соответствовать требованиям рыночной ситуации, иначе деятельность предприятия может оказаться неэффективной.

Актуальность выбора эффективной структуры управления объясняется, прежде всего, тем, что  для продуктивной работы компании и своевременного реагирования на постоянно изменяющиеся внешние и внутренние факторы ей необходима наиболее подходящая для нее управленческая структура, способная со временем видоизменяться и модернизироваться.

Решения по формированию новых и преобразованию сложившихся организационных форм хозяйствования и управления должны основываться на объективных организационных законах, закономерностях, принципах и методах, которые являются предметом изучения организационной науки.

Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации. Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально.

Целью этой работы является провести анализ различных видов организационных структур и просмотреть на практике функционирование структуры управления.

Задачей этой работы является выявить как можно больше характеристик организационных структур, а так же выделить их достоинства и недостатки.

Объектом исследования являются процессы организационного проектирования.

Предметом исследования являются особенности организационных  структур.

 

1. Понятие и сущность  организационной структуры

1.1 Теоретические  основы организационной структуры предприятий

 

Объективные законы экономики  не могут проявляться в практической сфере деятельности без воздействия  людей. Ведь только люди, имеющие профессиональные знания и опыт, выполняют целесообразную работу и тем самым воздействуют на экономику и ее развитие. Но чтобы труд людей был производительным, а работа в целом эффективной, нужна организация.

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или общих целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит из людей или их групп, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следуют индивидуумы, являются преднамеренными.

Внутренняя упорядоченность  любой системы достигается путем  установления (организации) определенных отношений и взаимосвязей между ее элементами.

Совокупность существенных устойчивых связей между элементами системы, обеспечивающая ее целостность и тождественность самой себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях, называется структурой.

Организационная структура  управления, – логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованных таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.

В данном случае под организационной  структурой управления понимается совокупность управленческих звеньев, расположенных  в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемыми системами.

Организационную структуру  управления определяют формальные правила, разработанные специалистами, которые  необходимы для:

  • разделения труда и распределения официальных обязанностей среди отдельных сотрудников и групп;
  • координации всех функций, чтобы организация могла действовать как единое целое;
  • определения сферы контроля управляющих и соподчиненности в организации.

Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.

В структуре управления организацией выделяются следующие элементы:

  • звенья (отделы);
  • уровни (ступени) управления;
  • связи – горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а так же отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

В основе образования звена лежит  выполнение отделом определенной функции  управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Отсюда возникла пирамидальная структура управления организацией.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, горизонтальным и вертикальным. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми (например, между отделами). Вторые – это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

В структуре управления организацией различаются так же линейные и функциональные связи. Суть первых связей - отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между, так называемыми, линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейные и штабные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а так же отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать и помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения.

Между всеми названными выше составляющими  организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (числа  элементов или уровней, количества или характера связей или полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Например, если руководством организации принято решение о введении в организационную структуру управления нового органа (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы:

  1. Какие задачи будет решать новый отдел?
  2. Кому он будет непосредственно подчинен?
  3. Какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию?
  4. На каких иерархических уровнях будет представлена новая служба?
  5. Какими полномочиями наделяются работники нового отдела?
  6. Какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?

Увеличение количества элементов  и уровней в организационной  структуре неизбежно приводит к  многократному росту числа и  сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Главные из этих требований к организационной структуре могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе уровней управления.
  2. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
  3. Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.
  4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.
  5. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
  6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.

Совершенство организационной  структуры управления во многом зависит  от того, насколько при ее построении соблюдались принципы построения:

  1. Целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;
  2. Четкое обособление составных частей организационной структуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.);
  3. Обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;
  4. Предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;
  5. Приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.

Основными инструментами формирования организационной структуры управления предприятия являются:

  • Анализ и разделение управленческих и инновационных процессов на отдельные составляющие функции, задания;
  • Синтез и группировка заданий в однородные группы достаточно устойчивые на протяжении длительности периода деятельности предприятия;
  • Создание специализированных подразделений и служб путем закрепления за ними однородных групп заданий, объектов, функций управления, состава работников и оборудования;
  • Разработка должностных инструкций и положений об отделах, службах, подразделениях для документального фиксирования принятой организационной структуры управления.

Информация о работе Структуры управления современным предприятием