Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 07:20, курсовая работа
Значение стратегического управления, позволяющего компаниям выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
3.2. УПРАВЛЕНИЕ
ИЗМЕНЕНИЯМИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
Существует три уровня изменения:
Изменения могут происходить на различных уровнях: в жизни человека: свадьба, повышение, переезд и т.п. Изменения могут происходить и на групповом уровне: для работы над новым проектом, который не похож на прежние. Изменения происходят на уровне организации, часто они просто неизбежны, если организация хочет выжить в мире все более усиливающейся конкуренции.
Рис.1. Уровни
изменения.
На рисунке 1 представлена зависимость длительности периода и степени трудности: изменение, которое сказывается на человеке, займёт меньше времени и будет менее трудным в реализации, чем изменение на уровне организации. Изменения при переходе на следующий уровень становятся всё более сложными в реализации и требуют большего времени. На основании всего этого можно определить уровень изменения для ООО «Дюла-тур». Разработанные мероприятия простимулируют людей, поставят перед ними новые цели, придадут сил, то есть придадут некие изменения личности и коллективу. Появятся новые идеи, начнётся работа над новыми проектами, что, несомненно, приведёт к изменению самой организации. Однако не только такие изменения касаются её. Например, в большинстве случаев конкуренция вынуждает многие компании вносить изменения в свою структуру, производство и т.п. Организации для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности должны непрерывно изменяться и вносить изменения в свою деятельность. Поэтому уровнем изменения будет организация. Также необходимо провести анализ действующих сил ООО «Дюлла-тур», то есть рассмотреть силы, вызывающие изменения (движущие) и силы, мешающие этим изменениям (сдерживающие).
Движущие силы – это силы, являющиеся причинами изменений. Некоторыми из них являются:
В данной работе за основу движущей силы возьмём первый пример.
Сдерживающие силы – силы, которые препятствуют изменениям. Рассмотрим некоторые причины сопротивления изменениям (таб. 23)
Таб.23.
Причины сопротивления
ПРИЧИНА | РЕЗУЛЬТАТ | РЕАКЦИЯ |
Узко собственнический интерес | Ожидание потерь чего-то ценного в результате изменений | «политическое» поведение |
Сомнения в реализации данных изменений | Дела могут пойти не так, как планировалось изначально | страх |
Различная оценка ситуации | Неблагоприятное восприятие изменений, возможность существования другой информации | Открытое несогласие |
Возможность материальных потерь | Снижение зарплаты; уменьшение дохода организации | «материальная» позиция |
Техническая | трудность изменить своё поведение после того, что раньше выполнял работу одним способом | Смена привычек и инерции |
В зависимости от обстоятельств можно использовать один и более подходящих способов преодоления сопротивления изменению.
Таб.24. Подходы по преодолению сопротивления
подход | Этот подход обычно используется | преимущества | недостатки |
Образование + общение | При недостаточном объёме информации или неточной информации и анализе | Если вам удалось убедить людей, то они часто будут помогать | Может требовать времени, если вовлекать большое количество людей |
Участие + вовлечение | Когда инициаторы изменений не обладают всей информацией, необходимой для планирования изменения, и когда другие имеют значительные силы для сопротивления | Люди, которые принимают участие, будут испытывать чувство ответственности, и любая соответствующая информация войдёт в план | Этот подход
может требовать много времени,
если участники организации |
Помощь + поддержка | Когда люди сопротивляются изменениям из-за боязни проблем адаптации к новым условиям | Наилучший подход при решении проблем адаптации к новым условиям | Может быть дорогостоящим и длительным и потерпеть неудачу |
Переговоры + поддержка | Когда отдельный служащий или группа явно теряют что-то при осуществлении изменений и когда группа обладает значительными силами для сопротивления | Иногда это является простым путём избежать сильного сопротивления | Может стать очень дорогостоящим, если ставится цель добиться согласия только путём переговоров |
Манипуляция + кооптация | Когда другие тактики не срабатывают или являются слишком дорогостоящими | Может быть сравнительно быстрым и недорогим решением проблем | Может привести к возникновению проблем, если люди почувствуют, что ими манипулируют |
Явное и неявное принуждение | Когда необходимо
быстрое осуществление |
Отличается
быстротой и позволяет |
Рискованный способ, если люди остаются недовольны инициаторами |
Теперь
необходимо выбрать стратегию изменения.
Под стратегией изменения подразумевается
тот или иной подход, выбранный
в зависимости от обстоятельств.
Каждая стратегия может быть приемлемой
в соответствующих
Таб.25.
Классификация стратегий
Стратегия изменений | подход | примеры |
директивная | Навязывание изменений со стороны менеджера, который по второстепенным вопросам может «торговаться» | Навязывание соглашений по оплате, изменение работы в ультимативном порядке |
переговоры | Признание законности интересов других участвующих сторон, возможность уступок в процессе осуществления | Соглашение о производительности, соглашение с поставщиками по вопросам качества |
нормативная | Выяснение общего отношения к изменению, частое использование внешних агентов по изменениям | Ответственность за качество, программа новых ценностей, работа в команде, новая культура |
Аналитическая | Подход, основанный на чётком определении проблемы, сбор, изучение информации, использование экспертов | Проектная работа по новым системам оплаты, по использованию станков, по новым информационным системам |
Стратегия, ориентированная на действие | Общее определение проблемы, попытка найти решение, которое определено в свете полученных результатов, большее вовлечение заинтересованных людей | Программа по снижению количества прогулов и некоторые подходы к вопросам качества |
На основании данной таблицы можно сказать, что для ООО «Дюла-тур» наиболее характерной стратегией была бы стратегия, ориентированная на действие. Теперь можно перейти к процессу изменения – программе изменения – и оценить, насколько успешно осуществлён данный процесс. В процессе изменения выделим основные этапы его осуществления методом К. Левина:
- привычки и инерция в работе: может измениться принцип работы, то, что делал одним способом. В большинстве случаев эта смена привычек выполнения работы создавала трудности.
- неблагоприятное восприятие изменений.
- неточное формулирование целей изменения и неправильные пути их достижения. В таких случаях дела идут не так, как планировалось изначально.
Критериями успеха в ООО «Дюла-тур» являются хорошая репутация на рынке, узнаваемость, конкурентоспособность, качественное обслуживание, увеличение потребителей (спроса) и так далее. Под влиянием изменения фирма сможет усилить свои позиции на туристском рынке.
Для
подготовки к изменениям нужно проводить
обучающие мероприятия для
3.3. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИ
Для успешного существования в условиях рынка организации необходимо решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, нетривиальные действия, а это усиливает риск. Поэтому необходимо правильно оценивать степень риска и уметь управлять риском, чтобы добиваться более эффективных результатов на рынке.
Риском является деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
Необходимо осуществлять процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Данные процессы называются управлением рисками.
Туристическая фирма ООО «Дюла-тур» представляет собой коммерческое предприятие, которое также, как и любая другая фирма подвержена определенным рискам.
При реализации разработанных мероприятий может возникнуть риск отсутствия результата после их проведения. Это может привести к появлению и других рисков:
- возможность финансовых потерь
-
появление тенденции снижения
спроса на предоставляемые
Всё это ослабит позиции