Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 07:20, курсовая работа
Значение стратегического управления, позволяющего компаниям выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Степень использования потенциала фирмы зависит от стратегии предприятия. Основным принципом, которой должно являться: «Производить то, что будет куплено»
Стратегия представляет собой систему управленческих решений, определенных перспективных направлений развития организации, сферы, формы и способы ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей.
По форме стратегия – это разновидность управленческих документов, которая может быть представлена виде графиков, таблиц, описаний.
По содержанию стратегия – это модель действий, инструмент для достижения целей организации.
Главной задачей в разработке стратегии является достижение конкурентных преимуществ и рентабельности организации.
Типы
стратегий бывают различными. Есть
классификация Портера, Котляра
и другие. Но чаще всего в РФ используют
классификацию Виханского.
По классификации Виханского первую группу стратегий роста составляют стратегии концентрированного роста, т.е. стратегии, связанные с изменением продукта и рынка. В случае следования им организация пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя отраслевой принадлежности. Что касается рынка, то она ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо переходит на новый рынок.
Типы стратегий роста:
1. стратегия усиления позиции на рынке, при которой предприятие делает все, чтобы с конкретным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для ее реализации требуются большие маркетинговые усилия. При этом допускается осуществление «горизонтальной интеграции», при которой предприятие пытается установить контроль над своими конкурентами;
2. стратегия развития рынка, которая заключается в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
3. стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном ею рынке.
Вторую группу стратегий роста составляют стратегии бизнеса, которые предполагают расширение организации при добавлении новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Обычно их применяют, если у организации есть сильный бизнес, но она не может использовать стратегию концентрированного роста, однако в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Организация осуществляет интегрированный рост как путем приобретения дополнительной собственности, так и путем внутреннего расширения. При этом в обоих случаях ее положение внутри отрасли меняется.
Выделяют два основных типа стратегий интегрированного роста:
1. стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост предприятия за счет приобретения либо усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции, может дать благоприятные результаты вследствие уменьшения зависимости от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков. При этом поставки для предприятия как центра расходов могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов;
2. стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте фирмы за счет приобретения либо усиления влияния на конечных потребителей, выгодна в тех случаях, когда посреднические услуги очень расширяются или когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы;
К третьей группе относятся, стратегии диверсифицированного роста, которые реализуются в том случае, если организация не может дальше развиваться на данном рынке с имеющимся продуктом в рамках определенной отрасли. Стратегиями данного типа являются:
И
последний тип - это стратегии сокращения,
которые реализуются тогда, когда организация
нуждается в перегруппировке сил после
длительного периода роста. Это делается
в связи с необходимостью повышения эффективности,
когда наблюдаются спады или кардинальные
изменения в экономике, например структурная
перестройка. Реализация данных стратегий
часто проходит болезненно. Однако необходимо
четко осознавать, что это такие же стратегии
развития фирмы, как и стратегии роста.
При определенных обстоятельствах их
невозможно избежать, так как это единственно
возможные стратегии обновления бизнеса.
Выделяют четыре типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса:
В практике
предприятий может
Родоначальниками
концепции менеджмента как специализированного
вида деятельности являются американцы.
Именно они создали образ менеджера, как
профессионала, обладающего специальным
образованием (зачастую в дополнение к
инженерному, юридическому, экономическому
и т.п.), вложили огромные деньги в создание
инфраструктуры для управления в виде
сотен школ бизнеса, десятков тысяч консультативных
фирм, разветвленных информационных сетей
общего пользования, разнообразнейших
научных исследований и публикаций в области
управления, диверсифицированных деловых
услуг.
В практике менеджмента различают три
системы управления: американская, японская,
европейская.
В различных компаниях США вне зависимости
от сферы их деятельности существует формализованная
структура управления предприятием, основанная
на строгом подчинении младшего старшему
по должности. Система управления в американской
фирме делает упор на узкую специализацию
персонала и опирается на индивидуальную
инициативу и предприимчивость, способность
работника действовать самостоятельно
на каждой ступени своей карьеры. Решения
принимаются самостоятельно, и ответственность
за эти решения несет конкретный работник.
Стиль американской системы управления
отличается от японской и тем, что фирма
не проявляет такой заботы о сотруднике,
как в Японии; не наблюдается здесь и большой
зависимости работника от фирмы: любой
работник может быть принят на фирму на
короткий срок, может быть наказан или
уволен за допущенные им ошибки, просчеты
или принятые неверные решения.
Однако в 80-е годы даже американцы вдруг
усомнились в правильности своего пути,
начали обвинять школы бизнеса в неправильной
ориентации менеджеров, отрыве от жизни,
неоправданном увлечении "наукой управления".
Ведь японцы - пожалуй, самая учащаяся
и способная к обучению нация - так и не
пришла к идее формирования профессиональных
управляющих. У них в стране всего три
школы бизнеса, а руководителей они готовят
прежде всего посредством опыта, целенаправленно
проводя их через цепочку смен должностей
в разных подразделениях фирмы, обучая
не только делу, но и искусству человеческих
отношений, постепенно культивируя в них
качества, необходимые руководителю.
Японская система управления - это система,
в которой успех фирмы связывается с гармонией
человеческих отношений внутри фирмы.
Рабочая сила в Японии имеет самый высокий
уровень образования в капиталистическом
мире. Японский монополистический капитал
умело использует современные формы организации
труда и в то же время эксплуатирует национальные
традиции и особенности рабочей силы.
Японская система управления включает
в себя: инновационность, постоянное обновление
производственных фондов, выпуск продукции
высокого качества, ориентация на конкурентность
с другими фирмами, централизм и мягкость
организационной деятельности фирмы.
Управленческие решения внутри фирмы
принимаются ее работниками коллективно,
на основе единогласия. Выработка решений
идет снизу вверх. В корпорации проводится
множество обсуждений того или иного вопроса.
Принятие решения остается в руках управляющих,
но у рабочих и служащих остается впечатление
о сопричастности к выработке политики
компании. Ответственность за принятое
решение также несет весь коллектив: если
прибыль фирмы по каким-то причинам становится
меньше, чем была раньше, то заработная
плата работников сокращается, начиная
с руководства - сверху вниз, тогда как
например, рациональные предложения определенного
работника обязательно поощряются материально
или в социальном плане.
Таким образом, основными принципами японского
стиля управления являются:
- эффективное действие человеческого
фактора, зависимость работника от корпорации,
социальные гарантии;
- приоритет коллективизма, равенство
независимо от должности;
- баланс влияния на принятие решений интересов
управляющего персонала, работников и
инвесторов;
- нестандартная гибкая структура управления,
различная в каждой отдельно взятой фирме:
не существует жесткой, строго формализованной
иерархии управления, как, например, в
США;
- неформальная организация контроля:
коллективная ответственность за качество
продукции.
В Японии рабочие и служащие вовлечены
в процесс контроля над качеством продукции
корпорации. Корпорация исходит из того,
что значительно дешевле устранить брак
на рабочем месте, чем выбраковать готовую
продукцию, то есть существует направленность
на предотвращение дефектов, а не на обнаружение
их путем контроля. Для Японии характерен
контроль качества технологических процессов,
что явно превалирует над контролем качества
продукции. Велика роль ответственности
за качество непосредственного исполнителя,
однако эта ответственность обычно не
влечет за собой материальное наказание
исполнителя за брак - ответственность
будет нести весь коллектив. Каждый на
своем рабочем месте трудится по принципу:
исполнитель следующей операции - твой
потребитель. "Нормальному человеку
стыдно работать плохо" - характерная
философия, усвоенная сотрудниками всех
фирм. Конечно, такую философию может исповедовать
человек с творческим отношением к своему
труду, которое реализуется у него, как
правило, через "кружки качества",
получившие в Японии широкое распространение.
.
Особенности стратегического управления
в США:
Стратегическое управление стало входить
в практику управления американскими
компаниями с конца 60-х годов. Тогда его
главным объектом была диверсификация
деятельности фирмы, когда каждое производственное
отделение обслуживало определенную группу
рынков с самыми различными перспективами.
С 70-х годов направленность стратегического
управления изменилась, и в 80-е годы оно
превратилось в основу стратегического
планирования, ориентированного на оценку
целесообразности развития отдельных
областей хозяйственной деятельности,
которые зависят не столько от текущей
эффективности, сколько от их результативности
в перспективе.
Главным в современных условиях стала
не столько разработка фирмы в целом, сколько
на конкурентном сегменте рынка - в данной
отрасли или подотрасли.
Стратегическое управление в Японии:
Система стратегического управления возникла
в фирмах Японии намного раньше, чем в
американских и западноевропейских компаниях,
и применяется значительно шире.
Особое внимание в системе стратегического
управления придается разработке целей,
которые затем составляют основу долгосрочного
планирования.
В Японских компаниях широко применяются
следующие виды стратегий: "продукт-рынок";
маркетинга; конкуренции; инновации; зарубежного
производства; экспорта; лицензионного
обмена. Выбор стратегии, помимо характера
продукции определяется также объемом
необходимых инвестиций, величиной расходов
на товародвижение. Одна из важнейших
областей принятия решений в японских
компаниях - стратегия, направленная на
разработку новых видов продукции. Стратегия
инновации предусматривает ориентацию
фирмы на производство продукции, требующей
самой передовой, новейшей технологии.
Разработка новой продукции дает возможность
компании повышать свою конкурентоспособность
благодаря выпуску изделий, отличающихся
по назначению и использованию от ранее
производившихся.
У успешно функционирующих японских компаний
21% продаж приходится на новые товары,
которые разработаны за предыдущие 5 лет,
они обеспечивают им 23% прибыли. Таким
образом, можно установить прямую связь
между степенью обновления продукции
и эффективностью функционирования компании.
Выбор стратегии осуществляет руководство фирмы на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние и внешнюю среду, портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий. Следует отметить, что единой стратегии не существует. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и др. В то же время есть основополагающие моменты, позволяющие говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии деятельности.
Из ключевых факторов прежде всего исследуются сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы. Зачастую они являются решающими при выборе стратегии. Необходимо стремиться к максимальному использованию имеющихся возможностей. При этом важно искать возможности развертывания бизнеса в новых отраслях, обладающих потенциальными задатками для роста.
Анализ ключевых факторов осуществляется по методу SWOT (Strengths, Weakness. Opportunities, Threats - сильные и слабые стороны, возможности и опасности). SWOT - это метод анализа всего предприятия сверху донизу, внутри и снаружи, позволяющий точно определить, какие внутренние аспекты и внешние условия могут послужить основой будущего роста. SWOT делится на анализ внутренних факторов деятельности предприятия (сильные и слабые стороны) и внешних факторов (возможности и опасности).
В итоге такого анализа должен остаться небольшой набор обоснованных выводов, которые станут базой для построения стратегии. Стратегия разрабатывается на основе сильных сторон (с одновременным подавлением недостатков), при этом учитываются источники возможностей и опасностей, выявленные во внешней среде.
Существенно влияют на выбор стратегии финансовые возможности фирмы. Такие шаги в поведении фирмы, как выход на новые рынки, разработка нового продукта или переход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат. Поэтому фирмы, имеющие большие финансовые ресурсы, либо обладающие легким доступом к ним, находятся в гораздо лучшем положении для выбора вариантов стратегии.
Квалификация работников, так же как и финансовые ресурсы, является сильным ограничительным фактором при выборе стратегии фирмы. Углубление и расширение квалификационного потенциала работников - важнейшее условие, обеспечивающее возможность перехода к новым производствам либо качественному технологическому обновлению существующего.