Стратегия управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Значение стратегического управления, позволяющего компаниям выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Работа содержит 1 файл

Курсак.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

     Российская международная  академия туризма

     Восточно-Сибирский  институт туризма – филиал РМАТ 

     Факультет: менеджмента

     Кафедра: менеджмента и маркетинга 

     Курсовая  работа

     По  дисциплине: Основы менеджмента

     На  тему: Стратегия управления организацией

                     

                         ВЫПОЛНИЛ:

     Студент: 2 курса  группа 22-3-05

     Назаров Алексей Александрович

     ПРОВЕРИЛА: 

     Доц., к.э.н.

     Гнедых  Наталья Николаевна  
 

Красноярск 2009. 

 

     ВВЕДЕНИЕ

Значение стратегического  управления, позволяющего компаниям  выживать в конкурентной борьбе в  долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все  компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию организации к быстро меняющейся окружающей среде.

Если раньше считалось, что большой имеет  лучшие шансы победить в конкуренции  по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

     Практика  бизнеса показала, что не существует стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многого другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорит некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления. Конечно, всегда следует помнить, что стратегическое управление - это в первую очередь продукт творчества высшего руководства, но в то же время можно говорить и о некой теории стратегического управления, знание которой позволяет более эффективно осуществлять управление организацией.

     1. Теоретические основы  управления организацией

     1.1. Стратегия управления, как объект управления

           Появление стратегического управления было вызвано объективными причинами(главным образом усложнение условий производства и реализации продукта) и явилось результатом эволюционного развития подходов в управлении развитием организации.

     До  стратегического управления существовали методы и формы долгосрочного  и текущего планирования, основанные на оптимизационном моделировании, научно-техническом и экономическом прогнозировании. С помощью которых стремились определить тенденции развития производства, направления и характер деятельности организации. Эти методы были достаточно эффективными в условиях относительно стабильных производственных целей, состоящих в основном в наращивании потенциала организации и в насыщении рынка товарами и более постоянной внешней средой, создавшейся с помощью протекционной политики правительства, ограниченными требованиями, предъявляемыми потребителями к товару, а также мягкого законодательства в области социальной ответственности организации, охраны среды и т.п. Для этого подхода характерно небольшое число задач управления, наличие повторяющихся задач, использование количественных характеристик для их описания, преобладание жестких правил и процедур, их решения, узкое понимание эффективности организации (только доходность). 
 
 

     Соответственно  применялись жёстко регламентированные системы управления, особенностями  которых были:

     - высокая степень централизации

     - бюрократические организационные структуры

     - множество разработанных правил  и процедур

     По  мере количественного и качественного  увеличения факторов производства, расширения использования на практике научных  достижений, всё большей открытости национальных границ для зарубежных товаров, капиталов и рабочей силы, усиление конкурентной борьбы, во многих отраслях промышленности предложение стало преобладать над спросом.

     Вместе  с этим изменился и характер потребительского спроса:

     - всё больше внимания уделяется  социальным нуждам, защите прав потребителей

     - становятся актуальнее проблемы  образования и экологического  равновесия

     Существенно возрастает динамичность и неопределенность факторов внешней среды. Это изменило хозяйственную ситуацию, появилась необходимость реформирования существующей системы взглядов на управление. Поэтому в 60-е годы 20 века возникла методология стратегического управления, задача которого состоит в обеспечении необходимого соответствия в долговременной перспективе (от 5 лет и более). Мониторинг внешней среды, своевременное распознание угроз, выявление возможностей для развития, определение преимуществ в конкурентной борьбе и способы их реализации, корректировка целей, гибкое маневрирование ресурсами – стало основным в этой деятельности.

     Стратегическое  управление представляет процесс определений, последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Стратегическое управление включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которая позволяет организации добиваться поставленных задач.

     Стратегический  менеджмент – это управление, в котором отдается приоритет стратегии над тактикой, в котором стратегия оказывает определенное влияние на все характеристики управления: структуру, функции, планирование, работу с персоналом, информационные технологии и прочее.

     Стратегический  менеджмент – это управление, имеющее достаточно определенную цель, стратегические ориентиры и стратегические приоритеты в разработке и выборе управленческих решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Основные этапы процесса стратегического  менеджмента.

     
      Управление развитием (изменение  качества деятельности фирмы)

       

     
     Миссия и цель(образ  будущего)
     
      Стратегия (направление движения к  цели)

                                  
 

     

     
     Стратегический план (конкретное выражение стратегии)
 
     
     Прогнозирование (возможное  будущее)

       
 
 

              Тактика (комплекс заданий, учитывающий  стратегию и реальность)
 

     Тактический менеджмент – характеризуется приоритетом тактики над стратегией. В нем действует формула: «Сделай, а там посмотрим»

     Выделяют  два основных продукта стратегического  управления:

  1. Потенциал организации

     Он  обеспечивает достижение целей в  будущем. Состоит из ресурсов организации, а также продукта организации.

  1. Внутренняя структура и организационное изменение.

     Обеспечивает  чувствительность организации к  переменам во внешней среде.

     В коммерческой организации это предполагает наличие способности своевременно обнаружить и правильно истолковать  внешние изменения, а также руководить ответными, адекватными действиями, которые предполагают наличие стратегических возможностей для разработки испытаний и внедрения новых товаров и услуг, технологий, организационных изменений.

     Потенциал организации и стратегические возможности  определяются архитектоникой и качеством персонала. Архитектонику организации составляют:

     1. Технологии, производственное оборудование, сооружения их мощности и возможности.

     2. Оборудование и его мощности  по переработке и передачи  информации

     3.   Уровень организации производства.

     4. Структура власти, распределение  должностей, функций и полномочий  принимаемых решений.

     5.  Организационные задачи отдельных  групп и лиц

     6.   Внутренние коммуникации и процедуры.

     7.   Организационная культура, нормы  и ценности, которые лежат в  основе организационного поведения.

       А качество персонала определяется:

  1. Отношением к изменениям
  2. Профессиональной квалификацией
  3. Умением решать вопросы, относящиеся к поведению организационных изменений.
  4. Мотивации участия в стратегической деятельности и способность преодолевать сопротивление.
 

     Таким образом, деятельность стратегического  управления направлена на обеспечение  стратегической позиции, которая должна обеспечить длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях.

            В коммерческой фирме руководитель занимается стратегическими проблемами, обеспечивая постоянный потенциал прибыльности.

     Понятие стратегии нужно соотносить с  понятием развитие. Нет стратегии  без развития. В этом отношении  стратегия – есть совокупность изменений, определяющих жизнеспособность фирмы и увеличивающих вероятность её выживания в условиях изменения среды. Стратегия является одной из важнейших характеристик управления.

     Стратегии могут быть различные: стратегия  производства, маркетинга, финансовая стратегия и т.п.

     Стратегический менеджмент направлен на проведение анализа и разработку определенного набора планов, действий и процедур, которые будут сохранять фирму достаточно прибыльной в течении неопределенного времени в будущем. То есть фирма должна предпринять эти действия для того чтобы гарантировать, что она станет и будет оставаться конкурентоспособной и прибыльной.

     Достаточная прибыльность означает, что корпорация в состоянии добыть достаточное  количество прибыли для того чтобы  финансировать продолжение и  прибыльность её растёт на тех рынках на которых она обладает существенной компетентностью.

     Однако, необходимо понимать, что некоторые  фирмы являются прибыльными с  точки зрения чисто финансовой, тем  не менее не могут быть признаны прибыльными в экономическом  смысле. Это происходит, потому что они не производят достаточно прибыли для финансирования уровней роста. 

Информация о работе Стратегия управления организацией