Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 10:05, курсовая работа
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Однако в рыночной экономике выживет лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит организацию производства и высокий доход высококвалифицированных работников. Важнейшим свойством предприятия является способность гибко реагировать на изменение экономической ситуации.
Введение
1. Теоретические основы выбора стратегии развития коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров
1.1 Понятие стратегии и тактики развития предприятия
1.2 Процесс выбора стратегии развития коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров
2. Особенности реализации стратегии развития коммерческой деятельности предприятия Магазина автозапчастей Альпина
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия
2.3 SWOT-анализ деятельности предприятия
2.4 Разработка стратегии развития коммерческой деятельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы
В целом комплекс стратегического планирования включает в себя следующие элементы:
- определение классификационных
признаков стратегических
- классификацию стратегий;
- формирование элементарных (базисных) стратегических вариантов;
- определение структуры
множества базисных вариантов
для их комбинирования при
создании комплексных
- формирование комплексных стратегических вариантов;
- определение критериев сравнения вариантов;
- анализ и сравнение
комплексных вариантов для
- выбор комплексной стратегии;
- определение критериев
для пересмотра принятой
- создание упрощенных
версий принятой стратегии для
информирования различных
- разработка механизмов реализации стратегии;
- разработка механизмов
контроля соответствия
На практике разработка стратегии – это выполнение следующих этапов:
- уточнение границ предприятия,
его идентификацию в
- анализ стратегического потенциала предприятия;
- определение в соответствии
с потенциалом предприятия
- анализ рынка продукции
в сфере, определяемой
- позиционирование предприятия в зоне хозяйствования;
- определение технологической стратегии;
- формирование вариантов
и выбор товарно-рыночной
- формирование вариантов
и выбор ресурсно-рыночной
- анализ возможностей
создания интеграционной зоны
предприятия, определение
- разработка финансово-
- разработка вариантов и выбор социальной стратегии предприятия;
- определение стратегии управления.
Эти этапы могут повторяться
и корректироваться в ходе формирования
стратегии. Однако хотелось бы подчеркнуть
следующий принципиальный момент: в
первоначальной, базовой последовательности
этапов анализ потенциала предприятия
должен предшествовать анализу рынка.
Это связано с тем, что без
знания потенциала невозможно определить,
какая именно часть рынка должна
подвергнуться наиболее детальному
исследованию. Понятно поэтому, как
важен процесс анализа
Как видно из приведенного перечня этапов, создание и внедрение стратегии – достаточно трудоемкая процедура. Однако значимость для предприятия этого процесса намного превосходит затраты на его реализацию. Дело в том, что сам по себе процесс осмысления ситуации, ее коллективное обсуждение, разбор различных вариантов действий в тех или иных сферах деятельности предприятия приносят огромную пользу, повышают степень системности и обоснованности принятия решений и управления предприятием в целом. Немаловажно и то, что в процессе обсуждения стратегии улучшается менеджмент, консолидируется коллектив, снижается уровень противоречий в интересах собственников, менеджеров, работников предприятия.
Рисунок 1 – Роли стратегии
Уточнив, таким образом, понятие
комплексной стратегии
1. «Стратегия как образец».
Эта точка зрения на стратегию
рассматривает ее в
«Стратегия как образец» – это реализованная стратегия, которая была осмыслена и определенным образом оформлена по прошествии некоторого времени после ее реализации. Результатом этих действий является некий образец стратегии, подобный образцам продукции предприятия, выставляемых в демонстрационном зале. Этот образец используется в дальнейшем для формирования других стратегий, учитывающих изменившиеся условия. Кроме того, такая стратегия определяет в значительной степени репутацию, имидж предприятия.
2. «Стратегия как власть».
C этой точки зрения
стратегия рассматривается как
результат политического
3. «Стратегия как конкурентная позиция предприятия».
Одна из основных целей
предприятия состоит в том, чтобы
занять привлекательную и продуктивную
позицию в непосредственном окружении
– позицию, обеспечивающую приток капитальных,
человеческих и других ресурсов и
облегчающую «отток» (реализацию) изделий
и услуг заказчикам и другим клиентам.
При этом приемлемый выпуск должен
осуществляться наряду с обеспечением
необходимых для протекания внутренних
процессов средств и
Стратегия как конкурентная позиция – особенно важная тема для лидеров типов «специалист по политическим рискам» и «жрец конкурентоспособности», поскольку эта концепция, с одной стороны, связана с концепцией «стратегия как власть» и, с другой, – способна обеспечить менеджеру признание его собственной квалификации.
В определенной степени эту
концепцию можно найти «между
строчками» о входных барьерах, власти
поставщиков, заключающих сделку, и
т. д. в концепции М.Портера. При
этом можно обнаружить, что по сути
дела «политический» и «конкурентоспособный»
аспекты положения предприятия
не так уж отличаются, как это, возможно,
кажется. В ситуации, когда предприятие
имеет большую конкурентную силу,
например, в монополистической ситуации,
можно позволить себе игнорировать
аспекты внешней среды и
4. «Стратегия как система
мотивации и контроля
Здесь стратегия рассматривается
как квинтэссенция особенностей
перспективной системы
По существу картина изменений
внешнего существования предприятия
в контексте ожиданий заинтересованных
лиц как ряда эволюционных периодов,
которые предшествуют и сопровождают
пакеты революционных изменений, должна
иметь адекватную и мобильную
проекцию на систему управления персоналом.
При этом революционные кризисы
переориентируют предприятие на
новую стадию разработки системы
мотивации с новым
5. «Стратегия как реакция на внешние вызовы».
В современный период быстрых
и частых неожиданных изменений
необходима организационно-функциональная
подсистема в составе предприятия,
которая занимается поиском, фиксацией
и осмыслением стратегических проблем
предприятия по мере их появления
и развития. С этой точки зрения
стратегия предстает как один
из внутрифирменных механизмов, непрерывно
обеспечивающих подходящие ответы на
новые стратегические проблемы и
«вызовы». Возникающие проблемы формируют
«повестку дня» стратегической деятельности
на предприятиях – каждую проблему
или вызов нужно изучать и
парировать с достаточной эффективностью.
Такая система обеспечивает единственный
подход к усовершенствованию «всеобъемлющей»
компетенции стратегического
Термин «тактика» — первоначально военный термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами, подходящими для осуществления данных целей.
Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.
Особенности тактического планирования:
- выполнение тактических
решений лучше наблюдается,
- результаты тактических
решений легче оцениваются,
- для тактического планирования,
помимо его сосредоточения на
средних и низших уровнях
Тактическое планирование сориентированы на выполнение определенной задачи, которая встает перед банком и сформулированное в стратегическом плане. Такие задачи обычно имеют краткосрочный характер, скажем, в пределах года. В тактическом плане формулируются способы достижения целей и решения конкретных задач в каждой функциональной сфере банковской деятельности. Тактическое планирование реализуется в форме конкретного плана действий, в котором перечислены основные мероприятия, даты завершения определенных этапов работы, конкретные исполнители и уровень их ответственности, а также финансовые результаты, которые планируется получить.
Внедрение новых программ и проектов, разработка новых видов услуг или финансовых инструментов, расширение филиальной сети, выход на новые рынки - все эти задачи требуют разработки подробного тактического плана, который определяет последовательность действий, конкретные сроки и исполнителей. Тактический план может использоваться как на уровне отдельных подразделений, отделений, так и на уровне банковского учреждения, в зависимости от характера поставленной задачи
Под тактическим планированием понимают также составление бюджета организации.
Процесс тактического управления является первым этапом общей деятельности фирмы и включает следующие основные моменты:
1. Процесс составления
планов, или непосредственный процесс
планирования, т.е. принятие решений
о будущих целях организации
и способах их достижения. Результатом
процесса планирования
2. Деятельность по осуществлению
плановых решений.
3. Контроль результатов.
На этом этапе происходит
Информация о работе Стратегии развития коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров