Стратегии развития коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Однако в рыночной экономике выживет лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит организацию производства и высокий доход высококвалифицированных работников. Важнейшим свойством предприятия является способность гибко реагировать на изменение экономической ситуации.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы выбора стратегии развития коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров
1.1 Понятие стратегии и тактики развития предприятия
1.2 Процесс выбора стратегии развития коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров
2. Особенности реализации стратегии развития коммерческой деятельности предприятия Магазина автозапчастей Альпина
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия
2.3 SWOT-анализ деятельности предприятия
2.4 Разработка стратегии развития коммерческой деятельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 166.24 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы  выбора стратегии развития коммерческой  деятельности предприятия на  рынке товаров

1.1 Понятие стратегии и  тактики развития предприятия

1.2 Процесс выбора стратегии  развития коммерческой деятельности  предприятия на рынке товаров

2. Особенности реализации  стратегии развития коммерческой  деятельности предприятия Магазина  автозапчастей Альпина

2.1 Общая характеристика  предприятия

2.2 Анализ конкурентной  среды предприятия

2.3 SWOT-анализ деятельности  предприятия

2.4 Разработка стратегии  развития коммерческой деятельности  предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Приложение А – Организационная  структура магазина автозапчастей  «Альпина»

 

Введение

 

Сложившаяся экономическая  ситуация в России заставила не только отдельные компании, но целые отрасли  экономики думать о реорганизации  и оптимизации. В то же время она  несет в себе множество возможностей для повышения эффективности  и развития предприятий и их сотрудников.

В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности перемещается к основному звену  всей экономики - предприятию. Однако в  рыночной экономике выживет лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит  организацию производства и высокий  доход высококвалифицированных  работников. Важнейшим свойством  предприятия является способность  гибко реагировать на изменение  экономической ситуации. Однако, сейчас уже не вызывает сомнения то, что  выбранная модель реформирования российской экономики оказалась недостаточно эффективной. Действия, предпринятые для  рыночного реформирования и создания новой экономической системы  в России, стали основной причиной чрезвычайно глубокого и затяжного  кризиса, который поразил народное хозяйство.

В результате кризиса значительное большинство российских предприятий  оказались в двойственном положении. С одной стороны, продвигаясь  по пути реформ, они стали приобретать  черты и свойства рыночных структур. С другой стороны, под воздействием продолжающегося экономического кризиса  проблемами для них стали нехватка оборотных средств, усиление ценовых  диспропорций, разрушение кооперационных связей, кризис сбыта, завышенный уровень  налогообложения.

Любые предприятия в условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации должны концентрировать свое внимание не только на внутреннем состоянии  дел, но и вырабатывать стратегию  долгосрочного выживания, позволяющую  поспевать за изменениями, происходящими  в их окружении.

Объектом исследования курсовой работы является магазин автозапчастей  «Альпина». Предметом исследования является стратегия развития магазина автозапчастей «Альпина».

Цель работы - разработка стратегии развития коммерческой деятельности магазин автозапчастей «Альпина».

Поставленная цель достижима  только при решении следующих  задач:

- рассмотреть понятие  стратегии и тактики развития  компании;

- проанализировать процесс  выбора стратегии развития коммерческой  деятельности предприятия на  рынке товаров;

- дать общую характеристики  магазина;

- проанализировать экономические  результаты деятельности;

- рассмотреть конкурентное  окружение магазина автозапчастей  «Альпина»;

- провести SWOT-анализ деятельности  предприятия;

- разработать стратегию  развития коммерческой деятельности  предприятия.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

При подготовке работы применялись  общенаучные методы познания и анализа, сравнительно и другие методы. При  написании теоретической части  были использованы труды отечественных  и зарубежных авторов по вопросам разработки стратегии развития предприятия, при написании практической части  были использованы статистические и  финансовые документы магазина автозапчастей  «Альпина».

 

 

1. Теоретические основы  выбора стратегии развития коммерческой  деятельности предприятия на  рынке товаров

 

1.1 Понятие стратегии и  тактики развития предприятия

 

Выбор стратегии и ее реализация составляют основное содержание стратегического  управления.

Существует два противоположных  взгляда на понимание стратегии. Первое понимание стратегии базируется на следующем процессе. Достаточно точно определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через  длительный промежуток времени. Далее  фиксируется, что необходимо сделать  для того, чтобы достичь этого  конечного состояния. После этого  составляется план действий с разбивкой  по временным интервалам (пятилеткам, годам и кварталам), реализация которого должна привести к достижению коночной, четко определенной цели. В основном именно такое понимание стратегии  существовало в системах с централизованной плановой экономикой. При таком понимании  стратегия — это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии —  это нахождение цели и составление  долгосрочного плана.

Такой подход, бесспорно, основывается на том, что все изменения предсказуемы, что все происходящие в среде  процессы детерминированы и поддаются  полному контролю и управлению. Однако данная предпосылка неверна даже для плановой экономики. Тем более  она совершенно неверна в экономике  рыночной. Более того, развитие рыночных экономических систем в последние  десятилетия говорит о том, что  скорость процессов изменения среды, а также величина дополнительных возможностей, которые заключены  в этих изменениях, постоянно возрастают. Поэтому и стратегия поведения  организации в рыночной экономике  должна в первую очередь нести  в себе возможность получения  преимуществ от изменений.

При втором понимании стратегии, которое и используется в стратегическом управлении, стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление  развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции  организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Такое понимание стратегии  исключает детерминизм в поведении  организации, так как стратегия, определяя направление в сторону  конечного состояния, оставляет  свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае стратегию  в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.

Примером стратегии первого  типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксировано, сколько  и чего производить в каждом конкретном временном промежутке и сколько  и чего будет производиться в  конечный период.

Примерами стратегий второго  типа, т.е. тех, с которыми имеет дело стратегическое управление, могут служить  следующие стратегии:

  • − увеличить долю объема продаж на рынке до определенного процента, не понижая при ном цены;
  • − начать производство определенного продукта при одновременном сокращении производства другого продукта;
  • − проникнуть в сети распределения, контролируемые конкурентом;
  • − осуществить переход на групповую форму организации труда.

Стратегия — программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей  в любой области деятельности. Стратегия должна:

а) синтезировать в себе технические, технологические, экологические, экономические, управленческие и другие аспекты развития объекта управления;

б) интегрировать различные  стороны управляемого объекта, например, для организации - миссию, потенциал, структуру, корпоративную культуру, систему менеджмента и др.;

в) ориентировать на достижение не сиюминутных задач, а стратегических целей, обеспечивающих удовлетворение стратегических общественных, корпоративных  и личных интересов;

г) воплощать в себе научные  достижения в области экономики, техники, управления и других наук;

д) быть гибкой, учитывать  многовариантность стратегических ситуаций, возникающих в пространстве и во времени;

е) концентрировать стратегические и тактические конкурентные преимущества субъектов и объектов управления, внешней среды, знания, умения и опыт всего коллектива.

ж) быть умеренно рискованной, но не занижающей стратегические преимущества конкурентов и не завышающей свои преимущества.

Наряду со стратегиями  в стратегическом управлении организацией очень большую роль играют правила, которые, так же как и стратегии, определяют функционирование организации, но в отличие от стратегий в  явном виде не имеют целевого начала. Они носят преимущественно ограничительный  либо же предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется деятельность. Некоторые правила  могут иметь очень широкий  смысл, некоторые же достаточно узкий, касающийся отдельной стороны жизни  организации, либо же отдельной функции. Общим для всех правил является то, что они устанавливают границы  деятельности и поведения в организации, направляя тем самым функционирование организации в направлении реализации ее стратегий. Многие правила имеют  очень долгую жизнь. В то же время  существуют правила, которые вводятся для реализации какой-то определенной стратегии или же для способствования  достижению какой-то определенной цели. Правила сами могут быть предметом  стратегического управления в том  случае, если стратегической задачей  организации может быть изменение  ее внутренней жизни, организационной  культуры и т. п.

Стратегию предприятия следует  отличать от политики предприятия. Политика предприятия определяет провозглашаемые  намерения организации. Она призвана ориентировать процесс принятия решений в нужном для стратегии  направлении. Поэтому понятие «стратегия»  носит более широкий и фундаментальный  характер, чем понятие «политика».

По содержанию стратегия  предприятия должна охватывать решения  в области структуры и объемов  производства, поведения предприятия  на рынках товаров и факторов, стратегические аспекты внутрифирменного управления и т.п. Верхний уровень составляют восемь следующих относительно самостоятельных  направлений (видов) стратегии.

Товарно-рыночная стратегия  – совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и  качество выпускаемой продукции  и способы поведения предприятия  на товарном рынке.

Ресурсно-рыночная стратегия  – совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия  на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства.

Технологическая стратегия  – стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и  влияние на нее рыночных факторов.

Интеграционная стратегия  – совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими  предприятиями.

Финансово-инвестиционная стратегия  – совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и  расходования финансовых ресурсов.

Социальная стратегия  – совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами.

Стратегия управления –  совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии.

В последнее время многие предприятия перестраивают свою внутреннюю производственно-технологическую  и организационно-управленческую структуру, осуществляют перераспределение прав и обязанностей различных подразделений  и подсистем. В связи с этим представляется целесообразным на данном этапе развития экономики выделить дополнительный раздел стратегии.

Стратегия реструктуризации – совокупность решений по приведению производственно-технологической и  организационно-управленческой структуры  в соответствие с изменившимися  условиями и стратегией функционирования предприятия.

Для стратегического планирования характерно использование типовых  классификационных группировок  отдельных частных вариантов  выбора направлений и характера  развития. Формирование стратегий предполагает выбор одного из нескольких (обычно не более десяти) заранее разработанных  вариантов в той или иной сфере  в зависимости от внешних стратегических факторов и сделанного ранее выбора.

Информация о работе Стратегии развития коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров