Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:31, дипломная работа
В современных условиях активно развивающейся экономики и рыночных отношений все большее число предприятий стали уделять особое внимание стратегии своей организации и ее разработке. Предприятие не может успешно функционировать на рынке, если не имеет своей четко выраженной стратегии.
Разработка стратегии развития организации как концепция стратегического менеджмента позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, то есть, почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.
2. Срок представления проекта к защите « __ »_________________2012г.
3. Исходные данные для проектирования:
3.1. Статистические материалы, бухгалтерская документация и отчетность предприятия.
3.2. Литературные источники по проблемам стратегического управления.
3.3. Материалы по преддипломной практике.
4. Содержание дипломного проекта (по разделам):
4.1. Особенности стратегического управления малым предприятием.
4.2. Анализ процесса управления малым предприятием.
4.3. Совершенствование процесса управления малым предприятием на основе разработанной стратегии развития.
Таблица 2.5 - Итоги экспертных оценок возможностей ИП Кадиев М.М.
Характеристика сторон | Эксперты | Итого | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Сумма | Удельный вес | Сумма | Удельный вес | Сумма | Удельный вес | Сумма | Удельный вес | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. Выход на новые рынки или сегменты рынка | 7 | 22,6 | 8 | 26,7 | 7 | 25,0 | 8 | 25,0 | 30 |
2. Расширение производственно- технологической линии | 7 | 22,6 | 8 | 26,7 | 6 | 21,4 | 8 | 25,0 | 29 |
3. Добавление сопутствующих товаров | 8 | 25,8 | 7 | 23,3 | 8 | 28,6 | 8 | 25,0 | 28 |
4. Ускорение роста рынка | 9 | 29,0 | 7 | 23,3 | 7 | 25,0 | 8 | 25,0 | 31 |
Итого | 31 | 100 | 30 | 100 | 28 | 100 | 32 | 100 | 121 |
| Возможности: 1. Выход на новые рынки или сегменты рынка 2. Рост прибыли 3. Ускорение роста рынка | Угрозы: 1. Возможность появления новых конкурентов 2. Неблагоприятная политика государства 3. Возрастающее конкурентное давление |
Сильные стороны: | Стратегия освоения новых рынков, основанная на репутации фирмы | Стратегия выхода на рынок в краткосрочном периоде |
1. Хорошая репутация у покупателей 2. Возможности получения экономии от роста объемов производства 3. Наличие инновационных способностей и возможностей их реализации | ||
|
| |
Стратегия внедрения новых технологий продаж при ускоренном росте рынка | Стратегия увеличения объемов продаж при тщательном контроле движения рынка | |
Слабые стороны: 1.Нет ясных стратегических направлений 2.Отсутствие достаточно квалифицированных кадров 3.Маркетинговые исследования ниже среднего | Установление льготных условий продажи продукции для постоянных покупателей | Улучшения качества продукции при контроле изменений |
Анализ нормативных актов с целью минимизации расходов предприятия | Поиск дешевой рабочей силы | |
Улучшения хранения продукции посредством использования нового оборудования | Поиск возможностей при анализе деятельности конкурентов |
Рисунок 2.4 - Матрица SWOT-анализа ИП Кадиев М.М.
После составления матрицы SWOT следующим этапом является определение оптимальной стратегии, используя рейтинговую оценку, а именно матрицу оценки стратегии (Таблица 2.6).
В данной таблице дробью показано:
- числитель: оценка достижимости цели при данной стратегии в баллах от 1 до 5;
- знаменатель: оценка вероятности реализации стратегии при данной цели (от 0 до 1).
Таблица 2.6 - Матрица оценки стратегии
Стратегии | Цели | Сумма баллов | ||||
Максимизация прибыли | Увеличение количества покупателей | Увеличение качества продукции | Повышение заинтересованности работников | Минимизация издержек обращения | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Стратегия освоения новых рынков основанная на репутации фирмы | 5/0,5 | 4/0,7 | 5/0,5 | 4/0,7 | 4/0,7 | 13,4 |
2. Стратегия освоения нового рынка | 5/0,6 | 4/0,8 | 4/0,7 | 5/0,6 | 5/0,8 | 14,7 |
3. Стратегия внедрения новых технологий при ускоренном росте рынка | 5/0,7 | 5/0,6 | 4/0,6 | 4/0,7 | 4/0,8 | 14,1 |
4. Стратегия выхода на рынок в краткосрочном периоде | 4/0,6 | 4/0,8 | 4/0,6 | 4/0,6 | 4/0,6 | 13,1 |
5. Запуск унифицированного оборудования | 5/0,4 | 4/0,6 | 4/0,7 | 4/0,5 | 5/0,4 | 12,3 |
6. Стратегия увеличения объемов продаж при тщательном контроле движения рынка | 5/0,5 | 4/0,6 | 4/0,6 | 4/0,7 | 4/0,5 | 14,2 |
7. Установление льготных условий продажи продукции для постоянных покупателей | 4/0,6 | 5/0,6 | 4/0,7 | 4/0,5 | 4/0,6 | 13 |
8. Анализ нормативных актов с целью минимизации расходов предприятия | 5/0,5 | 4/0,6 | 4/0,6 | 4/0,6 | 5/0,7 | 13,5 |
9. Улучшения качества обслуживания посредством использования нового оборудования | 5/0,6 | 4/0,6 | 5/0,7 | 4/0,6 | 3/0,7 | 13,9 |
10. Улучшения качества обслуживания при контроле изменений | 4/0,6 | 4/0,6 | 5/0,6 | 4/0,7 | 4/0,6 | 12,6 |
11. Поиск дешевой рабочей силы | 5/0,6 | 4/0,5 | 4/0,7 | 5/0,6 | 4/0,7 | 13,3 |
12. Поиск возможностей при анализе деятельности конкурентов | 4/0,6 | 4/0,7 | 4/0,7 | 4/0,6 | 4/0,7 | 13,1 |
Из полученной таблицы видно, что по оценки экспертов самая предпочтительная стратегия для ИП Кадиев М.М. является «Стратегия освоения новых рынков». Данная стратегия даст возможность увеличения прибыли.
2.3 Анализ процесса стратегического управления ИП Кадиев М.М.
Основным при проведении стратегической политики в фирме является наличие квалифицированных трудовых ресурсов. Трудовым потенциалом стратегического управления в ИП Кадиев М.М. являются лица, разрабатывающие, принимающие и реализующие стратегические решения, в качестве которых выступают генеральный директор, коммерческий директор, т.е. высший управленческий уровень. Именно они являются движущей силой стратегического управления и от их достаточности, компетентности и слаженной работы зависит стратегическое развитие.
Стратегические решения принимаются в несколько этапов: постановка задачи, формирование альтернативных решений, принятие решения и его реализация. Итак, опишем стратегическое управление на фирме.
Первым шагом является определение и идентификация миссии и цели организации, а также оценка состояния внешней и внутренней среды фирмы, т.е. проведение стратегического анализа.
Проектирование целей на ИП Кадиев М.М. обеспечивается формулировкой качественных и количественных показателей, срока достижения, ответственного исполнителя, ограничений по ресурсам.
Осуществление главной цели ложится на все структурные звенья и их руководителей. Это достигается посредством построения целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей, где к главной цели ведут подцели в разрезе бизнес процессов портфеля продукции фирмы; по каждой функции; в разрезе ресурсов.
После формулировки миссии и целей на фирме проводится стратегический анализ, который начинается с анализа внутренней среды по функциональным областям. Данный анализ входит в обязанности коммерческого директора, которые проводят оценку стратегического потенциала фирмы в рамках поставленной цели: насколько по количеству и качеству ресурсов, состоянию функций и проектов предприятие отвечает целевым требованиям. Они проводят, таким образом, анализ фактических и нормативных потенциалов. По окончании данного анализа проявляется картина сильных и слабых сторон предприятия.
Затем, выявленные в ходе SWOT-анализа альтернативные стратегии, позволяющие минимизировать воздействие слабых сторон и опирающиеся на сильные стороны предприятия, ранжируются, и на основе этого анализа руководством организации выбирается стратегия без использования каких-либо методов.
Рисунок 2.5 - Процесс стратегического менеджмента на предприятии
Так как не было стратегии, фирма работала не эффективно и не получила ожидаемого прироста основных показателей деятельности, а также не позволяет достичь поставленных целей. Рассмотрим, какие недостатки системы управления СМ имеются на анализируемой фирме.
Принципы – это совокупность подходов, которые учитываются при управлении. При управлении коммерческой деятельностью можно выделить следующие принципы:
- Выделение управленческой работы, разделение руководителей по уровням управления;
- Учет в работе поведенческих, социальных аспектов, то есть применение мотивации и т.д.;
- Способность принимать своевременные решения;
- Применение системы поощрений работников;
- Формирование устойчивый систем коммуникации в фирме;
- Применение широкого участия персонала в управлении.
Таблица 2.7 - Сводная таблица эффективности системы стратегического управления
Параметр | Эффективность параметра в ССУ | Экспертная оценка, баллы |
А | 1 | 2 |
МЕХАНИЗМ | ||
1. Цели, задачи | 80,0 | 4 |
2. Принципы | 50,0 | 3 |
3. Подходы | 69,2 | 3 |
4. Методы | 33,3 | 2 |
ПРОЦЕСС | ||
1. Миссия и цель | 76,7 | 4 |
2. Анализ среды | 80,0 | 4 |
3. Оценка альтернатив и выбор стратегии | 50,0 | 3 |
4. Реализация стратегии | 73,3 | 4 |
5. Оценка стратегии | 66,7 | 3 |
ИНСТРУМЕНТЫ | ||
1. Информация | 56,0 | 3 |
2. Материальные ресурсы | 59,9 | 3 |
3. Структура | 66,9 | 4 |
4. Финансы | 69,3 | 4 |
5. Методы и подходы | 64,0 | 3 |
6. Трудовые ресурсы | 71,6 | 4 |
Информация о работе Стратегическое управление малым предприятием (на примере ИП Кадиев М.М.)