Стратегическое управление малым предприятием (на примере ИП Кадиев М.М.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:31, дипломная работа

Описание работы

В современных условиях активно развивающейся экономики и рыночных отношений все большее число предприятий стали уделять особое внимание стратегии своей организации и ее разработке. Предприятие не может успешно функционировать на рынке, если не имеет своей четко выраженной стратегии.
Разработка стратегии развития организации как концепция стратегического менеджмента позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, то есть, почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.

Содержание

2. Срок представления проекта к защите « __ »_________________2012г.
3. Исходные данные для проектирования:
3.1. Статистические материалы, бухгалтерская документация и отчетность предприятия.
3.2. Литературные источники по проблемам стратегического управления.
3.3. Материалы по преддипломной практике.
4. Содержание дипломного проекта (по разделам):
4.1. Особенности стратегического управления малым предприятием.
4.2. Анализ процесса управления малым предприятием.
4.3. Совершенствование процесса управления малым предприятием на основе разработанной стратегии развития.

Работа содержит 1 файл

Стратегическое управление малым предприятием (на примере ИП Кадиев М.М.).doc

— 655.50 Кб (Скачать)

 

Наиболее актуальна проблема обеспечения предприятий денежными оборотными средствами. Лишь каждый пятый опрошенный указал на то, что обеспеченность денежными оборотными средствами в норме. Как следствие дефицита денежных оборотных средств, проявляется проблема недостаточных производственных запасов - эту проблему отметило 26% опрошенных. Не представляется неожиданным и типичный для МБ существенный недостаток помещений и оборудования. Эти факторы ограничивают потенциал низкорискованного роста, по крайней мере, трети предприятий, так как речь идет об обеспеченности ресурсами применительно к реальному уровню существующего платежеспособного спроса.

Неоптимальность (как недостаток, так и избыток) в обеспеченности малых предприятий различными ресурсами обуславливает снижение их инвестиционной привлекательности. В первую очередь, заметна избыточность готовой продукции, что обуславливает важность применения гибких подходов к определению цены в условиях снижения спроса. Каждый одиннадцатый опрошенный отметил избыток персонала. Однако увольнение основного персонала сопряжено с существенными финансовыми расходами в связи с необходимыми выплатами. Это побуждает все большее число малых предприятий ориентироваться не на прием работников в постоянный штат, а на заключение с ними трудовых соглашений или контрактов, что позволяет существенно снизить издержки по их возможному увольнению.

Возможность сокращения персонала в существенной мере определяется типом контроля за предприятием. Внешнему владельцу психологически проще прибегнуть к увольнениям по сравнению с директором фирмы, который испытывает давление сложившихся тесных отношений в коллективе, что отражается следующими цифрами: если избыток персонала присущ 11% предприятий, контролируемых директорами, то при контроле со стороны владельца доля таких предприятий составляет 6%.

По мере эволюции предприятия меняется характер его обеспеченности ресурсами. Характерно, что в ходе “старения” предприятий для них все более значимой становится проблема излишка ресурсов - оборудования, кадров и даже помещений. В начальный период деятельности предприятия у него возникает некоторый дефицит персонала, который относительно быстро - в течение 1-2 лет - ликвидируется, а через 4-5 лет уже преобразуется в проблему избытка работников. По прошествии 7-8 лет заметно усиливается несбалансированность предприятий в обеспечении оборудованием, заметно возрастает как дефицит, так и избыток данного вида ресурсов. Дефицит помещений постепенно уменьшается по мере развития предприятий, но весьма медленно. В то же время это единственный вид ресурсов, обеспеченность которым предприятий по мере их эволюции становится все более соответствующим норме.

Проведя исследование теоретического материала можно сделать вывод, что стратегический менеджмент требует к себе особого внимания со стороны управленческого персонала и максимально влияет на эффективность организации.


2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ ИП КАДИЕВ М.М.

 

2.1 Общие сведения об объекте исследования

 

Индивидуальный предприниматель Кадиев М.М. зарегистрирован ИМНС по Хунзахскому району Республики Дагестан 12 ноября 2004 года в соответствии с действующим законодательством.

Юридический адрес: Республика Дагестан, г.Махачкала ул. Лаптиева, 57а.

Основной целью создания ИП Кадиев М.М. является удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.

ИП Кадиев М.М. состоит из следующих структурных подразделений:

-           торговый дом «Авангард», г.Махачкала, ул. Лаптиева, 57а,

-           торговый дом «Авангард» г.Махачкала, ул. Лермонтова, 18.

Каждое структурное подразделение имеет самостоятельный баланс, входящий в общий баланс ИП Кадиев М.М.

Предприятие ведет оперативный бухгалтерский и статистический учет и отчетность в порядке, установленном действующим законодательством.

Основными задачами являются: удовлетворение потребностей населения с учетом изменения спроса, улучшения качества продукции, расширение масштабов деятельности.

Высшим органом управления ИП Кадиев М.М. является индивидуальный предприниматель, к исключительной компетенции которого относится:

-           изменение устава фирмы и изменение размера уставного капитала;

-           выбор генерального директора и принятие решения о досрочном прекращении его полномочий, а также определение круга представленных ему полномочий;

-           решение о реорганизации и ликвидации фирмы;

-           избрание ревизионной комиссии.

К функциям индивидуального предпринимателя, как высшего руководителя организации можно отнести:

-           осуществление оперативного руководства деятельностью фирмы;

-           представление интересов фирмы во всех учреждениях, предприятиях, организациях, в деловых отношениях с юридическими лицами;

-           распоряжение имуществом и средствами фирмы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему уставом, решением общего собрания учредителей;

-           заключение договоров, соглашений, контрактов и иных юридических сделок от имени фирмы;

-           издание приказов и распоряжений в пределах своей компетенции;

-           исполнение других функции для обеспечения нормальной деятельности фирмы.

Непосредственно индивидуальному предпринимателю подчиняются:

1. Помощник индивидуального предпринимателя, которому вправе передать свои полномочия непосредственно индивидуальный предприниматель;

2. Бухгалтерия – занимается учетом всех доходов и расходов фирмы, регулирует отношения с налоговой инспекцией, занимается расчетами с поставщиками, потребителями, с персоналом по оплате труда и выполняет другие функции, связанные со сбором, регистрацией и обобщением информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах фирмы, и их движении.

Любая организация представляет собой технико-экономическую и социальную систему, которой всегда присуща организационная структура.

Представим ее относительно рассматриваемого предприятия на рисунке 2.1.

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 - Организационная структура ИП Кадиев М.М.

 

Таким образом организационная структура ИП Кадиев М.М. представляет собой упорядочную савокупность взаимосвязи элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивает функционирование и развитие организации как единого целого.

Представленная структура является линейной которая обычна и присуща магазинам, то есть используемая в масштабах небольшого предприятия в малом бизнесе. Характеризуется совмещением в звеньях функций и полномочий, состоит из одних линейных звеньев.

На структуру организации (ее тип) оказывают влияние следующие факторы:

1. Объект управления – это предпринимательская организация в сфере малого бизнеса;

2. Цель управления анализируемого предприятия – построение работы, функционирования организации для дальнейшей работы на перспективу для получения прибыли и закрепления нужного места на рынке;

3. Масштаб деятельности – сравнительно невелик, поскольку магазин, открытый ИП Кадиев М.М., не характеризуется как большое торговое предприятие. Вследствие этого масштабы деятельности можно охарактеризовать как незначительные;

4. Трудоемкость функций – у анализируемого предприятия в отношении функций управления не возникает никаких сложностей, все функции четко распределены и хорошо налажена их реализация;

5. Технология управления – нет каких-либо сложных технологий;

6. Стиль управления – управление осуществляет генеральный директор, которому присущ либеральный стиль руководства.

Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Новые предприятия начинают свой жизненный цикл со стадии создания, на которой, прежде всего, определяются цели и задачи организации. Для целей предприятия характерны следующие черты и свойства:

-         Четкая ориентация на определенный интервал времени;

-           Конкретность и измеримость;

-           Непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;

-           Адресность и контролируемость.

Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития.

Существует несколько вариантов классификации целей, которые позволяют конкретизировать задачу и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа-дерева целей. Представим его на рисунке 2.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 - Дерево целей

 

 

2.2 Анализ факторов внешней и внутренней среды, оценка основных экономических показателей деятельности

 

Любая организация находится и функционирует в среде.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Для того чтобы определить стратегию поведения ИП Кадиев М.М. и претворить эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней индивидуальным предпринимателем.

Для этого необходимо проанализировать СТЭП-факторы, которые оказывают влияние на организацию.

Социологические факторы.

Социальная компонента очень важна, т.к. она является всепроникающей, влияющей как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации.

Основное влияние на развитие предприятия оказывают следующие явления и процессы.

Уровень образования (чем выше уровень образования, тем выше квалификация кадров и управленческого персонала);

Демографическая структура общества (в настоящее время женщины становятся не менее экономически активными, чем мужчины, поэтому они становятся основными клиентами);

Технологические факторы

Анализ этих факторов позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывают для модернизации технологий изготовления и сбыта продукции. В условиях жесткой конкуренции, чтобы не потерять своей доли рынка, организации приходится внимательно следить за новинками компьютерных программ. Небольшая потеря драгоценного времени может привести к крайне негативным последствиям, таким как потеря клиентов, вытеснение конкурентами с рынка, потери части прибыли.

Экономические факторы

Так как фирма работает для того, чтобы максимизировать свою прибыль, руководство организации уделяет особое внимание изучению влияния таких факторов как:

Темп инфляции (чем больше процент инфляции, тем выше становятся цены на продукцию и быстрее снижается спрос);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 - Внутренняя и внешняя среда окружения организации

[21, с.93]

 

Процентная ставка (снижение ставок коммерческих банков ведет к увеличению заемных средств организации, а соответственно к расширению ассортимента, увеличению масштабов деятельности и получению большей прибыли;

Нормы налогообложения (чем выше ставки государственных налогов и отчислений во внебюджетные фонды, тем меньше денег остается в распоряжении фирмы и меньше их направляется на развитие организации).

 

Политические факторы

Эти факторы должны быть изучены фирмой для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества. Так как вмешательство государства в жизнь общества отражается, хоть и косвенно, на функционировании ИП Кадиев М.М. Ведь зачастую смена правительства ведет и к смене политического курса, который может скорректировать и экономические реформы, которые в свою очередь непосредственно влияют на деятельность индивидуального предпринимателя.

Информация о работе Стратегическое управление малым предприятием (на примере ИП Кадиев М.М.)