Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:31, дипломная работа
В современных условиях активно развивающейся экономики и рыночных отношений все большее число предприятий стали уделять особое внимание стратегии своей организации и ее разработке. Предприятие не может успешно функционировать на рынке, если не имеет своей четко выраженной стратегии.
Разработка стратегии развития организации как концепция стратегического менеджмента позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, то есть, почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.
2. Срок представления проекта к защите « __ »_________________2012г.
3. Исходные данные для проектирования:
3.1. Статистические материалы, бухгалтерская документация и отчетность предприятия.
3.2. Литературные источники по проблемам стратегического управления.
3.3. Материалы по преддипломной практике.
4. Содержание дипломного проекта (по разделам):
4.1. Особенности стратегического управления малым предприятием.
4.2. Анализ процесса управления малым предприятием.
4.3. Совершенствование процесса управления малым предприятием на основе разработанной стратегии развития.
5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФБГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»
филиал в г. Махачкала
КАФЕДРА «ИНФОРМАТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ»
Допустить к защите Зав. кафедрой к.э.н., доцент
Умалатов К.А. ____________
«___» ___________ 2012г.
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
(на примере ИП Кадиев М.М.)
Автор дипломного
проекта,
группа 361-з
Руководитель дипломного
проекта, ст.преподаватель, к.э.н. Абдулаев М.А.
Нормоконтролер
Махачкала
2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФБГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»
Филиал в г. Махачкала
КАФЕДРА «ИНФОРМАТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
_________________
к.э.н., доцент Умалатов К.А.
«___» ___________ 2012г.
ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Студент Р. Мамаев группа 361-з
Ф.И.О.
1. Тема: «Стратегическое управление малым предприятием (на примере ИП Кадиев М.М.), утв. приказом по РГЭУ (РИНХ) №
2. Срок представления проекта к защите « __ »_________________2012г.
3. Исходные данные для проектирования:
3.1. Статистические материалы, бухгалтерская документация и отчетность предприятия.
3.2. Литературные источники по проблемам стратегического управления.
3.3. Материалы по преддипломной практике.
4. Содержание дипломного проекта (по разделам):
4.1. Особенности стратегического управления малым предприятием.
4.2. Анализ процесса управления малым предприятием.
4.3. Совершенствование процесса управления малым предприятием на основе разработанной стратегии развития.
4.4. Безопасность жизнедеятельности.
5. Перечень графического материала:
5.1. Взаимосвязь основных категорий стратегического управления.
5.2. Процесс стратегического управления.
5.3. Организационная структура ИП Кадиев М.М.
5.4. Дерево целей.
5.5. Внутренняя и внешняя среда окружения организации.
5.6. Матрица SWOT-анализа предприятия ИП Кадиев М.М.
5.7. Процесс стратегического менеджмента на предприятии.
5.8. Дерево целей ИП Кадиев М.М.
5.9. Анализ изменения при помощи поля сил Левина.
5.10. Анализ движущих сил при помощи поля сил Левина.
Руководитель
дипломного проекта __________________ Абдулаев М.А.
Задания принял к исполнению « ___ » __________________ 2011г.
________________
(подпись студента)
РЕФЕРАТ
Дипломный проект содержит: листов - 83; рисунков - 10; таблиц - 18; литературных источников - 37.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ, МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ВНЕШНЯЯ СРЕДА ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ
Объектом исследования является малое предприятие. Предметом исследования является процесс стратегического управления на этом предприятии. Целью данного дипломного проекта является разработка стратегии малого предприятия.
В дипломном проекте представлены материалы по особенностям стратегического управления малым предприятием, анализу его процесса управления. Даны также рекомендации по совершенствованию процесса управления малым предприятием на основе разработанной стратегии развития.
THE ABSTRACT
The degree activity contains: sheets - 83; figures - 10; the tables - 18; the references -37.
STRATEGIC MANAGEMENT, A SMALL BUSINESS, THE ENVIRONMENT INTERNAL ENVIRONMENT, SYSTEM APPROACH, RESOURCE POTENTIAL, THE EVOLUTION OF DEVELOPMENT
The object of this study is a small business. The subject of this study is strategic management process for the company. The aim of this diploma project is to develop a business strategy.
As a capstone project presents materials on the specifics of the strategic management of small business, analysis of its management process. We also give recommendations for improving the management of a small business based on the developed strategy.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..7
1 ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ………………………………………………
1.1 Эволюция развития стратегического менеджмента……………………...10
1.2 Процесс стратегического менеджмента…………………………………..14
1.3 Особенности управления в малом бизнесе…….…………………………24
1.4 Организация деятельности малого предприятия…………………………29
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ …36
2.1 Общие сведения об объекте исследования……………………………….36
2.2 Анализ факторов внешней и внутренней среды, оценка основных экономических показателей деятельности…………………………………….40
2.3 Анализ процесса стратегического управления ИП………………………50
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТАННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ…………………………………………………………
3.1 Системный подход к формированию стратегии ……………………….54
3.2 Обоснование ресурсного потенциала ИП……………………………….58
3.3 Контроль выполнения программы стратегии…………………………….70
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….7
4.1 Анализ состояния охраны труда на предприятии…………………….….70
4.2 План мероприятий по улучшению состояния охраны труда……………73
4.3 Пожарная безопасность………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………….82
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях активно развивающейся экономики и рыночных отношений все большее число предприятий стали уделять особое внимание стратегии своей организации и ее разработке. Предприятие не может успешно функционировать на рынке, если не имеет своей четко выраженной стратегии.
Разработка стратегии развития организации как концепция стратегического менеджмента позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, то есть, почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.
Актуальность данной темы заключается в том что, чтобы управлять предприятием в условиях высокой конкуренции во внешней среде, необходимо знать основы стратегического управления.
Для эффективного управления организацией требуется менеджер, обладающий всеми необходимыми навыками и опытом в управлении организацией, а также умеющий увидеть основные проблемы в деятельности этой организации и разработать для нее наиболее оптимальную стратегию на определенном этапе развития.
Гипотеза: совершенствование процесса управления с помощью стратегии концентрированного роста повысит показатели эффективности деятельности организации.
Целью данного дипломного проекта является разработка стратегии малого предприятия.
Для достижения поставленной цели нужно решить такие задачи, как:
- раскрыть основные проблемы организации деятельности малого предприятия;
- дать характеристику объекта исследования;
- провести анализ факторов внешней и внутренней среды объекта исследования, а также системы управления малым предприятием;
- предложить мероприятия по усовершенствованию организации управления объектом исследования согласно выбранной стратегии.
Методы исследования: SWOT-анализ, метод экспертных оценок.
Объектом исследования является ИП Кадиев М.М.
Предметом исследования является процесс стратегического управления.
1 ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Эволюция развития стратегического менеджмента
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х годов для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого рода различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того, чтобы соответствующим образом и своевременно отреагировать на происходящие в нем изменения.
Можно указать несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям. По Хиггенсу, стратегическое управление – это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением. Ансофф констатирует следующее: «…в течение 20 века нестабильность среды требовала от фирм разработки все более сложного и детализированного стратегического управления. Сложилось два типа систем: связанные с определением позиций и связанные со своевременной реакцией, дающие ответ на быстрые и неожиданные изменения в окружении фирмы». Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации. Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.
Управление фирмами практически каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия ведения бизнеса, и перед фирмами вставали задачи по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе.
Стратегическое управление 50-60-х годов – это долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. Примерно в это время долгосрочные планы попали в центр внимания при выработке стратегического поведения организации. Когда стратегическое планирование в 60-х г.г. стало входить в практику, его главным объектом стала диверсификация деятельности фирмы. По мере того, как в связи с нестабильностью технологий, изменениями в условиях конкуренции, замедлении темпов роста, появлением социально-политических ограничений и т.д. возрастало количество задач стратегического характера, становилось все очевиднее, что путем простого добавления новых видов деятельности нельзя решить все возникающие проблемы. Поэтому в 70-х г.г. внимание разработчиков стратегии переключилось с диверсификации на манипулирование целым набором отраслей, видов деятельности, на которых специализируется фирма. Это было ускорено тем обстоятельством, что различные виды деятельности, которые фирма осваивала постепенно, стали все больше расходиться между собой по таким показателям, как перспективы роста, рентабельность и стратегическая уязвимость фирмы.
Таким образом, в 70-е годы существенно изменился смысл стратегического выбора. Это уже не фиксация планов производства на долгосрочную перспективу, а выбор, касающийся того, в каком бизнесе находиться, решение по поводу того, что делать с тем бизнесом, который был успешен, но может потерять свою привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов.
В 80-е года динамизм внешней среды настолько усложнил задачу своевременной адаптации к тем изменениям, которые происходят во всех сферах общественной жизни, что создание потенциала изменения, способности фирмы должным образом отвечать на вызов со стороны окружения стало центром стратегического поведения фирмы. Сначала стратегическое выполнение, а потом стратегическое управление окончательно свели понимание стратегического поведения фирмы к такому управлению организацией, при котором основой стратегических решений становится выбор относительно поведения фирмы в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Таким образом, решение определяется возникшими обстоятельствами, но в то же время оно подразумевает, что его выполнение должно не только дать ответ на вызов со стороны окружения, но и обеспечить возможность дальнейшей успешной реакции на изменения, которые произойдут в среде.
Информация о работе Стратегическое управление малым предприятием (на примере ИП Кадиев М.М.)