Стимулирование работников на производственном предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:01, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций по совершенствованию управления мотивационными механизмами в организации.

Содержание

Введение 6
1 Мотивация персонала, как фактор повышения эффективности
деятельности персонала 9
1.1Сущность и основные теории мотивации персонала 9
1.2Методы мотивации трудовой деятельности 19
1.3Принципы проектирования оптимальных систем мотивации 23 персонала
2 Исследование системы мотивации и стимулирования персонала
ЗАО «МПК «Саранский» 33
2.1Общая характеристика деятельности ЗАО «МПК «Саранский» 33
2.2Анализ методов и способов мотивации персонала
ЗАО «МПК «Саранский» 40
2.3Оценка системы мотивации персонала на предприятии 51
3 Развитие системы мотивации персонала на предприятии 59
3.1Совершенствование применяемой на предприятии системы
мотивации труда 59
3.2Система социально-психологических факторов в управлении
мотивацией персонала 68
Заключение 78
Список использованных источников 82
Приложение А (обязательное) 90
Приложение Б (обязательное) 91
Приложение В (обязательное) 92
Приложение Г (обязательное) 93
Приложение Д (обязательное) 94
Приложение Е (обязательное) 96
Приложение Ж (обязательное) 97

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ!!!.docx

— 378.00 Кб (Скачать)

потребность успеха, т.е. доведение  работы до ее успешного завершения; потребность в причастности. Налаживание  дружеских отношений, оказание помощи другим [50, с. 52].

По Ф. Герцбергу существует две группы факторов, которые влияют на поведение людей (рисунок 1.2):

Первую группу составляют гигиенические факторы: социальные отношения, условия труда, вознаграждение, стиль руководства организации, социально-психологический климат на предприятии;

Во вторую группу входят факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, возможность совершенствования. В  случае положительного проявления наступает  удовлетворение работой [9, с.207].

две группы факторов теории Герберга

 

гигиенические факторы

мотивирующие факторы

положительные проявления

 

 

отрицательные проявления

положительные проявления

 

отрицательные проявления

 

неудовлетво-ренность

 

 

 

отсутствие неудовлетворен-ности

 

удовлетворен-ность

отсутствие удовлетворен-ности

 

 

Рисунок 1.2 – Схематическое  представление теории Герцберга

Для использования теории Герцберга, менеджер должен составить перечень гигиенических и мотивирующих факторов, дав сотрудникам возможность самостоятельного определения тех, которые они предпочитают.

    1. Методы мотивации трудовой деятельности

 

Методы стимулирования персонала  могут быть самыми разнообразными и  зависят от проработанности системы  стимулирования на предприятии, общей  системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.

методы управления персоналом

Классификация методов мотивации  может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно-административные), экономические и социально-психологические  является одной из наиболее широко распространенных [34, с.75].

 

       экономические

Социально-психологические

        административные

 

      побуждение

 вознаграждение

   принуждение

формы стимулирования труда

 

 

Рисунок 1.3 - Взаимосвязь  методов управления персоналом и  форм

стимулирования труда

Данная классификация  основана, на мотивационной ориентации методов управления. В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:

1. Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.

2. Организационно-административные методы, основанные на директивных указаниях. Эти методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п., и опирающейся на возможность принуждения. Они охватывают организационное планирование, организационное нормирование, инструктаж, распорядительство, контроль. В управлении властная мотивация играет весьма существенную роль: она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при которых исполнение распоряжения руководства обязательно для подчиненных. Властная мотивация создает необходимые условия для организации и взаимодействия, а сами организационно-распорядительные методы призваны обеспечить эффективную деятельность управления любого уровня на основе его научной организации.

3. Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов заключает в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека. К числу этих методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п. Применение социально-психологических методов в менеджменте в торговле рассматривается в двух аспектах: в традиционном аспекте их применения при руководстве персоналом и с точки зрения управления поведением покупателя (при выборе социальной мишени торговой фирмой, в рекламной деятельности и др.)" [34, с.79].

В практике управления, как  правило, одновременно применяют различные  методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три  группы методов. Так, использование  только властных и материальных мотиваций  не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации

Особое внимание должно быть уделено материальному вознаграждению, поскольку, как правило, оно требует  от организации серьезных финансовых расходов, поэтому особенно важно  при формировании системы материального  вознаграждения оптимизировать соотношение  затрат, которые несет организация, и выгод от повышения результативности трудовой деятельности персонала. В структуру материального вознаграждения включаются все виды денежных выплат, которые применяются в организации - заработная плата, надбавки и доплаты, премии, бонусы, участие в прибылях, отсроченные платежи, участие в акционерном капитале, а также все формы материального неденежного вознаграждения, прежде всего, социальные выплаты и льготы социальный пакет).

При этом основу материального  денежного вознаграждения составляет заработная плата. Заработная плата - это цена рабочей силы, соответствующая стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей, силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи, кроме того, это часть дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда, это также доля чистой продукции (дохода) предприятия, зависящая от конечных результатов работы предприятия и распределяемая между ними в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом.

Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями. Однако, акцентирование, внимания на экономических методов стимулирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально - психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала [1, с.32].

Информация о работе Стимулирование работников на производственном предприятия