Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:01, дипломная работа
Целью дипломного проекта является обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций по совершенствованию управления мотивационными механизмами в организации.
Введение 6
1 Мотивация персонала, как фактор повышения эффективности
деятельности персонала 9
1.1Сущность и основные теории мотивации персонала 9
1.2Методы мотивации трудовой деятельности 19
1.3Принципы проектирования оптимальных систем мотивации 23 персонала
2 Исследование системы мотивации и стимулирования персонала
ЗАО «МПК «Саранский» 33
2.1Общая характеристика деятельности ЗАО «МПК «Саранский» 33
2.2Анализ методов и способов мотивации персонала
ЗАО «МПК «Саранский» 40
2.3Оценка системы мотивации персонала на предприятии 51
3 Развитие системы мотивации персонала на предприятии 59
3.1Совершенствование применяемой на предприятии системы
мотивации труда 59
3.2Система социально-психологических факторов в управлении
мотивацией персонала 68
Заключение 78
Список использованных источников 82
Приложение А (обязательное) 90
Приложение Б (обязательное) 91
Приложение В (обязательное) 92
Приложение Г (обязательное) 93
Приложение Д (обязательное) 94
Приложение Е (обязательное) 96
Приложение Ж (обязательное) 97
-проблемы в управлении персоналом, склонных к честолюбию,
карьерному росту и многие другие.
Построение эффективной
системы мотивации требует
Первые шаги в направлении изучения механизмов мотивации были сформированы в рамках школы научного управления. Основоположником классической теории научного менеджмента считается Ф. У. Тейлор. Умозаключения ученого были просты и сводились к следующим утверждениям: если энергичные рабочие, которые работают напряженно, обнаруживают, что зарабатывают не больше ленивого работника, у них не будет интереса делать столько, сколько они могут.
Лидером движения за внедрение новых форм и методов управления предложенных Тейлором - хронометр и система премиальной оплаты, позднее получивших наименование «школы человеческих отношений», стал Э. Мэйо [28, с.45].
Знаменитые эксперименты Э. Мэйо позволили открыть новые направления в теории управления. Э. Мэйо обнаружил, что не всегда, даже четко разработанные рабочие операции и достойная зарплата, ведут к увеличению производительности труда. Силы, возникающие в процессе взаимодействия между людьми, часто превосходят усилия руководителя. Не редко работники гораздо сильнее реагируют на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и различные материальные стимулы.
Проведенные на протяжении XX в. Научные исследования позволили дать определенные обобщения, в результате сформировались теории мотивации, которые можно разделить на две группы: процессуальные и содержательные.
Содержательные теории мотивации определяют внутренние побуждения (потребности), заставляющие людей действовать определенным образом. К представителям этих теорий относятся: А. Маслоу, Ф.Герцберг, Д. МакКлелланд.
Процессуальные теории основаны на изучении поведения людей, учитывают их восприятие и познания. К основным процессуальным теориям относятся теории ожидания, справедливости, а также модель мотивации Лортера-Лоулера.
Процессуальные и
В контексте мотивации понятию «вознаграждение» придается более глубокий смысл, чем просто деньги и удовольствие. Вознаграждение - это все то, что является ценным для человека [14, с.315]. Но, поскольку понятие ценности у людей неодинаковы, то и оценка вознаграждения и ее относительная ценность различна.
Вознаграждение может быть внутренним и внешним.
Внутреннее вознаграждение возникает в процессе работы. К такому вознаграждению можно отнести, например чувство достижения высокого результата, чувство значимости своей работы, а так же самоуважение. Как внутреннее вознаграждение можно рассматривать дружбу и общение, которые возникают в процессе совместной деятельности. Для обеспечения внутреннего вознаграждения самым простым является создание необходимых условий работы.
Понятие внешнего вознаграждения равнозначно понятиям «поощрение» и «премирование», т.е. выданное непосредственно организацией, а не возникшее в процессе работы и не являющееся результатом деятельности [6]. К внешним вознаграждениям относят заработную плату, пособия, льготы, продвижения по службе, похвала, дополнительны отпуск, оплата страховки и любые другие дополнительные выплаты.
В основе каждой процессуальной теории лежит поведение людей с учетом их восприятия и познания. В этих теориях анализируется распределение человеком усилий для достижения какой-либо цели, и его выбор конкретного типа поведения.
Мы уже знаем, что поведение
личности во многом определятся потребностями,
однако поведение является еще и
функцией восприятия и ожидания, которые
связаны с конкретной ситуацией.
На поведение оказывает влияние
и понимание возможных
Рассмотрим три основные
процессуальные теории
-теория ожиданий В. Врума;
-теория справедливости Дж. Адамса;
-комплексная теория или модель Портера-Лоулера.
Теория ожиданий.
Основную мысль теории ожиданий составляет надежда человека на то, что выбранный им тип поведения приведет его к удовлетворению потребностей.
Под «ожиданием» понимается оценка, с которой личность оценивает вероятность данного события. В теории ожидания подчеркивается важность трех взаимосвязей с соответствующими им ожиданиями:
Затраты труда – результаты
Результаты - вознаграждение
Вознаграждение - удовлетворенность
В связи с тем, что у разных людей разные потребности, конкретное вознаграждение оценивается ими по-разному. Именно поэтому задачей руководства является сопоставление предлагаемого вознаграждения с потребностями сотрудников, а также приведение их в соответствие.
Для эффективности мотивации необходимо установление твердого соотношения между достигнутым результатом и вознаграждением за него. Вознаграждение следует давать лишь за эффективную работу.
Необходимо, также правильно сформировать уровень ожидаемых от подчиненных результатов (он должен быть высоким, но вполне достижимым, реалистичным).
Теория справедливости.
Теория справедливости утверждает,
что люди субъективно подходят к
определению отношения
Как правило, люди восстанавливают баланс изменением уровня затрачиваемых усилий, либо попыткой изменения уровня получаемого вознаграждения.
Модель Портера-Лоулера
В модели разработанной JI.Портером и Э. Лоулером фигурируют пять переменных [22, с.51]:
-затраченные усилия;
-восприятие;
-полученные результаты;
-вознаграждение;
-степень удовлетворения.
Достигнутый результат во многом зависит от того, какие усилия приложил сотрудник для его достижения, от его способностей и особенностей, а также от того на сколько сотрудник осознает свою роль в процессе работы.
На уровень приложенных усилий оказывает воздействие ценность вознаграждений и степень уверенности в том, что эти усилия действительно приведут к определенного уровня вознаграждению.
Достигнутый результат может повлечь как внутреннее вознаграждение (удовлетворение от выполненной работы), так и внешнее вознаграждение (премию).
Удовлетворение является результатом внутренних и внешних вознаграждений с учетом их справедливости
Таким образом модель Портера-Лоулера является комплексной теорией, которая включает элементы теории ожидании и теории справедливости. Основной вывод этой теории состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению.
Содержательные теории.
Содержательные теории основаны на определении внутренних мотивов, побуждающих людей к определенного рода действиям.
Согласно известной теории Маслоу, все потребности человека разделяются на 5 групп [25, с.78]:
-физиологические - необходимы для выживания;
-потребность в безопасности и уверенности в будущем;
-социальные - причастность к какому-либо человеческому обществу, группе людей;
-потребности в уважении, признании
-потребности самовыражения.
Расположив потребности в виде строгой иерархической структуры, Маслоу показал, что первоочередного удовлетворения требуют потребности низших уровней, т.е. физиологические и потребности в безопасности. Чтобы потребность следующего уровня стала мощным фактором определяющим поведение человека, необходимо удовлетворить потребность более низкого уровня (причем не обязательно полностью). Менеджер, для определения активных потребностей, которые движут подчиненными, должен постоянно наблюдать за ними.
Д. Мак-Клелланд выделил три уровня потребностей:
потребность власти - желание воздействовать на других людей. Людей, у которых эта потребность является наивысшей, следует готовить к высшим руководящим должностям;
Информация о работе Стимулирование работников на производственном предприятия