Совершенствования товарной политики ООО «Андрос» в целях повышения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании товарной политики и совершенствовании управления товарным ассортиментом торгового предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты товарной политики организации;
- рассмотреть сущность, структуру и задачи товарной политики организации;
- рассмотреть стратегии реализации товарной политики;
- проанализировать состояние и особенности товарной политики ООО «Андрос»;
- на основе полученных результатов разработать рекомендации по совершенствованию товарной политики ООО «Андрос».

Содержание

Введение 2
Глава 1. Совершенствование товарной политики как способ повышения конкурентного статуса предприятия 4
1.1.Товар: понятие, классификация, жизненный цикл 4
1.2. Сущность, структура и задачи товарной политики предприятия 10
1.3.Стратегия реализации товарной политики 18
1.4. Товарная политика как фактор усиления конкурентной позиции предприятия 32
2. Оценка товарной политики ООО «Адрос» 35
2.1. Краткая характеристика предприятия 35
SWOT- анализ 45
2.3. Оценка и анализ товарной политики ООО «Андрос» 47
3. Предложения по совершенствованию товарной политики ООО «Андрос» в целях повышения конкурентоспособности 53
Список литературы 60

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

     Разработка  и осуществление товарной политики требует соблюдения как минимум  следующих условий:

     - четкого представления о целях  производства, сбыта  и экспорта  на перспективу;

     - наличие стратегии;

     - хорошее знание рынка и его  требований;

     - ясного представления о своих  возможностях и ресурсах (исследовательских,  научно-технических, производственных, сбытовых) в настоящее время и в перспективе.

1.3.Стратегия  реализации товарной  политики

     Проведение  эффективной товарной политики фирмы  связано с двумя крупными проблемами:

     - во-первых, фирма должна рационально  организовать работу в рамках  имеющейся номенклатуры товаров с учетом стадий жизненного цикла;

     - во-вторых, - заблаговременно осуществлять  разработку новых товаров для  замены товаров, подлежащих снятию  с производства и выводу с  рынка.

     Таким образом, фирме необходимо иметь  и постоянно совершенствовать товарную стратегию, что позволит ей обеспечить устойчивую структуру ассортимента, постоянный сбыт и стабильную прибыль.

     Товарная  стратегия – это разработка направлений  оптимизации товарного ряда (линий) и определения ассортимента товаров (услуг), наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом.

     Отсутствие  товарной стратегии ведет к неустойчивости структуры предложения из-за воздействия  случайных или преходящих текущих  факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров. Принимаемые в таких случаях текущие маркетинговые решения нередко основываются исключительно на интуиции, а не на трезвом расчете, учитывающем долговременные интересы предприятия.

     Напротив, хорошо продуманная товарная стратегия  не только позволяет оптимизировать процесс обновления предложения, но и служит для руководства фирмы  своего рода указателем направленности действий, способных скорректировать текущие решения.

     Товарная стратегия предусматривает решение принципиальных задач, связанных с:

     - оптимизацией структуры предлагаемых  товаров (услуг) вообще, в том  числе с точки зрения их  принадлежности к различным стадиям  жизненного цикла;

     - разработкой и внедрением на  рынок товаров-новинок;

     - обеспечением качества и конкурентоспособности  товаров;

     - принятием решений, связанных  с рыночной атрибутикой товаров8.

     В условиях рынка предприятие самостоятельно принимает решение о выборе стратегии и тактики проведения товарной политики. Каждое предприятие может предложить рынку один товар или несколько его видов, одну или несколько товарных линий, совокупность которых представляет собой товарную номенклатуру, или товарный микс фирмы.

     Товарная  линия - это группа продуктов либо с тождественными принципами функционирования, либо предназначенных для одних и тех же категорий потребителей, либо поставляемых через однотипные магазины, либо продаваемых в рамках определенного диапазона цен9.

     Товарная  линия может быть короткой или  длинной. Товарная линия называется короткой, если предприятие может увеличить свою прибыль за счет расширения ассортимента продукции, которая входит в товарную линию. Товарная линия называется длинной, если увеличение прибыли возможно за счет сужения ассортимента.

     Увеличение товарной линии осуществляют путем удлинения или наполнения товарной линии.

     Удлинение товарной линии, как правило, применяется, когда предприятие ищет новые сегменты рынка и/или пытается изменить ситуацию в конкурентной борьбе в свою пользу. Это достигается благодаря освоению выпуска продукции, не производимой предприятием в настоящее время. Удлинение товарной линии может осуществляться «вниз» (выпуск более простого и дешевого товара), или «вверх» (выпуск сложного и дорогого товара), или одновременно в обоих направлениях.

     Товарная  номенклатура, или товарный микс, как  совокупность всех товаров фирмы характеризуется широтой, длиной, глубиной и согласованностью. Широта товарной номенклатуры определяется числом товарных линий предприятия, длина – общим числом конкретных товаров фирмы, глубина - числом вариантов каждого товара определенной товарной линии, согласованность - степенью близости различных линий с точки зрения конечного использования товаров10.

     Товарная  номенклатура должна постоянно находиться под контролем, который необходимо осуществлять на каждой стадии жизненного цикла товара, с тем чтобы включать в нее продукты, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла.

     Такая балансировка товарной номенклатуры позволяет обеспечивать стабильный объем сбыта и постоянство в получении прибыли.

     При разработке товарной номенклатуры могут  потребоваться решения, связанные  с установлением количества предлагаемых товаров, товарных линий, их ширины и глубины, с сохранением или расширением существующей структуры товарного предложения. Соответственно потребуется решить, какую структуру товарного микса следует принять в зависимости от числа товарных линий, отдельных товаров, а также от ширины и глубины товарной номенклатуры.

     Товарная  стратегия разрабатывается на перспективу  и может включать три стратегических направления по улучшению привлекательности имеющегося на фирме товарного микса:

     - инновация товара;

     - вариация товара;

     - элиминация товара.

     Стратегия инновации товара определяет программу  разработки и внедрения новых  товаров. Инновация товара понимается как процесс получения новых идей по поводу имеющегося продукта, а также разработки и вывода на рынок новых продуктов. Инновация товара является основой устойчивости и стабильной деятельности предприятия. Инновация товара предполагает разработку и внедрение новых товаров и по форме осуществления подразделяется на дифференциацию и диверсификацию товара.

     Однако  выражение «новый товар» имеет самое различное толкование и используется как для обозначения усовершенствования, обновления существующих товаров, так и для характеристики абсолютно новых потребительских благ, которые впервые предоставляются потребителям. Необходимо правильно оценить значимость и назначение инновации, так как от этого зависит качество оценки риска, связанного с ее внедрением.

     Инновация в существующих теории и практике является синонимом понятий «нововведение» и «новшество». Она может быть представлена новыми продуктом или услугой, способом их производства и сбыта, новшеством в организационной, финансовой, научно-исследовательской, маркетинговой и других сферах деятельности. Инновации классифицируют:

     - по степени их новизны для фирмы;

     - по степени новизны для рынка и потребителя (интенсивность инноваций);

     - по характеру идеи, с которой связано появлении инновации (технологическая или маркетинговая).

     Так, по степени новизны для фирмы  различают товары мировой новизны и новые для фирмы. Установлено, что мировой новизной обладает малая часть нововведений (10%), а большинство инноваций (70%) связано с обновлением, расширением, модификацией имеющейся гаммы товаров:

     Инновация товара является основой устойчивости и стабильной деятельности предприятия. Потребность непрерывного обновления товарного ассортимента обусловлена следующими внешними и внутренними факторами окружающей среды:

     1. Внутренние факторы - необходимость надежного функционирования, снижение затрат, распределение риска, загрузки производственных мощностей, обеспечения персонала работой.

     2. Внешние факторы - развитие техники и технологий, развитие рынка производительных сил и рынка сбыта, изменение отношения потребителей к товару, постоянные изменения конкуренции и конкурентных отношений.

     Дифференциация  товара представляет собой процесс  разработки ряда существенных модификаций  товара, которые делают его отличным от товаров - конкурентов. Дифференциация основана на улучшении привлекательности товара за счет его разнообразия.

     Концептуально дифференциация - это разработка различных вариантов товарного предложения на двух уровнях: между конкурентами по однотипным товарам и между товарами одного изготовителя, ориентированными на разные сегменты рынка. Целью дифференциации товара является увеличение его конкурентоспособности, повышение привлекательности товара за счет учета особенностей отдельных рынков или сегментов рынка, предпочтений потребителей.

     Ф.Котлер наряду с дифференциацией товара выделяет также дифференциацию услуг, персонала, каналов распределения  и имиджа.

     Дифференциация  товара осуществляется по следующим  факторам:

      - дополнительные возможности товара;

     - эффективность использования товара;

     - комфортность;

     - надежность;

     - стиль и дизайн товара.

     Дополнительные  возможности могут предоставляться  предприятием с ориентацией на предложения  и потребности потребителей товара или выноситься на рынок как самостоятельно стандартизированный комплекс нововведений в виде дополнительных характеристик и усовершенствований, которые расширяют основную функцию товара. Одним из основных способов изучения дополнительных возможностей является спрос покупателей.

     Эффективность использования товара основывается на принципе непрерывного исследования и оценки характеристик предлагаемого товара с учетом потребностей целевого рынка и в сравнении с товарами фирм- конкурентов. Критерием оценки эффективности использования товара является качество его функционирования, т. е. качество выполнения товаром основной функции в процессе его потребления. Для перспективной оценки эффективности использования товара уровень качества проверяется на длительном отрезке времени11.

     Такое прогнозирование качества исполнения основной функции товара может быть ориентировано на увеличение прибыли и расширение доли рынка за счет постоянного улучшения качества, или за счет поддержания качества на заданном уровне, или за счет понижения с течением времени качества товара. Выбор того или иного варианта поддержания эффективности использования товара зависит от внутренних и внешних условий окружающей среды. Однако в любом варианте в первую очередь должны учитываться не столько цели производителя товара, сколько потребности покупателей.

     Уровень комфортности – относительная характеристика товара, которая формируется при  создании и производстве товара, а  оценивается в потреблении. Оценка комфортности связана с субъективным восприятием потребителем степени  соответствия товара его заявленным характеристикам. Чем выше оценка уровня комфортности, тем выше репутация фирмы- производителя товара у покупателя, тем больший круг реальных и потенциальных клиентов может иметь фирма.

     Надежность  товара характеризуется его свойством  выполнять заданные функции в заданном объеме при определенных условиях функционирования. Надежность товара – это комплексный показатель функционирования продукта. Она определяется такими показателями, как долговечность, ремонтопригодность, безопасность товара и т. д.

     Долговечность товара – это свойство товара сохранять  работоспособность до наступления  предельного состояния при установленной  системе эксплуатационного обслуживания и ремонтов. Долговечность определяет для покупателя предполагаемую продолжительность нормальной эксплуатации, использование товара. При оценке долговечности товара следует учитывать его назначение и обращать внимание на сроки его физического и морального износа.

     Ремонтопригодность  товара – важнейшая характеристика товара, связанная с возможностью предупреждения и обнаружения причин возникновения его отказов, повреждений и устранения их последствий путем проведения технического обслуживания и ремонтов. Ремонтопригодность товара отражает уровень будущих (после приобретения) в период его эксплуатации затрат потребителя на восстановление работоспособности вышедшего из строя продукта. Чем меньше забот и затрат потребитель будет иметь при использовании товара, чем выше уровень до- и послепродажного обслуживания, тем выше для потребителя уровень ремонтопригодности товара.

Информация о работе Совершенствования товарной политики ООО «Андрос» в целях повышения конкурентоспособности