Совершенствования товарной политики ООО «Андрос» в целях повышения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании товарной политики и совершенствовании управления товарным ассортиментом торгового предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты товарной политики организации;
- рассмотреть сущность, структуру и задачи товарной политики организации;
- рассмотреть стратегии реализации товарной политики;
- проанализировать состояние и особенности товарной политики ООО «Андрос»;
- на основе полученных результатов разработать рекомендации по совершенствованию товарной политики ООО «Андрос».

Содержание

Введение 2
Глава 1. Совершенствование товарной политики как способ повышения конкурентного статуса предприятия 4
1.1.Товар: понятие, классификация, жизненный цикл 4
1.2. Сущность, структура и задачи товарной политики предприятия 10
1.3.Стратегия реализации товарной политики 18
1.4. Товарная политика как фактор усиления конкурентной позиции предприятия 32
2. Оценка товарной политики ООО «Адрос» 35
2.1. Краткая характеристика предприятия 35
SWOT- анализ 45
2.3. Оценка и анализ товарной политики ООО «Андрос» 47
3. Предложения по совершенствованию товарной политики ООО «Андрос» в целях повышения конкурентоспособности 53
Список литературы 60

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

     Под глубиной товарной номенклатуры корпорации имеют в виду варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.

     Под гармоничностью товарной номенклатуры подразумевают степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения или каких-то иных показателей.

     Эти четыре параметра, характеризующие  товарную номенклатуру, помогают фирме  определить свою товарную политику. Фирма  может расширить свою деятельность четырьмя способами.

  1. Она может расширить товарную номенклатуру за счет включения в нее новых ассортиментных групп товаров.
  2. Она может увеличить насыщенность уже существующих ассортиментных групп товаров, приблизившись к положению компании с исчерпывающим ассортиментом.
  3. Она может предложить больше вариантов каждого из имеющихся товаров, т.е. углубить свою товарную номенклатуру.
  4. И наконец, в зависимости от того, стремится ли она к завоеванию прочной репутации в какой-то одной сфере или действовать сразу в нескольких сферах, фирма может целенаправленно добиваться большей или, наоборот, меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп.

     Таким образом, товарная политика - это многомерная  и сложная сфера деятельности, требующая принятия решении о конкретных особенностях товарной номенклатуры, товарного ассортимента.

1.2. Сущность, структура и задачи товарной политики предприятия

     Товарная  политика предприятия - это система  решений и действий предприятия, связанных с разработкой и управлением его товарами.

     Рассмотрим  определение товарной политики предприятия, даваемые различными авторами.

     Таблица 1

     Авторские трактовки понятия  товарной политики

Автор Определение
Завьялов  П.С. Товарная политика – определенный набор действий или заранее обдуманных методов и принципов деятельности, благодаря которым обеспечивается преемственность и целенаправленность по формированию и управлению ассортиментом товаров.
Завьялов  П.С. Товарная политика – это не только целенаправленное формирование ассортимента и управление им, но и учет внутренних и внешних факторов воздействия на товар, его создание, производство, продвижение на рынок и реализация, юридическое подкрепление такой деятельности, ценообразование как средство достижения стратегических целей товарной политики и др.
Ерёмин  В.Н. Товарная политика – это определенный курс действий предприятия в отношении производимых им товаров и услуг.
Мурашкин  Н.В. Товарная политика в маркетинге – принятие решения  относительно: модификации существующих товаров с целью улучшения их сбыта на данном и других рынках; планирования, разработки и ввода новых товаров; планирования прекращения производства и изъятия с рынка устаревших товаров.
Осташков  А.В. Товарная политика – сфера деятельности по принятию решений по конкретным особенностям товарной номенклатуры и ассортимента, использованию марочных названий, разработки упаковки и организации сервиса.
Ламбен Жан Жак Товарная политика – это сегментация рынка и  последующий выбор целевых сегментов  с целью дифференцировать свои товары от конкуренции и в особенности от множества специально разработанных копий.
Филипп Коттлер Товарная политика – это многомерная и сложная  сфера деятельности, требующая принятия решений о конкретных особенностях товарной номенклатуры, товарного ассортимента, использования марочных названий, упаковки и услуг. Эти решения должны приниматься не только на основе полного понимания потребностей клиентов и стратегических подходов, используемых конкурентами, но и с постоянно возрастающим вниманием к общественному мнению и законодательным актам, оказывающим влияние на сферу товарного производства.
Словарь маркетолога Товарная политика – совокупность мероприятий и  стратегий, ориентированных на постановку и достижение предпринимательских  целей. Товарная политика включает в себя ассортиментную политику, а также предполагает использование товарных стратегий.
Непомнящий  Е.Г  Товарная политика - мероприятия по принятию согласующихся  между собой решений, которые  касаются отдельных товарных единиц и товарного ассортимента.
 

     Большинство авторов определяют товарную политику как совокупность мероприятий по формированию и управлению товарной номенклатурой и ассортиментной политикой.

     Наиболее  полное определение товарной политики дает Филипп Котлер. В его определении учитывается не только мероприятия по формированию и управлению товарной номенклатурой и ассортиментной политикой, но и мероприятия по анализу характеристик продуктов, производимых компанией, анализ потребностей рынка, анализ стратегических подходов конкурентов, а также необходимость уделять внимание общественного мнения и законодательных актов, оказывающих влияние на сферу товарного производства.

     Резюмируя вышесказанное можно предложить следующее определение товарной политики предприятия.

     Товарная политика- это маркетинговая деятельность, направленная на обеспечение максимальной прибыли, на основе планирования и осуществления комплекса мероприятий по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик выпускаемого товара, которые делают его наиболее ценным для потребителя.

     Товарная  политика призвана обеспечить преемственность  решений и мер по формированию ассортимента и управлению им, поддержанию  конкурентоспособности товаров, определению  оптимальных товарных ниш, разработке и реализации стратегии представления товаров, упаковки и маркировки5.

     Наличие у фирмы продуманной товарной политики позволяет правильно формировать  ассортимент, поддерживать удачные  товары и устранять нежелательные, извлекать из товаров наибольшую выгоду, своевременно и с пользой внедрять новые товары.

     Основная  цель товарной политики состоит в  том, чтобы товары, продаваемые (или  выпускаемые) предприятием, оптимально соответствовали, с одной стороны, рыночному спросу по количеству и  качеству, с другой стороны - ресурсам фирмы. На основе этой общей цели предприятие может ставить конкретные цели товарной политики по отдельным товарам и для определенных ситуаций на рынке, например, «повышение статуса товара А» или «расширение ассортимента продукции для охвата новых сегментов рынка».

     Товарная  политика предприятия непосредственно влияет на его прибыль и конкурентоспособность. Поэтому необходимо анализировать не только сами товары, но и оценивать в целом работу предприятия с товарами, то есть товарную политику.

     Основными задачами анализа товарной политики фирмы являются:

     - оценить, насколько она соответствует  вышеизложенным целям;

     - выявить недостатки и возможные  направления ее совершенствования.

     Товарная  политика предполагает определенный курс действий, наличие из него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по:

     - формированию ассортимента и  его управлению;

     - подержанию конкурентоспособности  товаров на требуемом уровне;

     - нахождению для товаров оптимальных  товарных сегментов;

     - разработке и осуществлению стратегии  упаковки, маркировки, обслуживания  товаров. 

     Отсутствие  товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия  случайных или проходящих текучих  факторов, потеря контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров. Принимаемые руководителем текущие решения в таких случаях нередко основываются исключительно на интуиции, а не на трезвом расчете, учитывающем долговременные интересы.

     Хорошо  продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства фирмы своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.

     Отсутствие  генерального курса, без которого нет и долгосрочной товарной политики, может привести к неправильным решениям, распылению сил и финансовых средств фирмы, что непосредственно скажется на ее конкурентоспособности.

     Составляющие  товарной политики:

     1. Сегментирование - выделение части из целого по определенным признакам. Сегментируется товар, потребитель, рынок, конкурент.

     2. Позиционирование товаров - расположение, размещение товаров на рынке,  а также создание в сознании  покупателей предпочтительных стимулов  к приобретению товара, обеспечивающих его прибыльность и конкурентоспособность.

     Позиционирование:

     1. По отношению к потребителю:

     - местоположение (например, СТО на шоссе);

     - в сознании (например, имидж фирмы, товара);

     2. По отношению к другим товарам:

     - субституты - товары-заменители (например, чай, кофе);

     - комплиментарные - товары-дополнители (например,хлеб, масло);

     - нейтральные товары.

     Создание  ассортимента товаров - это формирование группы товаров, объединенных характером, назначением или отношением потребителя  к данным товарам.

     Товарный  ассортимент - группа товаров, тесно  связанных между собой: схожестью  функций; общим спросом у определенной группы потребителей; диапазоном цен6.

     Ассортиментная  стратегия предполагает дифференциацию, концентрацию (специализацию) товаров, выпуск массовых товаров, интеграцию и диверсификацию товаров.

     Разработка  и осуществление товарной политики требуют соблюдения как минимум  следующих условий:

     - четкого представления о целях производства, сбыта и экспорта на перспективу;

     - наличия стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия хорошего знания рынка и характера его требований;

     - данного представления о своих возможностях и ресурсах (исследовательских, научно-технических, производственных, сбытовых) в настоящее время и в перспективе.

     В условиях необходимости мобилизации все более крупных ресурсов для решения производственно-сбытовых и иных задач, неопределенности коммерческих результатов (особенно при экспорте), требуется тщательная проработка всего комплекса вопросов, входящих в товарную политику.

     Необходимое продуманное на длительную перспективу  решение таких проблем, как:

     - оптимизация ассортимента (номенклатуры) товаров с учетом их потребительских характеристик в целом и по отдельности видам с учетом жизненного цикла;

     - соотношение новых и «старых» товаров в программе, новых и освоенных рынков при сбыте; уровень обновления товаров, выход на рынок с принципиально новыми видами товаров;

     - выбор времени выхода на рынок с новыми товарами и изъятия из программы существующих, но теряющих рыночные позиции товаров и др7.

     Эти вопросы решаются в такой привязке к рынку, его требованиям, к поведению  конкурентов.

     Поскольку рыночный успех отныне является главным  критерием оценки деятельности отечественных  предприятий, а их рыночные возможности  предполагаются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой, то именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием, управлением ассортиментом и его совершенствованием.

     К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим  стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной  области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на решающих направлениях.

     Стратегия – это долговременный курс товарной политики, рассчитанный на перспективу  и предусматривающий решение  принципиальных задач. Разработанная применительно к тому или иному периоду (3-5 лет и более) товарная стратегия в основе своей, в течении данного времени остается, как правило, практически неизменной.

     Товарную  политику невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия, специфики его профиля.

     Вместе  с тем, как показывает практика, находящиеся  примерно в одинаковых условиях сложившейся  рыночно экономичной обстановки в России предприятия по-разному  решают свои товарные проблемы: одни проявляют  полное незнание и беспомощность, а другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути.

     Товарная  стратегия – это разработка направлений  оптимизации товарной номенклатуры и определение ассортимента товаров  наиболее предпочтительного для  успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективную деятельность предприятия в целом.

     Задачи  разработки товарной стратегии могу быть различны: удовлетворение запросов потребителей, оптимальное использование  технологий и опыта фирмы, оптимизация  финансовых результатов фирмы, завоевание новых покупателей разными путями.

     Потребительские оценки имеют стратегическое значение на всех этапах разработки и совершенствования  товара, по этому товарная политика включает проведение систематических  исследований на всех этих этапах, причем их объектом является не сам товар, а потребитель с его запросами по отношению к данному товару, его ответной  реакции на маркетинговые операции на каждом этапе продвижения товара.

Информация о работе Совершенствования товарной политики ООО «Андрос» в целях повышения конкурентоспособности