Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:05, курсовая работа
Целью настоящего исследования является совершенствование налогового планирования страховой компании.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
- исследовать экономическое содержание налогового планирования и уточнить его место в системе управления коммерческой организацией;
- раскрыть структуру налогового планирования на различных этапах деятельности коммерческой организации;
- определить роль учетной политики в оптимизации будущих налоговых платежей;
- исследовать показатели эффективности налогового планирования и их влияние на степень оптимизации налогообложения.
Введение 3
Глава 1. Содержание налогового планирования на уровне организаций 7
1.1. Понятие налогового планирования, его роль и место в системе управления финансами предприятий 7
1.2. Классификация налогового планирования 10
1.3. Принципы и стадии налогового планирования 14
1.4. Правовые основы налогового планирования в российском законодательстве 35
Глава 2. Анализ организации налогового планирования на предприятии
ОАО СК «РОСНО» 42
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика предприятия 42
2.2. Организация налогового планирования на предприятии 56
Глава 3. Пути совершенствования организации налогового
планирования на предприятии 59
3.1. Расчет налогового риска при выборе проекта 59
3.2. Оценка эффективности применения метода текущего налогового планирования 61
Заключение……………………………………………………………………… 64
Список использованной литературы 68
Таблица 7
Прибыль по осуществляемым проектам (тыс. руб.).
Проекты |
Возможные ситуации в налоговом законодательстве России | ||
С1 | С2 | С3 | |
Розничная торговля (П1) | 5248 | 5781 | 5084 |
Производство (П3) | 5781 | 6068 | 5002 |
На основании этих данных, по выработанной методике, были рассчитаны величины рисков (Таблица 8).
Таблица 8
Величины относительных рисков по осуществляемым проектам.
Проекты |
Возможные ситуации в налоговом законодательстве России | ||
С1 | С2 | С3 | |
Розничная торговля (П1) | 0 | 0 | 2 |
Производство (П3) | 13 | 7 | 0 |
По оценкам экспертов, вероятность возникновения каждой из ситуаций была оценена как 0,8, 0,4 и 0,3 соответственно.
Далее было рассчитано среднее ожидаемое значение прибыли:
для проекта П1 он составляет:
5248 Х 0,8 + 5781 Х 0,4 + 5084 Х 0,3 = 8036 тыс. руб.
для проекта П3:
5781 Х 0,8 + 6068 Х 0,4 + 5002 Х 0,3 = 8552,6 тыс. руб.
Расчет среднего ожидаемого значения рисков:
для проекта П1:
(0 Х 0,8 + 0 Х 0,4 + 2 Х 0,3) = (0 + 0 + 0,6) = 0,6
для проекта П3:
(13 Х 0,8 + 7 Х 0,4 + 0 Х 0,3) = (10,4 + 2,8 + 0) = 13,2
Расчет коэффициента потерь:
; .
Из расчета коэффициентов потерь видно, что предпочтительным проектом с точки зрения соотношения прибыльности и рискованности вложения капитала является проект П1, так как риск проекта П1 меньше при значительно небольшой разнице ожидаемой прибыли.
С целью снижения планируемого уровня налоговой нагрузки дополнительно применены методы текущего налогового планирования. Текущее налоговое планирование расценивается как налоговая тактика, являющаяся частью налоговой стратегии фирмы. Если глобальная налоговая стратегия разрабатывается на длительный период деятельности организации, то с помощью налоговой тактики (текущего налогового планирования) можно сократить налоговые издержки в краткосрочной перспективе.
Рассчитанная в работе планируемая налоговая нагрузка организации на 2008 год составила 31,5%. Это достаточно высокий показатель. Правильное применение и группировка инструментов текущего налогового планирования способствовали дополнительному снижению налогового бремени.
Исходя из плановых показателей ОАО СК «РОСНО» на 2008 год, было сформировано налоговое поле организации, а также составлен план налоговых выплат с указанием удельного веса каждого налога в совокупных налоговых выплатах. На основе этих данных для определения объектов текущего налогового планирования были выделены налоги, которым следовало уделить повышенное внимание.
Исходя из возможностей налоговой оптимизации и особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, упор был сделан на налог на прибыль. Были также выявлены хозяйственные операции ОАО СК «РОСНО», приносящие наибольшие налоговые платежи. В планах предприятия на 2008 год значилось приобретение дорогостоящего оборудования, а также стоял вопрос о размещении свободных денежных средств, не переводя их за пределы Российской Федерации. Объектом налогового планирования была выбрана и значительная дебиторская задолженность организации.
Исходя из объектов, инструментами текущего налогового планирования явились: учетная и амортизационная политики предприятия, специальный режим налогообложения (упрощенная система налогообложения), финансирование капитальных вложений через схему лизинга и кредита, создание резерва по сомнительным долгам. Использованные инструменты текущего налогового планирования в отличие от налоговой стратегии не являются универсальными для всех организаций в силу существования перечисленных в работе ограничений в применении.
В работе рассмотрены налоговые последствия и возможности их оптимизации в рамках текущего налогового планирования операций по решению задач, стоящих перед организацией.
В целом по текущему налоговому планированию ОАО СК «РОСНО» были даны следующие рекомендации:
1.Предприятию целесообразно иметь в своей структуре обособленные подразделения, либо создать дочерние предприятия (лучше малые предприятия и, по возможности, перейти на упрощенную систему налогообложения);
2.Вкладывая свободные денежные средства, наименьший налоговый прессинг ОАО СК «РОСНО» будет испытывать при получении дивидендов. При прочих равных условиях (доходность, рискованность) этот факт может стать определяющим при принятии решения об инвестировании;
3.Финансирование капитальных вложений имеет смысл производить не за счет собственных средств, а использовать схему лизинга, либо кредита;
4.Предусмотрев в бухгалтерской и налоговой учетной политике возможность создания резерва по сомнительным долгам, организация может списать дебиторскую задолженность в уменьшение налогооблагаемой прибыли раньше, чем она будет признана безнадежной;
Результаты апробации налоговой стратегии подтвердили действенность как алгоритма в целом, так и отдельных его элементов, в частности, методики оценки налогового риска. С помощью предложенной методики проведены расчеты налогового риска по двум проектам и проведен выбор предпочтительного варианта по показателю коэффициента потерь (0,003 по варианту предпочтения, против 0,063 по другому проекту).
По результатам исследования были решены следующие задачи:
1. Исследование экономического содержания налогового планирования показало, что в настоящее время процесс формирования в России эффективной, отвечающей требованиям рыночной экономики, системы налогообложения объективно привел к пониманию необходимости согласования достаточно противоречивых интересов государства и налогоплательщиков. От решения этой проблемы во многом зависит нормальное выполнение государством функций пополнения и расходования бюджетных средств, дальнейшее развитие субъектов хозяйственной деятельности, а также экономики в целом.
2. Раскрытие структуры налогового планирования на различных этапах деятельности ОАО СК «РОСНО» выявило, что, не смотря на то, что в существующей налоговой системе заложены определенные инструменты, позволяющие организациям изменять уровень своей налоговой нагрузки, одной из главных причин возникновения конфликтов между государственными контролирующими органами и налогоплательщиками является несовершенство правовой базы.
Современная организация налогового планирования ОАО СК «РОСНО», помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых поступлений, отличается от принятых за рубежом стандартов высокой ролью бухгалтерии предприятия в данной области планирования и некоторой толерантностью и индифферентностью экономических и финансовых служб. Последние либо вовсе не принимают участия в планировании налогов, либо занимаются сбором статистической информации. По нашему мнению, такой подход неприемлем, в этой связи предложена проектная структура, включающая в себя команду самых квалифицированных сотрудников предприятия. В процессе налогового планирования предлагается создание трех независимых налоговых групп, призванных выполнять три основных функции планирования: составление плана, реализация плана и контроль за реализацией плана.
В целях рационализации распределения задач, прав и ответственности между различными структурными звеньями предприятия при выполнении функций налогового планирования автором предложен матричный метод. Матрица показывает, кто и в какой степени принимает участие в подготовке решения и работе по его выполнению. Она отражает объем и характер полномочий, реализуемых каждым должностным лицом при совместном участии в реализации функций налогового планирования, когда области полномочий и ответственности двух или нескольких лиц пересекаются. Овладение этим методом должно способствовать более качественному решению вопросов распределения задач, прав и ответственности в системе планирования налоговых платежей.
3. В работе проанализированы основные элементы учетной политики ОАО СК «РОСНО»:
3.1. Метод признания доходов в целях налогообложения прибыли. При праве организации на применение кассового метода согласно п.1 ст. 273 Налогового кодекса РФ выгода от его использования определяется наличием следующих условий:
- налогоплательщик оплачивает свои расходы не позднее, чем получает оплату за реализованные товары (работы, услуги);
-
налогоплательщик реализует
-
налогоплательщик имеет
3.2. Выбор показателя для расчета коэффициента распределения прибыли, приходящейся на обособленное подразделение - удельный вес среднесписочной численности или расходов на оплату труда.
3.3. Порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль: исходя из фактической налоговой базы за месяц нарастающим итогом либо рассчитанных как одна треть от суммы платежа, причитающегося к уплате за предыдущий квартал.
3.4. Выбор способа амортизации основных средств. Рассмотрены различия между бухгалтерскими и налоговыми методами амортизации. Очерчены границы применения нелинейного метода:
- данный метод целесообразно применять в отношении основных средств с высокой степенью морального износа;
- метод эффективен для основных средств со сравнительно коротким жизненным циклом 5-7 лет. Лучше получить налоговый эффект в течение 3-4 лет и продать их. В определенном смысле этот метод следует применять как дополнительный источник финансовых средств для внедрения более современной техники;
- нелинейный метод неэффективен по основным средствам с продолжительным сроком полезного использования 12-15 лет.
3.5. Создание резервов является одним из наиболее эффективных методов для оптимизации и временной отсрочки налоговых выплат. В работе проанализировано формирование основных резервов, принимаемых для целей налогообложения прибыли: резерв по сомнительным долгам, резерв на ремонт основных средств, резерв на оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год. В общем случае, формирование резервов целесообразно, если сумма созданного резерва больше фактических расходов. В этом случае в течение года будут признаваться расходы в сумме, большей, чем фактические, и только по окончании года (31 декабря) налогоплательщик должен будет включить в доход разницу, получив дополнительную выгоду на экономии авансовых платежей по налогу на прибыль. Отсрочка по уплате налога на прибыль при создании резервов достигается также в случае, если фактические расходы планируется произвести в конце года. В этой связи с начала года ежемесячно будут признаваться расходы на отчисления, несмотря на то, что самих расходов в начале года фактически нет.
4. При исследовании показателей эффективности налогового планирования и их влияние на степень оптимизации налогообложения было выявлено следующее. Эффективность налогового планирования оценивается с точки зрения уровня налоговой нагрузки предприятия. Процедура приведения налоговой ситуации хозяйствующего субъекта к наиболее оптимальному состоянию с позиции налоговой нагрузки получила название налоговой оптимизации. Для того, чтобы служить эффективным инструментом финансового и налогового менеджмента, инструменты и алгоритмы осуществления оптимизационных расчетов должны быть адекватны текущему состоянию налоговой системы государства. Поэтому научные исследования, посвященные вопросам совершенствования налогового планирования, всегда имеют особую актуальность.
Информация о работе Совершенствования организации налогового планирования на предприятии