Совершенствование управления на основе эффективного использования системы краткосрочного кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение вопросов совершенствования управления и использование системы краткосрочного кредитования.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие кредитных операций как формы активных банковских операций.

2. Изучить методы кредитования и виды банковских кредитов.
Основы управления коммерческим банком.

4. Ознакомиться с кредитной политикой коммерческого банка, основами оценки кредитных рисков и формами обеспечения кредита.

5. Дать организационно-экономическую характеристику отделению Сбербанка.

6. Анализ и оценка качества кредитного портфеля банка.

7. Изучить состав, динамику и структуру кредитных операций

8. Провести анализ эффективности кредитных операций отделении Сбербанка.

9. Определить направления совершенствования кредитной политики и пути повышения эффективности операций по краткосрочному кредитованию юридических лиц.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Теоретическая глава. Организационно- методические и правовые основы проведения кредитных операций коммерческими банками в РФ.
8
1.1. Понятие кредитных операций как формы активных банковских операций 8

1.2. Методы кредитования и виды банковских кредитов 11
1.3. Основы управления коммерческим банком 19
1.4. Кредитная политика коммерческого банка, основы оценки кредитных рисков 24
2. Практическая глава. Организационно – экономическая характеристика
29
2.1. Анализ и оценка качества кредитного портфеля банка. 31
2.2. Состав, динамика и структура кредитных операций
32
2.3. Анализ эффективности кредитных операций
42
2.4. Направления совершенствования кредитной политики и пути повышения эффективности операций по кредитованию юридических лиц
46
Заключение 49
Библиография 54
Приложения 57

Работа содержит 1 файл

основная часть.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

     Кредитование  первоклассных платежей и кредитоспособных заемщиков может производиться банком с использованием единого активно-пассивного (расчетно-ссудного) счета, называемого в банковской практике контокоррентом [10]. Этот счет является высшей формой доверия банка к клиенту. По дебету этого счета идут все платежи клиента, связанные с его производственной деятельностью и распределением прибыли, а в кредит зачисляются выручка и все другие поступления в пользу предприятия. Кредитовое сальдо счета свидетельствует о наличии у предприятия в обороте в данный момент собственных средств, а дебетовое сальдо — о привлечении в оборот банковского кредита, за который взимается процент. Контокоррентный счет не исключает оформления клиентом в банке других видов банковского кредита (в основном средне- и долгосрочных), которые предоставляются с простых ссудных счетов, а зачисляются либо в кредит контокоррентного счета, либо направляются непосредственно на оплату счетов поставщиков [7].

     С переходом хозяйства к рыночным отношениям преобладающей формой ссудного счета становятся простые ссудные  счета (с различным режимом пользования).

     Рассмотрим  виды банковских кредитов.

      Коммерческие  банки предоставляют своим клиентам разнообразные виды кредитов, которые проф. Е.Ф. Жуков классифицирует по различным признакам. Прежде всего, по основным группам заемщиков: кредит хозяйству, населению, государственным органам власти. По назначению  (направлению) различают кредит: потребительский, промышленный, торговый, сельскохозяйственный, инвестиционный, бюджетный.

     В зависимости от сферы функционирования банковские кредиты, предоставляемые предприятиям всех отраслей хозяйства (т. е. хозяйствующим субъектам), могут быть двух видов: ссуды, участвующие в расширенном воспроизводстве основных фондов, и кредиты, участвующие в организации оборотных фондов. Последние, в свою очередь, подразделяются на кредиты, направляемые в сферу производства, и кредиты, обслуживающие сферу обращения.

     По  способу выдачи банковские ссуды  можно разграничить на ссуды компенсационные и платежные. В первом случае кредит направляется на расчетный счет заемщика для возмещения последнему его собственных средств, вложенных либо в товарно-материальные ценности, либо в затраты. Во втором случае банковская ссуда направляется непосредственно на оплату расчетно-денежных документов, предъявленных заемщику к оплате по кредитуемым мероприятиям [7].

     Банки предоставляют различные кредиты  предпринимательским фирмам.

      В.Я. Горфинкель дает полную классификацию  банковских кредитов представленных в  приложении 1 [20]. 

1.3 Основы управления  коммерческим банком

      Специалисты по менеджменту относят управление  современным банком  к одной из самых сложных интеллектуальных сфер человеческой деятельности. Это утверждение вдвойне верно для нынешних российских условий. Наши банкиры поставлены в чрезвычайные обстоятельства: банки объективно находятся в центре множества противоречивых, кризисных и труднопрогнозируемых процессов, идущих в экономике, политике, социальной сфере [36].

      Теория  управления или менеджмент, представляет собой науку о системе идей и приемов наиболее эффективного построения и функционирования коммерческих и иных организаций.

      Поскольку всякая организация -  это, прежде всего  люди, работники, постольку управление означает в первую очередь целенаправленное воздействие на коллектив людей. В более широком смысле слова  оно включает в себя также целенаправленное изменение внутренней структуры  организации в соответствии с меняющимися объективными и субъективными обстоятельствами.

      Важнейшими  характеристиками процесса управления являются: цели управления, принципы управления, содержание управления, методы управления.

      Считается, что цели банковского управления могут быть сведены к следующим  трем пунктам:

    • обеспечение прибыли;
    • удовлетворение общественных потребностей (развитие социальной этики банковского предпринимательства);
    • решение социальных проблем коллектива.

Если  такой подход верен, то лишь в самом  общем, абстрактном плане. На самом  деле цели управления каждым конкретным банком достаточно индивидуальны и  прямо связаны с его стратегией.

      Каждому банку необходимо тщательно продумать и выработать четкую концепцию своей основной цели, миссии, которая отличает его от конкурентов в глазах его клиентов и служащих. В этом суть стратегии банка [36] (приложение 6).

      Согласованная миссия банка позволит разработать  его общую стратегию, структуру, программу профессионального обучения сотрудников. Для многих банков пересмотр, уточнение своей миссии является фундаментальным элементом стратегического мышления.

      Можно сказать, что цели управления банком должны совпадать со стратегическими  и согласованными  с ними тактическими задачами развития и функционирования банка.

      Существенное  значение для обоснованного  определения каждым конкретным банком реальных целей своего управления имеют цели развития и соответственно управления, ставящиеся перед банковской системой страны в целом.

      Многообразны  ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ, общие для всех организаций:

  • направленность управления на достижение конкретных целей;
  • соответствие целей (результатов) и средств управления;
  • комплектность процесса управления;
  • гибкость организационных структур управления и др.

Разумеется, управление банком имеет свои особенности. В связи с этим ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ можно представить следующим образом. Их немного, но все они важны и составляют взаимосвязанное множество:

  • принцип  неукоснительного выполнения нормативов, устанавливаемых центральным банком, норм действующего законодательства;
  • принцип добровольности взаимоотношений и взаимной заинтересованности банковских учреждений и их клиентов;
  • пинцип максимизации удобств для клиентов;
  • принцип минимизации рисков, прежде всего в отношении капиталов клиентов;
  • принцип не использования недобросовестных методов конкуренции в отношениях с другими субъектами финансового рынка;
  • принцип максимизации прибыли (разницы между ценой продажи и ценой покупки) при:

    а) минимальных  общих затратах;

    б) минимальной  собственной доле в пассивах;

    в) минимальном  размере не находящихся в обороте  резервов;

  • принцип постоянной ориентации на инновации (обновление и совершенствование технологий и методов работы).

Разумеется, разные банки и кредитные учреждения могут применять большинство  перечисленных принципов деятельности (коммерции) с теми или иными особенностями. С другой стороны, для многих российских банковских учреждений само следование этим принципам пока еще не стало нормой поведения [36]. 

      В последние 5-6 лет в наш лексикон вошло слово “менеджмент”, означающее тоже управление (науку об управлении), но такое, каким оно сложилось на Западе в последние десятилетия. В связи с этим теория управления в её традиционном российском варианте подвергается основательному переосмыслению. При этом нередко возникают более чем спорные её трактовки.

      Мы  живем в очень сложном и  быстро меняющемся мире, в котором  подвержены изменениям даже сами закономерности, по которым этот мир существует и развивается. И попытки изложить наше знание о таких сложных системах, как современные организации, в частности банки, в рамках жестких схем и правил неизменно приводят к неоправданному упрощению, искажению истинной картины, а значит, к иллюзиям, заблуждениям и ошибкам. Поэтому, современный менеджмент – это скорее система наиболее общих представлений об организациях, новая “управленческая философия”, нежели свод готовых рецептов [36].

      Однако  может ли управление довольствоваться одной лишь, пусть даже самой блестящей, “философией управления”? Увы, одной её будет мало для практической работы. Впрочем, менеджмент нигде в мире и не замыкается на своей “философской части”. А там, где он еще не дошел до четких формулировок правил управления (конечно, насколько это возможно с учетом динамизма мира), надо видеть не еще один принцип, а обыкновенную недоработку, свидетельство того, что и эта теория находится в стадии становления.  Во всяком случае ни один западный банкир не уклоняется сознательно от выработки по возможности четких правил управления, равно как и от следования таковым правилам, если уж он пишел к ним.

      Содержание  управления – это  комплекс управленческих действий, соответствующих  основным направлениям (сферам) деятельности организации  [36].

      В общем случае этот комплекс включает в себя:

  • аналитическую работу;
  • планирование;
  • регулирование;
  • контроль.

    Определяющее  значение имеет ПЛАНИРОВАНИЕ, назначение

которого  состоит  в формулировании политики банка и определении

необходимых для её реализации практических действий, т.е. в выработке самой стратегии управления. Такая работа предполагает своевременное предвидение перемен, приспособление к ним и контроль за процессом, постоянное укрепление своих сильных сторон, реализацию вновь открывающихся возможностей, уменьшение рисков, ликвидацию внутренних слабостей, устранение опасных ситуаций и т.д.

      Но  главенствующую роль при этом следует  отдать выработке  перечня приоритетов  банка и разработке реальных планов преобразований в его деятельности и организационном построении [36].

      Любой банк знает о себе, что многое в нем нуждается в совершенствовании, улучшении, а многое должно быть изменено или заменено. Однако все это требует  достаточного времени  и немалых  средств. Другими словами, все, что  нужно и хотелось бы улучшить или изменить, невозможно сделать одновременно и короткий срок. К тому же само содержание выработанных банком приоритетов будет подталкивать его к тому, чтобы одни задачи решались раньше, а другие – позже.

      Поэтому план преобразований должен быть рассчитан на ряд лет, и включать в себя мероприятия как краткосрочного (среднесрочного), так и перспективного характера.

      Сбербанк  в силу легко объяснимых исторических причин не выработал в себе должного понимания необходимости и полезности основательного планирования своей деятельности. К тому же нынешние реалии российской политической, социальной, экономической и финансовой жизни не способствуют их поискам в этом направлении. Тем не менее, глядя на перспективу, учиться этому придется [36]. 
 
 
 

1.4. Кредитная политика коммерческого банка, основы оценки кредитных рисков

     Одним из наиболее распространенных способов обеспечения соблюдения стандартов, установленных регулирующими органами, и предоставления прибыльных кредитов является описание кредитной политики банка. Подобное описание рекомендует кредитным инспекторам и управляющим банками основные направления, которым необходимо следовать при принятии решения о выдаче конкретного кредита и выборе структуры совокупного кредитного портфеля банка. Фактический состав кредитного портфеля банка должен отражать его кредитную политику. В противном случае не будет обеспечена эффективная реализация кредитной политики и верхнему эшелону управления банком придется ее либо пересматривать, либо принимать меры по ее реализации [22].

     Что должно содержать описание кредитной  политики банка? Руководство по контролю, предоставляемое Федеральной корпорацией  страхования депозитов начинающим контролерам, указывает важнейшие элементы к разумной кредитной политики банка. В число подобных элементов считает  Роуз Питер относятся [22]:

Информация о работе Совершенствование управления на основе эффективного использования системы краткосрочного кредитования