Совершенствование технологий управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить, проанализировать и разработать рекомендации по совершенствованию системы набора, отбора и найма персонала на ОАО «ЮТСК».

Задачи:

изучить сущность набора, отбора и найма персонала;
рассмотреть эффективность набора, отбора и найма персонала;
исследовать набор, отбор и найм персонала на ОАО «ЮТСК»;
выявить особенности набора, отбора и найма персонала на ОАО «ЮТСК»;
разработать рекомендации по совершенствованию набора, отбора и найма персонала на ОАО «ЮТСК».

Содержание

Введение

Теоретические основы набора, отбора и найма персонала в организации
1.1 Сущность, цели и задачи набора, отбора и найма персонала……….8
1.2 Содержание набора, отбора и найма персонала……………………..13
1.3 Эффективность набора, отбора и найма ……………………………...27
1.4 Роль кадровой службы…………………………………………………29
Анализ набора, отбора и найма персонала в ОАО «Южноуральская теплосбытовая компания»
2.1 Общая характеристика предприятия …………………………………..41
2.2 Анализ кадрового потенциала на ОАО «ЮТСК»……………………..45
2.3 Особенности набора, отбора и найма персонала на ОАО «ЮТСК»…52
2.4 SWOT-анализ…………………………………………………………….56
2.5 Проблемы набора, отбора и найма персонала на ОАО «ЮТСК»……58
Рекомендации по совершенствованию системы набора, отбора и найма персонала на ОАО «ЮТСК»
3.1 Основные направления усовершенствования системы набора, отбора и найма персонала в ОАО «ЮТСК»………………………........................................62
3.2 План мероприятий по реализации рекомендаций по совершенствованию системы набора, отбора и найма персонала в ОАО «ЮТСК»……………………………………………………………………………….74
3.3 Оценка социальной и экономической эффективности рекомендаций по усовершенствованию системы набора, отбора и найма персонала в ОАО «ЮТСК»……………………………………………………………………………….88
Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

     Для успешного поиска кандидата необходимо сформулировать требования к будущему сотруднику. Требования указывают на то, какими качествами должен обладать человек для того, чтобы эффективно выполнять свою работу. На основании этих критериев будет приниматься решение о преимуществах того или иного кандидата перед другими. Такими критериями могут выступить предыдущий опыт работы претендента, его теоретические и практические знания, интеллектуальные способности, личностные особенности, мотивация, деловые качества, физические данные, состояние здоровья и др. Критериями могут выступить и ожидания кандидата. Например, его отношение к условиям труда - к возможным частым командировкам или ненормированному графику работы, внеплановым нагрузкам и т.п. [31,112].

     Для многих компаний в настоящее время  одним из требований приема на работу является деловой стиль, имидж будущего сотрудника. Отбор может быть затруднительным, если список предъявляемых требований слишком велик или наоборот слишком минимизирован. Требования к кандидату должны быть реалистичными, так как найти человека, полностью соответствующего вашим предъявляемым характеристикам, достаточно трудно. Поэтому необходимо выработать подход к разработке самих критериев отбора.

     Основные  требования должны быть следующие.

     1.Соответствие 
Критерии отбора должны соответствовать тому роду занятия, для которого проводится отбор, т.е. если вам нужен, например, социолог для проведения опроса в Московской области, то совсем не обязательным является требование знания китайского языка, если конечно этот опрос не проходит на китайском языке.

     2.Полнота  
Критерии должны быть полными, охватывающими все необходимые характеристики претендента на данную работу. Необходимо ориентироваться не только на уровень профессиональной подготовки кандидата, но и, например, на его коммуникативные способности, ориентацию на успех, достижения. В противном случае возможен вариант, при котором уже в процессе работы вас перестанет устраивать либо компетентность сотрудника, либо его экспрессивность.

     3.Надежность

     Те  критерии, на основании которых вы проводите отбор, та итоговая информация, которую вы ожидаете получить, должны быть не случайными и обладать высоким уровнем достоверности, то есть правдивости. Для этого необходима проверка тех фактов, которые вы получили в результате собеседования, анкетирования, резюме и иных мероприятий [12, 306].

     Критерии  отбора

     1.Образование 
         Большинство работодателей предпочитает высшую степень образования низшей. Такие данные необходимо соотносить с личными успехами и достижениями человека. Нужно уточнить вид образования, специализацию, квалификацию (возможно она повышалась на различных курсах) и наличие дополнительного образования [16,129].

     2.Опыт 
         Кроме трудового стажа следует учесть характер предыдущей работы. Критерий оценки трудового стажа может быть различным: какое общее время деятельности в одной организации, сколько времени пребывал кандидат в данной организации на конкретной должности, как долго работал в конкретной должности в определенном структурном подразделении и т.п. [16,130].

     3.Физические данные

     Требование  к физическим данным имеет очевидную  подоплеку, тем более для ряда некоторых профессий. Отбор по внешним  данным не представит для вас особого  труда, поэтому целесообразно изучить  медицинские заключения (если таковые  имеются) на предмет противопоказаний к выполнению тех или иных работ [16,132]. 

     4.Акцентуация личности

     Акцентуированность  личности создает так называемую яркую индивидуальность, которой  свойственны характерные черты. Например, гипертимы, истероиды безумно  активны, оптимистичны, иногда таких просто невозможно остановить. Педанты будут до бесконечности наводить порядок, рассчитают все «от и до». Неплохо включить в список психологических методик, которыми вы будете пользоваться при отборе персонала, методику определений акцентуаций характера К. Леонгарда. Акцентуированность характера или темперамента во многом предопределяет поведение личности, поэтому полученные результаты нужно учитывать не только при отборе кандидатов на должность, но и помнить о них в процессе работы и общении вновь принятого сотрудника с коллективом, клиентами, контрагентами [16,134].

     Прием на работу - непростой процесс, требующий  объективности, ответственности, профессионализма, умения разбираться в людях и  идти на компромисс.

     Качественный  найм персонала это очень важное и необходимое условия для дальнейшего успешного функционирования всей компании. Особенно компании часто терпят убытки при найме персонала менеджеров высшего звена и высококвалифицированных специалистов узкого профиля [12,329].

     Для того чтобы найм персонала давал высокие положительные результаты, необходимо понимать, что найм персонала как отдельная категория деятельности, должен быть четко структурирован, и осуществляться опытными специалистами, которые прошли обучение в области найма персонала. Только при тщательно проводимом и качественном отборе и найме персонала, можно избежать множество разочарований и недоразумений при взаимодействии с новыми сотрудниками. Именно такой найм персонала поможет привлечь в организацию или компанию сотрудников и специалистов, которые смогут оптимально и эффективно справиться с поставленными перед ними задачами. При этом компания резко снижает уровень затрат за счет уменьшения ошибок при отборе и найме персонала, а также повышает свой конкурентоспособный потенциал, за счет повышения профессионального уровня сотрудников и кадров.  

     1.3 Эффективность набора, отбора, найма персонала 

     Каждая  организация неизбежно осуществляет комплектование штата сотрудников (рекрутинг). Каждая организация затрачивает  материальные и нематериальные ресурсы для этого. Каждая организация несет потери при увольнении сотрудников.

     Но  не каждая организация помнит о том, что именно от результатов рекрутинга зависит вся дальнейшая эффективность  работы персонала. Ведь рекрутинг –  это как выбор попутчиков или друзей в жизни: кого отберешь, с тем и «пойдешь в бой».

     Именно  набор персонала является базовым элементом всей системы человеческих ресурсов в организации, как фундамент будущего успеха или неудачи. И рекрутинг это не просто отбор, набор и найм персонала, это понятие давно надо расширить.

     Рекрутинг – это система взаимоотношений  и взаимодействий компании с рынком труда, это так называемое «зеркало организации», по процессу рекрутинга рынок труда узнает об организации, о кадровой политике организации, о корпоративной культуре и особенностям работы организации [23,218].

     Поэтому ошибки при рекрутинге обходятся  организации дорого. Но ошибки рекрутинга напрямую связаны с кадровой политикой  организации и системой управления в целом. И вскрывая ошибки рекрутинга, волей неволей задеваются все погрешности в управлении организацией.

     Типичные  ошибки в процессе набора, отбора и  найма персонала и результаты этих ошибок в будущем для организации  представлены в таблице 1.2.

                                                                                                                    Таблица 1.2

     Типичные  ошибки в процессе набора, отбора и  найма персонала [23,245]

№ п/п      Ошибка      Результат
     1. Отсутствие  системы планирования персонала. Не сформирована потребность в персонале или потребность сформирована не верно. «Ненужные вакансии», на которые осуществляется процесс  подбора, а затем происходит увольнение сотрудников. Компания несет материальные потери, потери профессионалов и «потери  имиджа». «Лишние сотрудники», которые только расширяют штат, но не несут в дальнейшем полезность компании, за что компания их сокращает.
     2. Требования  к кандидатам: нечеткие, противоречивые, отсутствуют вообще. Должностные  обязанности не прописаны, либо не предъявляются  кандидатам. Новые сотрудники либо «не дотягивают» до должности, либо «перетягивают» ее. Отсюда и недовольство персонала, недовольство компании, при  «не дотягивании» повышаются затраты  на обучение персонала.
     3. Не ставится и не анализируется вопрос о совместимости сотрудников-кандидатов Отсутствие  командной работы персонала, «разнородный»  уровень сотрудников в отделах, что требует повышенного внимания руководства. Снижается эффективность  труда такого сотрудника – компания теряет реальные деньги.
     4. Критерии оценки и методы оценки персонала: критерии нечеткие, противоречивые, отсутствуют вообще. Методы оценки персонала отсутствуют. Оценка кандидатов не осуществляется, отсюда компания получает неквалифицированные кадры, с отсутствием  мотивации на работу в данной компании. Далее: нарушение трудовой дисциплины, брак продукции, низкая результативность труда.
     5. Дача кандидатам неверной, некорректной информации по условиям труда. Несовпадение  «ожиданий» кандидата возможностям, желаниям компании по условиям труда. Получаем: стресс для кандидата и либо его отказ от работы, либо неэффективную работу, либо «использование компании» кандидатов в своих целях (набрать опыта, связей, информации и технологий).
     6. Затягивается  время принятия решения по найму  кандидата. Снижение у кандидата мотивации работы в данной компании. Устройство на работу в другую компанию.

                                                                                      

                                                                                                      Продолжение  табл. 1.2

     7. Отсутствие  программ адаптации персонала. Новый сотрудник  чувствует себя «чужим» в компании. Ему часто не объясняют четко  его функции на испытательный  срок, не вводят в должность. Поэтому  и не зря, по оценкам специалистов, его производительность труда составляет около 40%, а не 60-70% как при программах адаптации. По статистике, больший процент ухода с работы происходит в период 2-5 месяцев работы – это как раз связано с отсутствием программ адаптации сотрудников.

                                                                                                

     И все это - ошибки в базовом элементе системы управления персоналом, откуда в геометрической прогрессии растет и множится неэффективность работы организации. И как следствие этого такие сбои в подборе персонала всегда стоят определенных денежных затрат. 

     1.4 Роль кадровой  службы  

     Определяющий  фактор успеха управления предприятием – несомненно, обоснованная кадровая политика. Персонал является основным богатством, ценным ресурсом предприятия. Управление персоналом - сложное направление управленческой деятельности, требующее разработки политики, по крайней мере, в пяти направлениях: занятость, обучение, оплата труда, производственные отношения, охрана здоровья и благосостояние. Из-за необходимости решать все эти вопросы комплексно, экономя при этом средства, в менеджменте наметилась тенденция к организации кадровых служб взамен наших отечественных отделов кадров, занимавшихся традиционно лишь наймом, увольнением и переводом работников [30,117].

     Управление  человеческими ресурсами - главная  задача любой организации. Политика предприятия на современном этапе меняется - от технократического подхода к определению будущих потребностей людей и развитию их потенциала. В последнее время кадровая служба по сравнению с другими подразделениями приобретает первостепенное значение в работе организаций, поскольку от ошибок при подборе кадров во многом зависит судьба самой организации.

Информация о работе Совершенствование технологий управления персоналом