Совершенствование системы управления закупками на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 17:22, дипломная работа

Описание работы

Целью написания выпускной квалификационной работы является изучение теоретических основ управления снабжением, анализ системы управления закупками на ОАО «Новосибирская макаронная фабрика», разработка рекомендаций по ее совершенствованию и оценка эффективности новой системы управления закупками на предприятии.

Работа содержит 1 файл

чужая работа.docx

— 473.14 Кб (Скачать)
 

     Из  таблицы 2.4 видно, что в 2009 году наибольший удельный вес в объеме продаж имеют  вермишель (45,85%), макароны (15,54%) и фигурные (15,35%), а наименьший - лапша и прочие макаронные изделия (3,86% и 0,4% соответственно). Из всего объема продаж 36,6% продукции  реализуется в расфасованном  виде, а 64,4% - на вес.

     В период с 12 до 20 марта 2010 года проводился маркетинговый анализ оптовых потребителей и розничных магазинов по макаронным изделиям ОАО «Новосибирская макаронная фабрика».

     Согласно  полученным данным, наиболее интересными  продуктами для Новосибирских потребителей являются: вермишель длинная, рожки  гофрированные (рис. 2.7). 

     

     Рисунок 2.7 – Предпочтение оптовых потребителей по группам макаронных изделий 

     Новосибирские магазины предпочитают работать с новыми поставщиками на условиях отсрочки платежа. Данное условие отметили 45% опрошенных (рис. 2.8). 

     

     Рисунок 2.8 – Условия работы с потребителями

 

     Кроме того, 34% магазинов  проводят следующие мероприятия  для продвижения новой продукции (рис. 2.9). 

     

     Рисунок 2.9 – Мероприятия для продвижения  новой продукции в Новосибирских  магазинах 

     Таким образом, как отметили респонденты, большинство магазинов используют такие методы продвижения новой  продукции: размещение информации на стендах, предоставление скидок.

     За  проведение рекламных акций отвечает, как правило, коммерческий директор (23%) или сотрудники отдела маркетинга или рекламы (45%).

     По  результатам анкетирования, респонденты  отмечают следующих производителей наиболее качественных макаронных изделий:

     Кроме того, респонденты отмечают следующие  типичные проблемы при работе с поставщиками:

  • не берут возвраты 46%;
  • низкое качество товаров 34%;
  • поставляют товар с задержкой 40%;
  • поставляют товар с истекшим сроком годности 12%.

     Проведем  также анализ внешней среды компании с использованием методики PEST [12, с. 226].

     На  основе методики PEST-анализа отрицательное влияние на фирму оказывают демографические и природные факторы, тем самым тормозя процесс деятельности компании, также политические факторы, такие как нагнетание напряженности в разных регионах, экономические факторы (изменение стоимости кредитов, падение уровня доходов населения) и социальные факторы (снижение уровня образования). Все эти факторы напрямую или косвенно отрицательно влияют на фирму. Но есть среди них факторы, которые оказывают и положительное влияние. Это правовые факторы (развитие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность и прочие), технологические факторы (ускорение и развитие НТП, разработка и внедрение новых технологий), социальные факторы (рост числа служащих), экономические факторы (движение цен), политические факторы (стабилизация политической ситуации в стране). Данные факторы ускоряют и успешно влияют на развитие фирмы.

     Обобщение результатов PEST-анализа представлено в приложении И.

     Для сопоставления данных о внешней  и внутренней среде фирмы воспользуемся  методикой «SWOT-анализа» [13, с. 185]. Внешняя среда изменчива и таит в себе угрозы и возможности. Можно знать об угрозе и возможности, но не суметь противостоять или получить отдачу, поэтому организации нужно знать сильные и слабые стороны внутренней среды.

     Процедура SWOT- анализа была сведена к следующему:

  1. Формулировка перечня возможностей, которые открывает перед фирмой внешняя среда; угроз, которые таит в себе внешняя среда; сильных и слабых сторон фирмы (табл. 2.5).
 

     Таблица 2.5 – Возможности/Угрозы и Силы/Слабости среды ОАО «Новосибирская макаронная фабрика»

1) Возможности
  • выход на новые рынки;
  • расширение производственной линии;
  • повышение требования по качеству (сертификация);
  • расширение ассортимента;
  • ускорение роста рынка.
2) Угрозы
  • возрастающее конкурентное давление;
  • неблагоприятная политика правительства;
  • существующая система налогообложения;
  • отсутствие льготного кредитования.
3) Сильные  стороны компании
  • хорошая репутация;
  • НИОКР;
  • высокое качество товара (сертификат);
  • широкий ассортимент;
  • преимущество в области конкуренции.
4) Слабые стороны  компании
  • основные фонды;
  • рыночно неориентированный менеджмент;
  • неустойчивое финансовое положение;
  • плохое отслеживание процесса выполнения стратегии.
 

     2. Выделение наиболее значимых  факторов из этих четырех перечней, составление матрицы SWOT-анализа  и оценка взаимного влияния  факторов внешней и внутренней  среды компании (табл. 2.6).  

     Таблица 2.6 – Матрица – SWOT

 

  • Факторы внешней  среды
  • ИТОГО
  • (внутренняя  среда)

      Возможности Угрозы
      Выход на новые  рынки Повышение требова

    ний по

    качеству

    Расширение  ассортимента Возрастающее  конку-

    рентное давление

    Существующая  система налогообложения Отсутствие  льготного кредитования
  • Сильные стороны
  • 1. НИОКР +     +   - +1
    2. Хорошая  репутация + + +     + +4
    3. Высокое  качество товара (сертификат)  
     
    +   +     +2
    4. Широкий  ассортимент +     +   - +1
    5.Преимущество  в области конкуренции + +   +     +3
  • Слабые  стороны
  • 1. Основные  фонды (обновление)   -         -1
    2. Рыночно  неориентированный менеджмент   -   -   - -3
    3. Неустойчивое  финансовое положение -     -     -2
    4. Ориентация  на корпоративных клиентов +           +1
    5. Плохое  отслеживание процесса выполнения  стратегии   -   -     -2
    ИТОГО (внешняя среда)  
    +4
     
    0
     
    +1
     
    0
     
    0
     
    -2
    +4

    +3

     

         Из  таблицы видно, что за счет сильных  сторон предприятия: хорошей репутации  и широкого ассортимента, ОАО «НМФ»  может использовать возможность  выхода на новые рынки, а высокое  качество товара нейтрализует угрозу появления новых конкурентов.

         Слабые  стороны компании, например, рыночно  неориентированный менеджмент, плохое отслеживание процесса выполнения стратегии  не дают возможности к повышению  требований по качеству товара и не исключают угрозы возрастания конкурентного  давления.

         Из  приведенного анализа деятельности компании можно сделать вывод  о том, что стратегией компании является стратегия роста. 

         2.3 Анализ системы  управления закупками  на предприятии 

         Процесс управления закупками на предприятии  осуществляется небольшой группой  работников, которые выполняют следующие  функции:

    1. планируют потребность предприятия в материальных ресурсах, необходимых для процесса производства (подсчитывают все остатки ТМЦ на складе, определяют необходимое количество материальных ресурсов и составляют заявки и спецификации на данные материалы);
    2. распределяют имеющиеся материальные ресурсы конкретным потребителям (на часть остатков материала на складе снижают цены, для того, чтобы распродать их до получения очередного заказа);
    3. заключают договора с поставщиками на поставку продукции (выбирают из большого количества предприятий поставщика сырья и материалов по основным критериям отбора. Если по всем параметрам поставщик устраивает, то с ним подписывают договор на поставку продукции);
    4. организуют приемку материальных ресурсов на снабженческие склады по количеству и качеству (при поступлении и разгрузке товара работники снабжения проверяют весь товар по количеству и качеству с отражением в карточках складского учета. Если фактическое количество товара не совпадает с количеством товара по накладной, составляется акт несоответствия и направляется в адрес предприятия-поставщика вместе с письмом-претензией);
    5. осуществляют хранение и отпуск материальных ресурсов потребителям (отпускают потребителям товар со склада только по фактурам с визами руководителя и бухгалтера или начальника отдела, и при наличии доверенности на лицо, получающее товар (для организации);
    6. осуществляют контроль за нормированием и рациональным использованием потребителями материальных ресурсов (контролируют приход и расход материальных ресурсов, отражающихся в приходно-расходной учетной книге);
    7. управляют запасами материальных ресурсов, обеспечивающих бесперебойное снабжение средствами производства потребителей (следят за необходимым наличием на складе запасов материальных ресурсов);
    8. изучают спрос потребителей на материально-технические ресурсы (проводят социальный опрос при покупке);
    9. производят расчеты с поставщиками и потребителями за получаемую и реализуемую продукцию;
    10. осуществляют проведение инвентаризации ТМЦ – товарно-материальных ценностей (1 раз в неделю проводят инвентаризацию склада, обязательно с комиссией в составе 3-х человек: бухгалтер, начальник отдела, менеджер, 2 раза в год);
    11. учитывают наличие, состояние и движение товаров и представляют необходимые сведения в бухгалтерию предприятия (каждый понедельник кладовщики сдают в бухгалтерию предприятия отчет о состоянии и движении товаров на складе);
    12. соблюдают трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны труда, требования производственной санитарии и гигиены, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны (1 раз в месяц проводят инструктаж по технике безопасности).

         Эффективность выполнения данных функций непосредственно  влияет на деятельность организации  и требует внимательного подхода  со стороны руководства. Группа работников, выполняющих перечисленные функции  снабжения, состоит из 7-ми человек: 2 кладовщика, 2 менеджера по снабжению, начальники торгового и коммерческого  отделов, и бухгалтер.

         В основном, часть их них уже достаточно давно работают в компании, имеют  большой опыт работы в этой области  и поэтому осуществляют оперативную  и эффективную деятельность, необходимую  для работы предприятия.

         Снабжение ОАО «Новосибирская макаронная фабрика» материальными ресурсами осуществляется при помощи транзитной формы, получая  сырье и материалы от предприятий, непосредственно их производящих.

         Товарооборот  ОАО «Новосибирская макаронная фабрика» в денежном выражении в 2009 году составил более 26 млн. рублей.

         Важнейшим принципом деятельности ОАО «Новосибирская макаронная фабрика» является создание для потребителя максимально  выгодных и удобных условий работы.

         Организацией  проработана система методов  расчета для покупателей, которая  помогает выбрать форму оплаты, удобную  для любого из клиентов:

    • план «Штучный» - для клиентов, сделавших единоразовую покупку;
    • план «Подъемный» - для начинающих работать клиентов;
    • план «Личный счет» - накопительные скидки для малобюджетных клиентов;
    • план «Экономайзер» - специальные цены для региональных, корпоративных клиентов и оптовых покупателей.

         Также разработана гибкая система скидок, размеры которых увеличивают  объемы поставок, сроки и порядок  оплаты и тому подобное. Список льгот  постоянно расширяется, особенно в  отношении постоянных и оптовых  клиентов. Для них вводятся альтернативные формы расчетов – ПКО, векселя  и так далее. Формы предоставляемых  льгот учитывают индивидуальные особенности каждого клиента  и могут быть самыми разнообразными.

         Развитие  оптовой реализации материалов компании за последние три года характеризуется  следующими данными (табл. 2.7). 

         Таблица 2.7 – Динамика оптового товарооборота  ООО «НМФ» за 2007-2009 гг.

        

    Информация о работе Совершенствование системы управления закупками на предприятии