Совершенствование системы управления закупками на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 17:22, дипломная работа

Описание работы

Целью написания выпускной квалификационной работы является изучение теоретических основ управления снабжением, анализ системы управления закупками на ОАО «Новосибирская макаронная фабрика», разработка рекомендаций по ее совершенствованию и оценка эффективности новой системы управления закупками на предприятии.

Работа содержит 1 файл

чужая работа.docx

— 473.14 Кб (Скачать)

 

       ПРИЛОЖЕНИЕ А 

     Задачи  системы управления закупками

  •      
  • Таблица А.1 – Задачи управления закупками
  • Задачи  закупочной деятельности Характеристика
    1 2
    1. Приобретение товаров и услуг  нужного качества Предприятие должно быть уверено в том, что приобретенные  им материалы и услуги отвечают его  потребностям. Производители должны обращать внимание на то, чтобы исходные материалы полностью соответствовали  техническим требованиям производства. В противном случае изделие, которое  они производят, может оказаться  непригодным. Розничным торговцам  необходимо следить за тем, чтобы  продукты, которые они приобретают  у оптовиков, отвечали нормативам качества потребителя. Иначе потребители  могут обратиться к конкуренту. Для  определения потребностей в некоторых  изделиях достаточно навести справки  об имеющихся запасах и последних  продажах.
    2. Приобретение товаров и услуг  в нужном количестве В силу того, что  предприятия часто вкладывают значительные денежные суммы в товарно-материальные запасы, они должны быть уверены  в том, что приобретают необходимое  количество запасов. Например, в розничной  торговле закупки в недостаточном  количестве могут привести к потере клиентов. Чрезмерно крупные закупки  могут означать резервный избыток, который ведет к резкому увеличению издержек и угрожает моральным устареванием хранящихся запасов.

    Если  начинающее предприятие имеет небольшие  исходные запасы, оно сможет быстро произвести необходимые изменения  в ответ на потребности и запросы  своих клиентов.

    3. Приобретение товаров и услуг  в нужное время Для производителей покупка точно в срок означает приобретение сырья в соответствии с производственным календарным  планом, без перегрузки товарных складов  запасами. В периоды инфляции это  может означать закупку сырья  до очередного возрастания цен. Предприятие  должно изучить взаимодействие сил  спроса и предложения на каждом конкретном рынке. Оно должно также пытаться предусмотреть, каким будет экономическое  развитие в предстоящие годы. Наступит ли спад или ожидается процветание? Следует ли ждать дефицита сырьевых материалов? Если он ожидается, то предприятию  следует начать поиск заменителей  или сделать запасы нужных материалов.

    Выбор времени имеет особое значение в  таких быстроразвивающихся отраслях экономики, как бытовая электроника  и производство одежды. Поэтому предпринимателю  надо находиться в тесном контакте как с потребителями, так и  с поставщиками, для того, чтобы  умело делать закупки задолго  до их реального использования.

    4. Приобретение товаров и услуг  у нужных поставщиков Остановить  свой выбор на нужном поставщике –  это одно из самых трудных решений, которое должен принять руководитель компании. Неправильный выбор может  свести на нет тщательно продуманные  планы по качеству и количеству изделий, ценам и срокам поставки. Например, товары некоторых поставщиков не смогут удовлетворить высоким техническим  требованиям. Другие поставщики не могут  делать поставки вовремя. Третьи не будут  продавать по нужным ценам. В задачу компании как раз и входят поиски такого поставщика, который может  предложить оптимальное сочетание  всех названных факторов.

    Предприятие должно регулярно корректировать свои отношения с поставщиками. В то же время ему надо постоянно искать поставщика-дублера или просто лучшего  поставщика. Так, полная зависимость  оптовика от единственного поставщика может однажды привести к неприятностям. Ценность поставщика для оптового торговца может потерять всякое значение, если другие поставщики разработали более  совершенные изделия или выступили  со свежими идеями в деле маркетинга, даже если оптовик об этом ничего не знает. В общем, можно сказать, что  хотя связи с надежными поставщиками имеют жизненно важное значение, предприятию  не следует пренебрегать теми инновационными переменами, которые происходят на рынке.

    5. Приобретение товаров и услуг  по нужной цене Правильная  цена – не всегда минимальная цена. Во-первых, низкая цена поставки еще  не гарантирует предприятию качества продукции, на которое рассчитывают покупатели. Низкая цена может означать также более низкий уровень услуг  со стороны поставщиков. Принимая решение  в отношении цен, руководителю приходится соотносить цену с качеством продукции  и услуг. Качество должно быть на первом месте. Затем следуют услуги –  поставщики должны поставлять материалы  соответствующего качества, в нужном количестве и в срок.

    Для того, чтобы конкурировать с крупными корпорациями, находчивые предприниматели  часто создают объединения для  совместных закупок. Например, владельцы  небольших продовольственных магазинов  самообслуживания во многих случаях  объединяются, чтобы сочетать гибкость, свойственную их малому размеру, с экономией  на закупках крупными партиями. Такие  объединения действуют следующим  образом: входящие в них предприниматели  большую часть своих запасов  покупают по ценам, равным тем, которые  платят крупные магазины. Ценой вступления в организацию по групповым закупкам они получают не только преимущества в приобретении товаров, но и возможность  пользоваться такими услугами управленческого  характера, как реклама, бухгалтерский  учет или страховка.

     

         

  • ПРИЛОЖЕНИЕ  Б
  •      

  • Задачи  и функции отдела снабжения
  •      

  • Таблица Б.1 – Отдел снабжения: задачи и функции
  • Функции Задачи
    1. Планирование  потребности предприятия в материально-технических  ресурсах, необходимых для функционирования  основных и вспомогательных производств,  а также для эксплуатационного  и капитального строительства 1. Анализ и  определение потребности, расчет  количества заказываемых материально-технических  ресурсов
    2. Составление  заявок и спецификаций на материально-технические  ресурсы и представление их  в отделы снабжения и плановые  отделы вышестоящих органов 2. Определение  методов и форм снабжения
    3. Осуществление  всей оперативной деятельности  по реализации планов закупок  (заключение договоров, получение  материальных ресурсов в соответствии  с выделенными фондами и по  договорам с поставщиками) 3. Выбор поставщиков  материальных ресурсов
    4. Приемка,  размещение, хранение, подготовка к  отпуску и отпуск материально-технических  ресурсов цехам и службам предприятия. 4. Согласование  цен на заказываемые ресурсы  и заключение договоров с поставщиками
    5. Установление, совместно с планово-экономическим,  техническим и финансовым отделами  предприятия, обоснованных дифференцированных  норм запасов материально-технических  ресурсов и доведение этих  норм до работников складов  5. Обеспечение  поставки потребителям продукции  высокого качества, в строгом  соответствии со стандартами  качества и техническими условиями
    6. Участие  в разработке организационно-технических  мероприятий по улучшению качества, расширению ассортимента, экономии  материально-технических ресурсов 6. Организация  контроля качества, количества и  сроков поставок ресурсов
    7. Организация  контроля за расходованием материально-технических  ресурсов цехами и службами  по их назначению. 7. Осуществление  рациональных хозяйственных связей  между производителями и потребителями  материальных ресурсов
    8. Ведение  оперативного учета поступления  материально-технических ресурсов  на предприятие, их отпуска  цехам и службам, состояния  производственных запасов. 8. Сокращение  издержек в сфере обращения  средств производства, содействие  рациональному использованию материальных  ресурсов потребителями
      9. Рациональная  организация управления процессом  закупочной деятельности

     

         

  • ПРИЛОЖЕНИЕ  В
  •  

         Методы  снабжения в деятельности предприятия 

         Таблица В.1 – Методы снабжения, их преимущества и недостатки

    Методы  снабжения Краткое описание Преимущества Недостатки
    1 2 3 4
    1. Закупка товара (материальных ресурсов) одной партией Предполагает  поставку товаров большой партией  за один раз (оптовые закупки на товарно-сырьевых биржах, аукционах, у поставщиков) Простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки Большая потреб-ность  в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала
    2. Регулярные  закупки мелкими партиями В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему  партиями в течение определенного  периода Ускоряется  оборачиваемость капитала, так как  товары оплачиваются по мере поступления  отдельных партий; достигается экономия складских помещений и затрат на содержание излишних запасов Вероятность заказа избыточного количества товара; необходимость  оплаты всего количества товара, определенного  в заказе
    3. Ежемесячные  закупки по котировочным ведомостям Используются  для закупки дешевых и быстро используемых товаров Снижение затрат на складирование и хранение; ускорение  оборачиваемости капитала; своевременность  поставок  
    4. Получение  товара по мере необходимости  Этот метод  похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

    - количество  товара строго не устанавливается,  а определяется приблизительно;

    - оплачивается  только поставленное количество  товара;

    - по  истечении срока контракта заказчик  не обязан принимать и оплачивать  товары, которые должны быть поставлены

    Отсутствие  строгих обязательств по закупке  определенного количества товаров, ускорение оборота капитала, минимум  работы по оформлению документов  

     

         

  • ПРИЛОЖЕНИЕ  Г
  •  

         Принципы  формирования и функционирования системы управления материальными ресурсами 

         Таблица Г.1 – Основные принципы формирования и функционирования системы управления материальными ресурсами

    Принципы Характеристика
    1. Плюрализм  источников и форм снабжения Материальные  ресурсы могут приобретаться  в порядке централизованного  распределения для выполнения государственных  заказов, децентрализованно по прямым договорам в оптово-торговых организациях, в акционерных обществах, у зарубежных фирм и так далее 
    2. Самостоятельность То есть самостоятельность  предприятий-поставщиков

    (продавцов)  и предприятий-потребителей (покупателей)  в использовании по своему  усмотрению материальных и финансовых  ресурсов, находящихся в рамках  их прав собственности

    3. Саморегулирование На основе действующих  с помощью управляющих воздействий (налогов, цен, процентных ставок, таможенных пошлин и тому подобного) элементов  государственной экономической  политики для достижения сбалансированности производства с материальными ресурсами
    4. Ресурсосбережение  и противозатратность Основные параметры  процесса – использование материальных ресурсов; материальные затраты, запасы и запасоемкость должны находиться в равновесном состоянии на общественно  необходимом уровне
    5. Интенсификация  использования материальных ресурсов За счет достижения максимально возможной глубины  их вовлеченности в производственный оборот, то есть повторного многоцелевого  использования, главным образом  отходов потребления как вторичных  материальных ресурсов
    6. Комплексность Предусматривает, что в системе циркулируют  все необходимые для деятельности предприятия виды материальных ресурсов, предназначенных для выполнения информационных, производственных и  коммерческих услуг 
    7. Оперативность Способность системы  быстро реагировать на требования рынка  в целом и индивидуальные потребности  отдельных предприятий-партнеров
    8. Обратимость Возможность свободного перехода продукции как товара из натурально-вещественной формы в  стоимостную и обратно 
    9. Восприимчивость  к научно-техническому прогрессу Система должна изыскивать, осваивать, рекламировать  и насыщать рынок новейшими видами товаров и услуг. То же относится  и к использованию в деятельности предприятия новейшей техники и  технологий продвижения товаров  на рынок, переработки информации и  обслуживания предприятий-потребителей.
    10. Реализация  на практике приоритета потребителя Удовлетворение  индивидуальных и общественных потребностей (рынка) в материальных ресурсах и  услугах на общественно необходимом  уровне при наименьших затратах

     

         

  • ПРИЛОЖЕНИЕ  Д
  •  

         Формирование  запасов 

          Формирование  запасов:

           
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         

  • Рисунок Д.1 – Формирование запасов
  •  

         

  • ПРИЛОЖЕНИЕ Е
  •  

         Основные  виды издержек на содержание и хранение производственных запасов 

         Таблица Е.1 – Издержки на производственные запасы

    Виды  издержек Наименование  затрат
    1. Затраты  на поддержание запасов, то  есть связанные с владением  запаса:

    - коммерческие  затраты;

    - затраты  на хранение; 

    - затраты,  связанные с риском потерь, вследствие: 

    - потери, связанные с упущенной выгодой  от использования вложенных в  производственные запасы средств  в другие альтернативные направления

    Проценты за кредит, страхование, налоги на капитал, вложенный в запасы; 

      Содержание складов (амортизация, отопление, освещение, заработная плата персоналу и так далее); операции по перемещению запасов;

    Устаревания, порчи, продажи по сниженным ценам, замедления темпов потребления данных видов материальных ресурсов;

    Увеличение  производственной мощности, снижение себестоимости продукции, капиталовложения в другие предприятия.

    2. Затраты  на управление производственными  запасами: Обучение управленческого  и технического персонала,

    содержание  управленческого и технического персонала.

    3. Затраты, связанные с дефицитом запасов, то есть возникающие на предприятии при отсутствии необходимых материальных ресурсов:

    - затраты  на ускорение доставки необходимых  материалов;

    - затраты,  связанные с корректировкой производственной  программы;

    - коммерческие  убытки и расходы

    Расходы на связь  и разъезды, премии за быструю доставку материалов, удорожание за счет поставки малых партий материалов;

    Ускорения отгрузки готовой продукции, изготовленной  с нарушением графика;

    Потери  прибылей и рост доли накладных расходов, связанных с сокращением объема продаж из-за отсутствия в запасах  необходимых материальных ресурсов.

    Информация о работе Совершенствование системы управления закупками на предприятии