Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:18, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ системы управления персоналом МАПП «Чернышевское», разработка рекомендаций ее совершенствования.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
─ рассмотреть теоретический аспект эффективного управления персоналом;
─ проанализировать систему управления персоналом в МАПП «Чернышевское»;
─ разработать предложения по повышению эффективности системы управления персоналом исследуемого предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГНИЗАЦИИ……………………………………………………………………6
1.1 Концепция управления персоналом………………………………………....6
1.2 Сущность, значение и содержание системы управления персоналом организации…………………………………………………………………………...14
1.3 Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом…………………………………………………………………….…26
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МАПП «Чернышевское» ……………………………………………………………………..…..32
2.1 Организационно-правовая, социальная и экономическая характеристика объекта исследования…………………………………………………………....32
2.2 Организация системы управления, анализ преимуществ и недостатков. Оценка эффективности………………………………………………………….38
2.3 Анализ функционирования системы управления персоналом в МАПП «Чернышевское» ………………………………………………………………...49
3 РЕКОМЕНДАЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МАПП «Чернышевское»….59
3.1 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом……………………………………………………………………….59
3.2 Экономическая и социальная эффективность совершенствования системы управления персоналом…………………………………………………………70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….74
СПСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Если сравнить данные таблицы 2 за 2008 и 2009 год, то получим совсем небольшие отклонения в ту или другую сторону почти по всем показателям. Положительным является увеличение в 2009 году количества экономистов в составе персонала таможни − даже всего на 0,7%. А особенно важным является тот факт, что в 2009 году количество сотрудников со стажем от 2 до 5 лет уже составило 64,5% от общей численности (сравним: в 2008 году их количество было равно 39,3%). А это один из признаков формирования кадрового потенциала организации.
Одна
из проблем в работе с персоналом
в пункте пропуска, которая приводит
к нарушению логики и последовательности
процесса развития персонала,
является текучесть кадров и их неукомплектованность.
Причины и того, и другого примерно одинаковы.
Приведем статистические данные по выбытию
и неукомплектованности кадров на МАПП
«Чернышевское» в 2008 и 2009 годах (таблицы
3 и 4) и проанализируем
их.
Таблица 3 Динамика выбытия кадров из МАПП «Чернышевское» за 2008-09 гг.
Выбыли | 2008 г. | 2009 г. |
Всего
(чел.)
В том числе:
|
54 1 / 1,9 17 / 31,5 49 / 90,7 1 / 1,8 11 / 22,0 42 / 76,2 0 50 / 92,6 0 2 1 0 1 |
47 1 / 2,1 11 / 23,4 47 / 100,0 0 / - 0 / - 47 / 100,0 0 45 / 95,7 0 0 1 0 1 |
При анализе данных таблицы 3, прежде всего, обращают на себя внимания четыре основных факта:
1. Очень велик процент выбытия кадров с дефицитными специальностями (экономисты, выбывшие в 2008 году, составили 31,5%, в 2009 году − 23,4 %).
2. Почти все выбывшие в 2008 году (90,7%) и все в 2009 году (100,0 %) имели наиболее продуктивный возраст − от 25 до 40 лет.
3. Велик процент выбывших со стажем в Таможенных органах от 2 до 5 лет (в 2008 г. - 76,2%, в 2009 г. - 100,0%).
4. Почти все выбывшие из МАПП оставили службу по собственному желанию (в 2006 г. − 92,6%, в 2007 г. − 95,7%).
Отмеченные
категории лиц имели потенциальные возможности
для развития карьеры − образование, возраст,
стаж. Но большинство из них уволились
по собственному желанию, хотя для многих
карьера была уже на стабилизационном
этапе.
Таблица 4 Неукомплектованность кадров и ее структура на МАПП Чернышевское за 2008 - 09 гг.
Годы | Штат | Факт
на 31.12 |
Некомплект кадров | |||||
Всего | Экон. блок | Право-охран. блок. | Блок тамож. оформ. | Кадр. блок | ||||
чел | В % от штатной числен. | |||||||
2008 | 439 | 412 | 7 | 1,6 | 2 | 2 | 3 | 0 |
2009 | 434 | 428 | 8 | 1,8 | 4 | 0 | 3 | 1 |
Из таблицы 4 видно, что данные по неукомплектованности кадров в 2009 году по сравнению с данными за 2008 год ничем особенно не отличаются. В нашем случае важно существование самого факта неукомплектованности кадров как такового. К вышепредставленным данным добавим следующие:
- сокращение численности на МАПП в 2009 г. уменьшилось по сравнению с 2008 г. на 2,9 пункта;
- текучесть кадров на МАПП «Чернышевское» в 2009 г. сократилась по сравнению с 2008 г. на 0,5 пункта.
Несмотря на небольшое улучшение положения дел в 2009 г. по сравнению с 2008 г., все же и сокращение численности, и текучесть кадров имеют место на МАПП «Чернышевское».
Отток наиболее подготовленных сотрудников таможенных органов и МАПП в том числе в другие структуры вызван, прежде всего, неудовлетворенностью условиями труда, его интенсивностью, а также несоответствием оплаты труда и уровня социальной защищенности объему выполняемой работы. Усиливающийся разрыв в оплате труда сотрудников таможни и коммерческих и административных структур постепенно становится одним из решающих факторов. В результате таможня испытывает большие трудности с приемом на службу высококомпетентных, квалифицированных специалистов. По этой причине все еще низок процент работающих в таможне экономистов и юристов. Экономисту легче и выгоднее открыть свое предприятие и работать на себя, а не на государство. К тому же форма заочного обучения отражается на уровне квалификации, что особенно затрудняет подбор на руководящие должности.
Специалистов с большим практическим опытом зачастую не устраивают условия приема на службу и самой службы в таможне. В предыдущей главе было рассмотрено, какой путь приходится проделать новому сотруднику МАПП, пока он по-настоящему не вольется в таможенный коллектив. Здесь следует сделать очень важное замечание: минимум полгода новый служащий занимает, как правило, низшую должность инспектора, а значит оплата его труда − минимальная. Поэтому занятые в коммерческих структурах специалисты со стажем вряд выберут службу в таможенных органах.
Многие
оставляющие службу в таможне не выдерживают
жесткости системы со всеми ее предписаниями,
ограничениями и регламентацией всех
сфер профессиональной деятельности.
Сюда же относится и обязательное ношение
форменной одежды, и занятия физической
подготовкой, и мероприятия по недопущению
профессионального и интеллектуального
застоя (обучение, аттестация, квалификационные
экзамены, тестирование). Выход
один − разрабатывать собственную
стратегию с учетом первичности
организации по отношению к своему
персоналу.
2.3 Анализ
функционирования системы
Квалифицированного менеджера по управлению персоналом в МАПП Чернышевское нет, поэтому кадровая политика никак не формируется. Подбор, оценка, расстановка кадров осуществляется в сфере возможностей всеми управленческими менеджерами.
Помимо специального звания кандидату на службу в таможню необходимо обладать гибкими интеллектуальными способностями, то есть быть легко обучаемым и переобучаемым, легко воспринимающим большие потоки информации. Большое значение имеют определенные физические данные, а в некоторых случаях − пол и возраст. Кандидат должен уметь подчиняться и соблюдать субординацию, то есть принять первичность организации по отношению к себе со всей ее иерархией.
Специальные условия требуют, чтобы кандидат не подвергался уголовному наказанию и не увольнялся из государственных и муниципальных учреждений за совершение дисциплинарных проступков. Кандидат должен быть способным нести службу в дневное и ночное время и иметь быструю реакцию.
Порядок отбора кандидатов в МАПП Чернышевское:
Поиск кандидатов на вакантную должность проводит начальник комплектуемого подразделения, также он проводит индивидуальную беседу с кандидатом с целью проверки представленных документов, характеризующих кандидата, и первичной оценки кандидата с целью определения профессиональной пригодности его на предполагаемую должность для обеспечения конкретного участка таможенной деятельности. После собеседования начальник комплектуемого подразделения разъясняет кандидату условия отбора, предупреждает его о необходимости прохождения медицинского освидетельствования, предъявления кадровому сотруднику характеристики с предыдущего места работы. После получения достаточных оснований считать, что изучаемое лицо может быть рассмотрено в качестве кандидата, оформляется письменного заявления кандидата с просьбой рассмотреть его в качестве кандидата на службу в таможню. Далее все собранные документы вместе с заявлением направляются кадровому сотруднику, занимающемуся оформлением документов по поступлению и выбытию работников. Кадровый сотрудник проводит беседу с кандидатом с целью оформления документов (анкеты и биографии), затем направляет кандидата к психологу, который подготавливает заключение и рекомендации по результатам психологического обследования и направляет их в течение трёх дней начальнику комплектуемого подразделения. Далее беседу с кандидатом проводит начальник отдела собственной безопасности, который направляет начальнику комплектуемого подразделения заключение с выводом о пригодности (непригодности) кандидата для работы в таможне. Затем кандидата направляют на медицинскую комиссию для определения годности его к службе по состоянию здоровья. Заместитель начальника пункта пропуска, курирующий данное подразделение, оценивает документы кандидата и проводит личную беседу с ним, затем результат отправляется на рассмотрение начальнику таможенного поста, который даёт поручение кадровому сотруднику о подготовке проекта приказа о приеме кандидата на службу и затем утверждает данный приказ.
Поиск кандидатов используется в двух вариантах:
- индивидуальный − по рекомендациям, через личные знакомства;
- массовый − по объявлениям.
И хотя первый вариант − более затруднителен, опыт показывает, что он используется в таможне гораздо чаще, так как на работу приглашается человек, о котором уже что-то известно. Но второй вариант имеет свое преимущество, поскольку предполагает выбор наиболее подходящего работника из нескольких кандидатов.
Таким образом, основной задачей в МАПП Чернышевское при найме персонала на работу является удовлетворение спроса на работников, как в качественном, так и в количественном отношении. Однако именно качество персонала является главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение организаций, независимо от их формы собственности.
Основная нагрузка в процессе подбора кадров лежит на начальнике комплектуемого подразделения. Именно ему как линейному менеджеру придется иметь дело с последствиями несоответствия уровня квалификации вновь принятого сотрудника официальным квалификационным требованиям по комплектуемой должности; именно непосредственному руководителю необходимо будет оценить результаты труда нового инспектора, решить вопросы его продвижения, перевода, отдыха и высвобождения.
Основная же задача кадровых структур как штатных сотрудников заключается в оформлении документации по приёму и выбытию персонала. Данные о вакансиях составляются начальниками отделений международного автомобильного пункта пропуска.
Психолог
участвует в процессе подбора
кадров. Кроме того, он осуществляет мероприятия
по психологической адаптации
сотрудников к условиям
таможенной службы. Для этого
в наличии у психолога специальный инструментарий
для выполнения задач по профессионально-
В отличие от традиционных способов изучения личности: наблюдений, бесед, изучения личных дел и так далее, − являющихся сколь ценными в плане получения сведений об изучаемых, столь трудоемкими и продолжительными по времени, специальные психодиагностические методы обладают очевидными преимуществами. Они позволяют:
Информация о работе Совершенствование системы управления персоналом