Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:18, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ системы управления персоналом МАПП «Чернышевское», разработка рекомендаций ее совершенствования.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
─ рассмотреть теоретический аспект эффективного управления персоналом;
─ проанализировать систему управления персоналом в МАПП «Чернышевское»;
─ разработать предложения по повышению эффективности системы управления персоналом исследуемого предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГНИЗАЦИИ……………………………………………………………………6
1.1 Концепция управления персоналом………………………………………....6
1.2 Сущность, значение и содержание системы управления персоналом организации…………………………………………………………………………...14
1.3 Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом…………………………………………………………………….…26
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МАПП «Чернышевское» ……………………………………………………………………..…..32
2.1 Организационно-правовая, социальная и экономическая характеристика объекта исследования…………………………………………………………....32
2.2 Организация системы управления, анализ преимуществ и недостатков. Оценка эффективности………………………………………………………….38
2.3 Анализ функционирования системы управления персоналом в МАПП «Чернышевское» ………………………………………………………………...49
3 РЕКОМЕНДАЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МАПП «Чернышевское»….59
3.1 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом……………………………………………………………………….59
3.2 Экономическая и социальная эффективность совершенствования системы управления персоналом…………………………………………………………70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….74
СПСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Лучшим таможенным постом (отделом) по итогам работы за квартал (полугодие, год) признается коллектив, личный состав которого имеет высокую профессиональную подготовку, показывает лучшие практические результаты деятельности и уровень дисциплины, проявляет разумную инициативу, настойчивость в устранении недостатков.
Коллективу поста или отдела, признанному лучшим, выдается диплом и денежная премия в размере 1/2 месячного фонда оплаты труда согласно штатному расписанию подразделения, которая распределяется решением общего собрания среди сотрудников этого подразделения.
Для сравнения результатов могут использоваться показатели, образующие основную деятельность таможни. Среди них:
- количество обслуженных участников внешнеэкономической деятельности, принятых и оформленных грузовых таможенных деклараций, досмотренных и пропущенных через границу товаров, транспортных средств, пассажиров;
- количество выявленных нарушений таможенных правил;
- количество и качество проводимых с сотрудниками подразделений занятий по специальной и боевой подготовке, контрольных и внезапных проверок несения службы, выполнения должностных обязанностей;
- количество и качество отчетов и аналитического материала, направленных в вышестоящие органы, уровень исполнительской дисциплины;
- степень самостоятельности в организации труда, обучения и воспитания сотрудников;
- соблюдение законности в работе, уровень морально-психологического климата.
Таким образом, в процессе выбора «лучших» используются научно разработанные критерии количества и качества труда, сравнимости результатов, участие в нем все сотрудников. Эта работа формирует соревновательный дух, стимулирует достижение высококачественных показателей в повседневной служебной деятельности и оптимизм. Подобные мероприятия требуют времени и затрат, но они оправданы, поскольку обеспечивают положительный настрой у сотрудников таможни: достичь передовых позиций, стать лучше.
В настоящее время у таможенной службы Российской Федерации есть для этого все возможности. Первейшая задача − научить каждого служащего работать по-новому, на конкретный результат, а главное − изменить имидж российского таможенника и таможенной службы, во главу оценки деятельности каждого сотрудника ставить уровень его профессионализма и культуры в работе и в общении с клиентами.
Сложившаяся на таможенном посту система управления кадрами не отвечает и концепции маркетинга персонала. Новые социально-экономические проблемы в наше время требуют и нового отношения к управлению персоналом организаций. И сегодня управление персоналом − это уже не просто вопросы организации труда, а экономический рычаг развития организации и повышения эффективности производства. У каждой организации должен быть свой выбор путей реформирования кадровых служб. Один из путей − объединение всех служб организации, связанных с формированием кадрового состава, с планированием и организацией труда, его оплатой и стимулированием. Эта новая служба (или объединение служб) должно иметь компьютерную технику. В ее составе, кроме инспекторов по кадрам и подготовке кадров, должны быть юристы, социологи, психологи, физиологи, работники по связям с прессой.
За основу можно взять отдел маркетинга персонала, на который возложена задача двоякого рода: во-первых, он служит совещательным и исполнительным органом в системе управления персоналом в организации, обеспечивает выработку научно обоснованных рекомендаций и методов решения проблем кадрового маркетинга; во-вторых, является связующим звеном в системе регионального маркетинга рабочей силы, участвует в исследованиях данной области деятельности, добивается учета их результатов при принятии решений.
Особое место в реформировании кадровых служб должно отводиться ее руководителю, который помимо высшего образования и специальной психолого-педагогической подготовки должен обладать опытом кадровой и руководящей работы, должен иметь развитые организаторские, коммуникационные и познавательные способности. Руководителю службы по управлению персоналом необходимо владеть техникой управления кадрами, методами оценки личностных, деловых качеств работников и результатов коллективной работы, вопросами практического применения основ законодательства в работе с кадрами, способами воздействия на коллектив, методами и техникой публичных выступлений, ведения переговоров при возникновении трудовых споров.
Совершенствованию работы с персоналом в МАПП «Чернышевское» способствует развитие психологической служб в пункте пропуска. Психология таможенного коллектива − это сложная совокупность внутриколлективных процессов и явлений, сторон его духовной жизни. Психология каждого таможенника и социально-психологические явления таможенного коллектива находятся в диалектическом единстве. Они взаимно влияют друг на друга.
Направлений в деятельности психологической службы в таможни очень много. Во-первых, это участие в работе по профессиональному отбору кандидатов на службу в таможню. Во-вторых, создание банка психологических данных сотрудников таможни, проведение индивидуально-психологической работы с лицами, имеющими признаки затрудненной адаптации. В-третьих, оказание помощи руководящему составу и подразделениям таможни в создании здорового морально-психологического климата. В-четвертых, проведение психологического консультирования и оказание психологической помощи сотрудникам таможни и членам их семей.
Очень полезной и результативной может оказаться работа психолога с резервом кадров на выдвижение. Возможности здесь следующие:
- проведение психологической диагностики на предмет возможности зачисления кандидата в резерв;
- осуществление психологического консультирования резервиста по результатам его психологического обследования;
- оказание помощи резервисту в составлении индивидуального плана его подготовки к новой должности.
Кроме того, психолог с помощью средств психодиагностики может осуществлять контроль за профессиональным развитием личности сотрудника таможни и участвовать в оценке кадров на аттестации.
Но реакция сотрудников таможни на появление психолога весьма неоднозначна. Многие решили, что психолог вводится в таможенный орган для проведения «чистки» среди личного состава и «обслуживания» только руководителей и начальников. У некоторых служащих наблюдается патологическая боязнь психологического обследования. Основная причина их тревоги заключается в том, что полученная психологом информация станет достоянием широкой огласки. Но конкретно и четко определен круг лиц, имеющих доступ к информации, порядок ее использования, ответственность лиц, допустивших разглашение психологической информации.
Некоторые
сотрудники в ходе индивидуально-психологического
обследования не оставляют попыток выглядеть
в благоприятном свете, создать слишком
благоприятный образ себя. Ложные ответы
в анкетах и опросниках ни к чему
не приводят. В результате достоверность
тестов и методик составляет 60-70%.
Сложно вести психокоррекционную
работу в таких условиях.
Оценка
эффективности проекта
Социальная эффективность проектов проявляется в возможности достижения позитивных, а также избежания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации.
К числу позитивных можно отнести следующие изменения:
─ обеспечение персоналу надлежащего жизненного уровня (благоприятные условия труда, достойная заработная плата, необходимые социальные услуги);
─ реализация и развитие индивидуальных способностей работников;
─ определенная
степень свободы и
─ благоприятный
социально-психологический
К
числу предотвращенных
─ ущерб, наносимый здоровью персонала неблагоприятными условиями труда (профессиональные заболевания, несчастные случаи на работе и прочее);
─ ущерб, наносимый личности (интеллектуальные и физические перегрузки и недогрузки, стрессовые ситуации и так далее). Позитивные социальные последствия проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом могут формироваться (и должны оцениваться) и за пределами организации (формирование благоприятного имиджа организации, создание новых рабочих мест и обеспечение стабильной занятости в регионе, обеспечение безопасности продукции для пользователей и природы и так далее).
Следует обратить внимание на принципиальную взаимосвязь экономической и социальной эффективности совершенствования системы и технологии управления персоналом, которая объясняется следующим: с одной стороны, социальную эффективность в виде стимулов для персонала можно обеспечить только тогда, когда существование организации является надежным, и она получает прибыль, позволяющую предоставить эти стимулы; с другой стороны, экономической эффективности можно добиться только в том случае, если сотрудники предоставят в распоряжение организации свою рабочую силу, что они обычно бывают, готовы сделать только при наличии определенного уровня социальной эффективности.
При комплексной оценке экономической и социальной эффективности программ совершенствования системы и процессов управления персоналом возможны следующие подходы:
─
экономическая эффективность
─ рассчитывается интегральный обобщающий показатель экономической и социальной эффективности, но ввиду частой качественной несопоставимости целей такой расчет носит условный характер;
─ вначале варианты решений разрабатываются и рассматриваются с позиций социальных целей независимо от экономических, а далее среди отобранных социально эффективных вариантов определяется экономически эффективный.
Экономическая эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Экономическая эффективность может рассчитываться для проекта в целом.
При
оценке экономической эффективности
совершенствования системы найма персонала
используется таблица 6, содержащая состав
затрат на организацию и содержание квалифицированной
службы управления персоналом в МАПП «Чернышевское».
Таблица 6 Состав затрат содержание менеджера по персоналу и расходы на оборудование его рабочего места
№ п.п. | Содержание записи | Сумма, руб. |
Дополнительные компьютерные установки (1*12000 руб.) | 12000 | |
Принтер (1*4700 руб.) | 4700 | |
Телефонный аппарат (1*400 руб.) | 400 | |
Расходные материалы | 900 | |
Заработная
плата с начислениями за год
8000*12*1= 96000руб. 96000*26%=24960 руб. |
120960 | |
Итого ожидаемых затрат | 138960 | |
Ожидаемое ↑
сборов, кот. обеспечит более производит.
и качествен. кадровый состав набранный
Квалифиц. Менеджером по персоналу на 1% |
14544392 | |
Ожидаемые расходы | 11635127 | |
Ожидаемые налоги | 2872944 | |
Единовременные затраты на организацию должности менеджера по управлению персоналом | 18000 |
Информация о работе Совершенствование системы управления персоналом