Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:18, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ системы управления персоналом МАПП «Чернышевское», разработка рекомендаций ее совершенствования.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
─ рассмотреть теоретический аспект эффективного управления персоналом;
─ проанализировать систему управления персоналом в МАПП «Чернышевское»;
─ разработать предложения по повышению эффективности системы управления персоналом исследуемого предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГНИЗАЦИИ……………………………………………………………………6
1.1 Концепция управления персоналом………………………………………....6
1.2 Сущность, значение и содержание системы управления персоналом организации…………………………………………………………………………...14
1.3 Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом…………………………………………………………………….…26
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МАПП «Чернышевское» ……………………………………………………………………..…..32
2.1 Организационно-правовая, социальная и экономическая характеристика объекта исследования…………………………………………………………....32
2.2 Организация системы управления, анализ преимуществ и недостатков. Оценка эффективности………………………………………………………….38
2.3 Анализ функционирования системы управления персоналом в МАПП «Чернышевское» ………………………………………………………………...49
3 РЕКОМЕНДАЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МАПП «Чернышевское»….59
3.1 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом……………………………………………………………………….59
3.2 Экономическая и социальная эффективность совершенствования системы управления персоналом…………………………………………………………70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….74
СПСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Начальник таможенного поста имеет у себя в подчинении первого заместителя и двух заместителей. Первый заместитель начальника таможенного поста осуществляет контроль исполнения в структурных подразделениях требований нормативных ФТС России, Северо-Западного таможенного управления, таможни. Организует подготовку решений начальника таможни по поступающим служебным документам и обращениям организаций и граждан и обеспечивает оперативное доведение принятых им решений до структурных подразделений поста; организует и по поручению начальника поста лично осуществляет оперативный контроль за выполнением структурными подразделениями поста решений ФТС России, Северо-Западного таможенного управления, начальника поста. Осуществляет контроль за подготовкой и исполнением решений коллегий ФТС России и Северо-Западного таможенного управления. Организует и контролирует проведение проверок структурных подразделений поста.
Первому заместителю начальника поста подчиняется главный инспектор, осуществляющий контроль за деятельностью старшего и ведущего инспекторов.
Заместитель начальника поста осуществляет руководство работой по обеспечению полноты начисления и взимания таможенных платежей в федеральный бюджет, валютному контролю, выполнению требований таможенного законодательства в части контроля за применением мер нетарифного регулирования, определению страны происхождения и классификации товаров. Организует работу пункта пропуска с товарами, обращенными в федеральную собственность и работу по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях. Контролирует работу бухгалтерской службы, кадрового отдела и психологической службы.
Начальник
кадрового отдела осуществляет
контроль за проведением служебных
проверок, назначаемых решением начальника
поста или вышестоящего
таможенного органа, контролирует
и отвечает за соблюдение норм трудового
кодекса, иных нормативных документов,
регламентирующих порядок
прохождения таможенной службы, обеспечивает
своевременное замещение вакантных
должностей. Осуществляет контроль
за соблюдением служебной
и трудовой дисциплины, проводит
мероприятия, направленные
на улучшение воспитательно-
В обязанности начальника отдела собственной безопасности входит обеспечение безопасности таможенного дела путем выявления, предупреждения и пресечения использования технологий таможенного оформления и таможенного контроля, которые не соответствуют интересам экономической безопасности Российской Федерации и могут быть реализованы в корыстных и иных противоправных целях, контроль за обеспечением информационной безопасности на посту. В компетенцию отдела собственной безопасности входит оказание содействия:
а) кадровым подразделениям поста в проведении проверок сведений и документов, представленных гражданами при поступлении на государственную службу в таможенные органы;
б) структурным подразделениям поста, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, в организации проверки и допуска должностных лиц к участию в оперативно-розыскной деятельности, а также к материалам, полученным в результате ее осуществления;
в) начальнику поста в проведении служебных проверок по фактам совершенных должностными лицами поста правонарушений, относящихся к компетенции ОСБ.
Начальник психологической службы анализирует и обобщает информацию о морально-психологическом и социальном климате на посту, проводит анализ психологического состояния лиц, принимаемый на должности в структуру таможенных органов, организует воспитательно-профилактические мероприятия.
Все функции, выполняемые МАПП и его сотрудниками, связаны с экономическими интересами Российской Федерации. Таможенные органы и МАПП в том числе:
- применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
- взимают таможенные пошлины, налоги и другие таможенные платежи;
- участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ;
- обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
- ведут борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, которое относится к товарам, перемещаемым через таможенную границу, пресекают незаконный оборот наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом;
- создают условия для ускорения товарооборота через таможенную границу;
- ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику. Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
- содействуют развитию внешнеэкономических связей;
- осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов государства материалов;
- осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;
- проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела;
- осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Практически все должностные лица МАПП на том или ином этапе своей деятельности встречаются с нарушениями таможенных правил и вступают в межличностное общение, как с участниками внешнеэкономической деятельности, так и друг с другом. В этом как раз и проявляется принцип «специализация + универсализация» и особенности профессионализма и компетентности таможенных служащих, о которых упоминалось выше. С одной стороны, к должностному лицу таможни предъявляется требование быть непревзойденным специалистом в узкой сфере своей деятельности, обусловленной подразделением, в котором он служит. С другой стороны, в непредвиденной ситуации инспектор таможни обязан проявить способность представить в своем лице таможенный орган, то есть одну из ветвей исполнительной власти, не зависимо от того, должность какого уровня он занимает.
Определяет оптимальные условия трудовой деятельности, время, функции и интенсивность работы, защищает интересы обеих сторон Трудовой контракт, заключаемый между работодателем и наемным работником, а также существующее законодательство.
Сравним
данные по пополнению кадров МАПП Чернышевское
в 2008 и 2009 годах и проанализируем
их (таблица 1).
Таблица 1 Динамика пополнения кадров МАПП Чернышевское в 2008 и 2009 гг
№
п/п |
Показатели | Количество принятых | |||
2008 г. | 2009 г. | ||||
Чел. | В % от общего кол-ва принятых в этом году | Чел. | В % от общего кол-ва принятых в этом году | ||
Всего | 95 | 41 | |||
1 | Образование:
а) высшее б) среднее специальное в) среднее общее |
62
15 18 |
62,5
15,8 19,0 |
36
3 2 |
87,8
7,3 4,9 |
2 | Возраст:
а) до 30 лет б) от 30 до 40 лет в) старше 40 лет |
50
38 7 |
52,6
40,0 7,4 |
30
11 0 |
73,2
26,8 - |
3 | Специфика образования:
а) экономист б) юрист |
15
5 |
15,8
5,3 |
5
2 |
12,2
4,8 |
Анализируя данные таблицы 1, можно сказать, что в 2009 году производился более тщательный отбор кандидатов − с высшим образованием принято на 22,6% больше, чем в 2008 году. В 2009 году у руководства таможни и кадровых служб было для этого больше времени, и была возможность выбирать. Кроме того, можно отметить значительное омоложение персонала таможни: количество вновь принятых сотрудников в возрасте до 30 лет увеличилось на 20,6%, а в возрасте от 30 до 40 лет − сократилось на 13,2%; что же касается сотрудников в возрасте старше 40 лет, то в 2009 году их в таможню не принимали.
Данные
по принятым экономистам и юристам
оставляют желать лучшего.
В 2009 году количество принятых
сотрудников с экономическим и юридическим
образованием даже снизилось:
по принятым экономистам − на 3,6 пункта,
по принятым юристам − на 0,5 пункта.
Проблема, связанная с принятием на
службу в таможню лиц с экономическим
и юридическим образованием.
Таблица 2 Динамика качественного состава персонала МАПП Чернышевское в 2008 -2009 гг.
№ п/п | Показатели | Списочная численность | |||
2008 г. | 2009 г. | ||||
Чел. | В % от общего кол-ва принятых в этом году | Чел. | В % от общего кол-ва принятых в этом году | ||
Всего | 412 | 428 | |||
1 | Образование:
а) высшее б) среднее специальное в) среднее общее |
201 11 107 |
48,8 2,7 25,9 |
220 11 110 |
51,4 2,6 25,7 |
2 | Возраст:
а) до 30 лет б) от 30 до 40 лет в) старше 40 лет |
189 198 25 |
45,9 48,1 6,0 |
191 185 52 |
44,6 43,2 12,2 |
3 | Специфика образования:
а) экономист б) юрист |
49 22 |
11,9 5,3 |
54 21 |
12,6 4,9 |
4 | Стаж работы
в таможенных органах:
а) до 1 года б) от 1 года до 2 лет в) от 2 до 5 лет г) свыше 5 лет |
117 133 162 0 |
28,4 32,3 39,3 - |
68 79 276 5 |
15,9 18,5 64,5 1,1 |
Информация о работе Совершенствование системы управления персоналом