Совершенствование системы управления коммерческими расходами в организациях торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 11:33, дипломная работа

Описание работы

Целью написания дипломного проекта является совершенствование системы управления коммерческими расходами в организациях торговли.

В соответствии с поставленной целью в дипломном проекте были определены и решены следующие задачи:

- проанализировать основные понятия и принципы организации учета расходов на продажу;

- описать методику анализа и планирования коммерческих расходов;

- осуществить подробный экономический анализ коммерческих расходов предприятия, проведена оценка влияния факторов на их изменение;

- предложить ряд мероприятий по оптимизации издержек обращения.

Работа содержит 1 файл

диплом1.docx

— 281.15 Кб (Скачать)

       Постоянные  издержки - затраты, сумма которых в данный период времени не зависит от объёма и структуры товарооборота.

       Остаточные  издержки - часть постоянных затрат, которые предприятие продолжает нести, несмотря на временную приостановку деятельности (аренда, коммунальные платежи, амортизация основных средств).

       Стартовые издержки часть постоянных затрат, которые возникают в связи  с возобновлением деятельности предприятия (оплата труда, реклама и т.д.). Полезные стартовые издержки - это часть  постоянных, связанных со скачкообразным изменением стоимости большинства  ресурсов. Бесполезные стартовые  издержки - часть постоянных расходов, которые предприятие может нести или не нести без существенного изменения в результатах своей деятельности.

       Переменные  издержки - затраты, общая величина которых в данный период времени непосредственно зависит от объёма и структуры товарооборота. [10]

       Пропорциональные  издержки - часть переменных затрат сумма которых изменяется пропорционально  объёму товарооборота.

       Дигрессивные  издержки - часть переменных затрат, которые изменяются относительно в  меньшей пропорции чем объём  товарооборота.

       Прогрессивные издержки - часть переменных затрат размер которых возрастает больше, чем объём товарооборота.

       Смешанные издержки - издержки, часть которых является постоянной, а часть переменной затратой (расходы на оплату труда).

       2) По способу отнесения на затраты издержки подразделяются на два вида: прямые и косвенные. [34]

       2.1 Прямые издержки - затраты которые находятся в прямой зависимости от объёма производства (реализации) или объёма времени затраченного на реализацию.

       Прямые  затраты включают в себя:

       - прямые затраты сырья и материалов - это затраты тех материалов которые включает в себя реализуемая продукция;

       - прямые затраты труда - это заработная плата штатных работников за фактически выполненную работу по реализации товаров;

       - прямые накладные расходы - это расходы, величина которых находится в прямой зависимости от объёма реализации, но являющихся дополнительными для процесса реализации товаров.

       2.2 Косвенные издержки включают в себя:

       - косвенные затраты материалов - это затраты побочных, но необходимых для реализации материалов;

       -  косвенные затраты труда - заработную плату подсобных работников, заработную плату работников занятых обслуживанием оборудования, время вынужденного простоя и стоимость сверх урочных работ;

       - косвенные накладные расходы - это побочные для процесса реализации не находящиеся в прямой зависимости от объёма реализации и прямых затрат рабочего времени.

       3) Для сравнения, рассмотрим классификацию затрат, которая используется в управленческом учёте зарубежных развитых странах.[14]

       - по экономическим элементам затрат;

       - по статьям себестоимости (статьи калькуляции издержек);

       - по отношению к технологическому (торговому) процессу - основные, накладные;

       - по составу (одноэлементные, комплексные);

       - по способу отнесения на себестоимость товара (издержкоёмкость) - прямые и косвенные;

       - по роли в торговом процессе - производственные, непроизводственные;

       - по возможности охвата планом - планируемые, непланируемые;

         В странах с рыночной экономикой принята классификация издержек обращения по видам затрат по такому критерию, как вид израсходованных ресурсов, необходимых для осуществления торговых процессов. [37]

       В соответствии с данными критериями все издержки обращения подразделяются на пять групп:

       - затраты на оплату труда (затраты на рабочую силу);

       - материальные затраты (затраты на основные фонды и материалы);

       - затраты на капитал (использование собственного и заёмного капитала);

       - затраты на услуги третьих фирм (на использование услуг третьих лиц);

       - затраты на налоги (отчисления обязательных налогов).

       В зарубежной практике применяют два  вида классификаций: естественную и  функциональную. В основу естественной классификации положена сущность издержек независимо от того, для осуществления  какой функции были произведены эти затраты. Функциональная классификация построена по принципу отнесения затрат на конкретные задачи, решаемые торговым предприятием.

       Сравнивая классификации затрат, применяемые  в отечественном и зарубежном учёте, можно выделить общие моменты  и различия. К общим моментам относятся  группировки затрат по экономическим  элементам, статьям калькуляции, по отношению к торгово-технологическому процессу. Отличительными чертами являются некоторая упрощенность и условность классификации, принятой за рубежом, отсутствие единой классификации затрат во всех отраслях деятельности. В отечественной  экономике недостаточно используется для управления затратами их деление  на постоянные и переменные.

       Рассмотренная в данной главе классификация  затрат позволяет предприятиям торговли постоянно осуществлять детальный  анализ издержек обращения, следить  за их динамикой, контролировать и управлять  изменениями затрат.

 

       1.3 Анализ и планирование коммерческих расходов

 

       Целью анализа издержек обращения является оценка их с позиции рациональности и выявление возможностей по их экономии в текущем и предстоящем периодах. Рациональным является такое использование  затрат, которое способствует улучшению  конечных результатов - непрерывному росту  объема продаж и увеличению прибыли. [36]

       Анализ  издержек обращения проводится по данным бухгалтерской и статистической отчетности, материалам текущего бухгалтерского учета, первичных документов, внеучетных источников информации и личных наблюдений. Бухгалтерский учет издержек обращения  в предприятии торговли организован на счете 44 «Издержки обращения» по номенклатуре статей в соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения от 20.04.95 N 1-550/32-2.

       Для достижения указанной цели торговым предприятиям необходимо:

       - определить величину издержек обращения предприятия в сумме и в процентах к объему продаж за отчетный период, в динамике, по сравнению с другими предприятиями (особенно конкурентами);

       - изучить расходы по отдельным статьям в сумме и в процентах к объему продаж, установить их долю (оценить структуру) в совокупных издержках обращения за отчетный период и тенденции изменения этой доли в динамике;

       - исследовать влияние основных факторов на изменения издержек обращения отчетного периода в динамике и оценить воздействие затрат на конечные результаты.

       По  ходу практического решения этих задач предприятия должны выполнить  анализ:

       - суммы и уровня издержек обращения по общему объему и отдельным статьям;

       - размера изменения уровня издержек обращения по общему объему и отдельным статьям в динамике;

       - темпов изменения (снижение или повышения) уровня расходов, определяемого путем отношений размера изменения к уровню базисного периода;

       - суммы экономии или перерасхода, которая определяется путем умножения размера изменения (в процентах к объему продаж) издержек обращения отчетного периода по сравнению с базисным иди с плановыми показателями на величину объема продаж отчетного периода;

       - доли издержек обращения в доходах торгового предприятия;

       -данных об эффективности текущих затрат, исчисляемых как отношение объема продаж к издержкам обращения и как отношение прибыли к расходам на продажу (рентабельность текущих затрат) за отчетный период, в динамике и по сравнению с другими предприятиями, аналогично определить величину издержек обращения предприятия в сумме и в процентах к объему продаж за отчетный период, в динамике, по сравнению с другими предприятиями (особенно конкурентами) и с показателями издержек обращения по торговле в регионе и в целом по отрасли;

       - изучить расходы по отдельным статьям в сумме и в процентах к объему продаж, установить их долю (оценить структуру) в совокупных издержках обращения за отчетный период и тенденции изменения этой доли в динамике;

       - исследовать влияние основных факторов на изменения издержек обращения отчетного периода в динамике и оценить воздействие затрат на конечные результаты;

       - выявить резервы экономии по отдельным статьям расходов и определить меры по их использованию в текущей деятельности и предстоящем периоде.

       Одновременно  нужно учитывать, что все затраты  делятся на три группы, связанные  с определенными ресурсами. [33]

       Первая  группа в зависимости от использования (финансовых) оборотных средств и условий хозяйственной деятельности содержит: транспортные расходы; расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров; расходы на рекламу; затраты по оплате процентов за пользование займами; потери товаров и технологические отходы; расходы по таре и примерно 1/3 прочих расходов.

       Вторая  группа затрат включает статьи, взаимосвязанные с основными фондами: расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; амортизация основных средств; расходы на ремонт основных средств; износ спецодежды, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и 1/3 прочих расходов.

       Третья  группа издержек обращения складывается в зависимости от использования  рабочей силы: расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды  и 1/3 прочих расходов. В процессе анализа  расходов по указанным группам необходимо определить, насколько умело предприятие  обеспечивает экономию ресурсов и максимизирует  отдачу от них.

       Из  всего перечня статей наибольший удельный вес (во многих торговых предприятиях) занимают три статьи: расходы на оплату труда, расходы на аренду и  содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового  автотранспорта и прочие расходы, которые  составляют около или более 80% от их общей величины, т.е. занимают большую  долю. Поэтому изменение величины этих расходов даже на 1% может привести как к значительному увеличению прибыли, так и к существенному  ее снижению.

       Нельзя  получить существенную экономию по статье расходов, составляющей 1% от ее общей  величины предприятия.

       В ходе анализа выявляют факторы, закономерности и тенденции, повлиявшие на изменение  издержек обращения в базисном периоде, и определяют их возможное влияние  в планируемом году, выявляют непроизводительные расходы и потери, изыскивают резервы  экономии расходов для их использования в планируемом году.

       Для более полной характеристики издержек обращения в предприятии торговли используют следующие показатели. [12]

       1) Показатель уровня издержек обращения, с помощью которого затраты соизмеряются с результатом деятельности предприятий (формула 1)

                       

                                   Уио =

                                                                     (1) 

       где Уио - уровень издержек обращения, %;

       ∑ИО - сумма издержек обращения, тыс. руб.;

       Т - объём товарооборота, тыс. руб.

Информация о работе Совершенствование системы управления коммерческими расходами в организациях торговли