Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:05, курсовая работа
В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара. Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать. Ведь все тоже самое может быть и у конкурентов. И тогда остается
последнее, человеческие ресурсы. Способность человека к рационализации и
творчеству может проявиться в оптимизации издержек производства,
нестандартного подхода к решению проблем, в кардинальной мере изменить
приложение труда и построить новые схемы функционирования предприятия, это всвою очередь и определяет уникальность человеческого фактора.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала 4
1.1. Теории мотивации.4
1.2. Виды мотивации. 8
2. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА НА РЫНКЕ ТРУДА. 10
2.1 Роль мотивации и стимулирования на рынке труда. 10
2.2 Рынок труда и субекты рынка труда. 15
3. МОТИВАЦИЯ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ персоналом 24
3.1 Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы. 24
3.2 Стадии процесса мотивации. 26
3.3 Проблемы мотивации труда на российских предприятиях. 34
4. СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ. 37
4.1. Понятие и сущность системы стимулирования. 37
4.2. Виды стимулирования. 43
4.3. Формы стимулирования. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 57
эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации
человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности
деятельности людей является их мотивация.
Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования».
Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя
или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и
индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том
обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличие от
управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент
согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет
трудовое поведение объектом управления и, в конечном итоге, определенный
результат
трудовой деятельности. Дуглас Макгрегор
проанализировал деятельность исполнителя
на рабочем месте и выявил, что управляющий
может контролировать следующие параметры,
определяющие действия исполнителя:
Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере
влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас
Макгрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов, возможно, применить
два различных подхода к управлению, которые он назвал “Теория X” и “Теория
Y”. “Теория X” воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам. “Теория Y” соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.
Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности,
в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет
место комбинация различных стилей управления.
Теории Макгрегора были разработаны применительно к отдельно взятому человеку.
Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с развитием организации как системы открытого типа, а также была рассмотрена работа человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к
управлению, т.е. к необходимости учета всей совокупности производственных и
социальных проблем. Так Уильям Оучи предложил свое понимание этого вопроса, получившее название “Теория Z” и “Теория A”, чему в большой степени способствовали отличия в управлении, соответственно, в японской и американской экономиках. Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб человеческому фактору. Поэтому “Теория Z” базировалась на принципах доверия, пожизненного найма (как внимание к человеку) и групповом методе принятия решений, что дает еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение.
В целом японский и американский подходы разнонаправлены.
Однако можно видеть, что управление развивалось большей частью в сторону
идей, заложенных в “Теории Y”, демократического стиля управления.
Таким образом, с определенными допущениями “Теорию Z” можно назвать развитой и усовершенствованной “Теорией Y”, адаптированной, прежде всего, под Японию.
”Теория
A” в большей степени
3.2
Стадии процесса мотивации
Рассмотренные выше стратегические теории управления человеческими ресурсами
каждая фирма адаптирует под специфические особенности своего
функционирования. От успешности решения этого вопроса зависит, будут ли
подчиненные стремиться
работать хорошо или же просто отбывать
присутственные часы. Согласно “Теории
Y” любой сотрудник, приходя на новое место
работы, хотел бы проявить себя, и заинтересован
в своей новой деятельности. Кроме того,
руководство заинтересованно в том, чтобы
сотрудники творчески и с воодушевлением
относились к своим обязанностям. Однако
в силу ряда факторов у работника может
наступить разочарование в своей деятельности.
Это, как правило, бывает вызвано следующими причинами:
подчиненного;
Эти факторы вызывают у рядового работника чувство приниженности. Подрываются
чувство гордости, уверенности в себе, в стабильности своего служебного
положения и
возможности дальнейшего
Процесс потери интереса к труду можно рассмотреть как состоящий из шести
стадий (Рис.2.1).
Рис.2.1 Стадии потери
интереса работника
к труду.
При растерянности замечаются симптомы стрессового состояния, которое
начинает испытывать новый работник. Работник перестает понимать, что ему нужно делать и почему работа у него не ладится. Он задает себе вопрос о том связано ли это с ним самим, с начальником или с работой.
Нервные усилия работника пока не сказываются на производительности. Он легко контактирует с сослуживцами, а иногда даже пытается справиться с трудностями за счет более интенсивной работы, что в свою очередь может только усилить стресс.
Разноречивые указания руководителя, неопределенность ситуации вскоре вызывают раздражение работника, связанное с ощущением собственного бессилия.
Поведение работника
приобретает демонстративные
недовольство в сочетании с повышенной производительностью. Тут он преследует две цели - зарекомендовать себя с лучшей стороны, а так же подчеркнуть на своем фоне бездеятельность руководства.
На третьей стадии подчиненный перестает сомневаться в том, кто виноват в
возникших у него трудностях. Теперь он надеется на промах начальника, после
которого можно аргументировано доказать правильность своей точки зрения. Это
выражается в
утаивании служебной
Производительность и качество труда остаются в норме.
На стадии разочарования восстановить подорванный интерес к работе
гораздо труднее. Производительность труда снижается до минимально допустимой.
Но на этой стадии работник еще не потерял последней надежды. Его поведение
напоминает маленького ребенка, он полагает, что если будет “вести себя плохо”,
начальник обратит на него внимание. В этот период страдают такие чувства
работника, как уверенность в уважении со стороны подчиненных, сознание своего авторитета, привычка к хорошему отношению со стороны других сотрудников.
Симптомом стадии потери готовности к сотрудничеству является
подчеркивание работником границы своих обязанностей, сужение их до минимума.
Некоторые начинают вызывающе пренебрегать работой, а то и вымещать дурное
расположение духа на коллегах, находя удовлетворение в унижении других. Суть
этой стадии - не борьба за сохранение интереса к работе, а попытка сохранить
самоуважение.
Окончательно разочаровавшись в своей работе (стадия 6), сотрудник перейдет на
другое место, либо будет относиться к работе как к каторге. Один такой
работник может сыграть в группе роль катализатора, привести к выплеску
скрытого чувства недовольства всего коллектива.
Получение нового места работы, а так же изменение привычных условий деятельности стимулирует работника, вызывает в нем желание проявить себя с лучшей стороны.
Не получив возможности почувствовать себя необходимым, самостоятельным
работником, которому доверяют и которого уважают, он разочаровывается в
своей работе.
Отвечая на этот вопрос «какой должна быть идеальная работа для подчиненных?»,
не следует стремиться к чрезмерной специфичности и оригинальности. Все равно
учесть различие во вкусах и личных мнениях каждого удается редко, поэтому
руководитель, как правило, стремится к повышению интегральной
производительности. Если руководитель будет учитывать приведенные ниже
факторы, у него есть шанс получить подтверждение максимального количества
своих подчиненных.
Итак, идеальная
работа должна:
выполнения, т.е. должна быть автономия (в установленных пределах);
эффективности его труда;
Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает