Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:05, курсовая работа
В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара. Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать. Ведь все тоже самое может быть и у конкурентов. И тогда остается
последнее, человеческие ресурсы. Способность человека к рационализации и
творчеству может проявиться в оптимизации издержек производства,
нестандартного подхода к решению проблем, в кардинальной мере изменить
приложение труда и построить новые схемы функционирования предприятия, это всвою очередь и определяет уникальность человеческого фактора.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала 4
1.1. Теории мотивации.4
1.2. Виды мотивации. 8
2. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА НА РЫНКЕ ТРУДА. 10
2.1 Роль мотивации и стимулирования на рынке труда. 10
2.2 Рынок труда и субекты рынка труда. 15
3. МОТИВАЦИЯ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ персоналом 24
3.1 Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы. 24
3.2 Стадии процесса мотивации. 26
3.3 Проблемы мотивации труда на российских предприятиях. 34
4. СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ. 37
4.1. Понятие и сущность системы стимулирования. 37
4.2. Виды стимулирования. 43
4.3. Формы стимулирования. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 57
В процессе саморегулирования рынка труда важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наемного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы, где она ниже.
Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму,
предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его
масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он
модернизирует производство, совершенствует организацию труда, следовательно с учетом повышенных требований усложняется система образования (т.е.
потенциальный рынок труда).
Доход фирмы является экономической основой ее инвестиционной активности. По размерам дохода можно смело судить о степени успеха предпринимателя. Падение доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается ее
банкротством
и выбрасыванием персонала
экономики дает немало тому примеров. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав. Специалисты отмечают, что при благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.
Из этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда. Цена труда побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т.п.
Цена труда также колеблется в зависимости от спроса и предложения труда на
рынке, как это отмечалось выше. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на
труд предприниматель предъявляет, когда найм работников дает ему прирост
доходов после
продажи произведенной
Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся
долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях
рыночной экономики. Не случайно прямые затраты частного бизнеса в США на все виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд. долл., а полные
частные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время
обучения достигли 100 млрд. долл.
Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) – массовая общественная
организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по
профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры. Но основная задача деятельности профсоюза – повышение заработной платы.
В связи с этим видный американский экономист П.Самуэльсон выделяет три
основные метода,
которыми пользуются профсоюзы для
достижения этой цели:
высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальном
рабочем дне, увеличением срока учёбы при подготовке к той или иной профессии;
точки равновесия;
Для анализа регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда уместно
обратиться к опыту США, где как ни в одной другой стране с развитой рыночной
экономикой сильно профсоюзное движение. Там профсоюзы сначала обратились к политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение
протекционистские таможенные тарифы. Профсоюз работников автомобилестроения выступали за принятие законов, по которым импортируемые в США автомобили должны состоять из определенного минимума деталей, произведенных в США.
Профсоюзы также пытались использовать законодательство для достижения такой своей стратегической цели, как увеличение издержек на другие ресурсы, которые являются потенциальными заменителями труда работников. Некоторые профсоюзы работников транспорта добились гарантии минимального размера экипажа. Такие условия не позволяют работодателям заменять труд работника на какое-либо техническое новшество.
В некоторых случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению, в котором реальная заработная плата возрастает в обмен на согласие профсоюза вносить определенные изменения в производственный процесс, которые могут привести к увеличению производительности труда. Если такое соглашение увязано с условиями увеличения производительности труда, то принято говорить,что такие переговоры являются переговорами о производительности. Более типичными являются такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у руководства фирм, когда могут вынудить его принять дополнительные издержки. Эти издержки обычно принимают форму так называемой работы по правилам или же забастовки.
Забастовка – это попытка отказать фирме в труде всех членов профсоюзов.
Часто успех подобного рода формы протеста зависит о целого ряда факторов,
как-то: прибыльности фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом свой рынок; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей
компенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих связанные с забастовкой.
Западные профсоюзы возникли как форма институционализации социальных
интересов наемных работников, их ведущая функция – улучшение рыночной
ситуации продажи
членами профсоюза своей
организации. Профсоюзы не только являлись проводниками воли правящего
субъекта, но и осуществляли обратную связь, выполняли защитную функцию,
снижая этим социальное напряжение.
В посткоммунистический период монолитность профсоюзов, универсальность форм их организации и содержания деятельности исчезли. Однако до сих пор
большинство профсоюзов являются частью системы менеджмента, выполняющей
жизненно важные для работников социальные функции.
Трудовой
договор, заключенный между
а также существующее законодательство выражают и защищают интересы обеих
сторон, определяя оптимальные производственные условия трудовой деятельности, время, функции и интенсивность работы.
Обе стороны
обычно бывают единодушны в необходимости
выполнения следующих основных условий
кадровой политики:
общеобразовательного соответствия технологии материального производства и
услуг;
работников предприятий и учреждений в течение рабочего дня и недели с
возможной универсализацией
с этой целью труда лиц
низкого уровня подготовки;
требованиям непрерывно развивающегося
производства.
С помощью коллективных договоров профсоюзы проводят свою политику в отношении
финансирования страховых фондов, размеров и длительности выплаты пособий по безработице и т. д., но редко выдвигают требования, которые могут подорвать
положение предприятия, корпорации, отрасли, и в конечном итоге, трудящихся.
Заключаемые между предприятиями и профсоюзами на одном из трех уровней -
национальном, отраслевом или фирменном - сроком на 1-2 года коллективные
договора являются весьма эффективной формой производственно - трудовых
отношений, обеспечивающих участие трудящихся в развитии экономики и
предотвращающих, как правило, возникновение трудовых конфликтов и стачечной борьбы.
Коллективные договора сегодня являются, как правило, результатом не столько
противоборства интересов, сколько их выявления и сглаживания различий между
ними в контексте общей заинтересованности в процветании фирмы, корпораций,
экономики в целом. За последнее десятилетие количество забастовок и локаутов
почти во всех западных странах значительно сократилось. В США с 1980 по 1989
г. их ежегодное число уменьшилось со 187 до 51, а численность бастовавших
упала со 795 тыс. до 452 тыс., соответственно в Японии с 1 139 до 498 и с
563 тыс. до 75 тыс., а в одной из самых «забастовочных» стран - Италии -
соответственно с 2238 до 1297 и с 13825 тыс. до 4452 тыс.человек.
И предприниматели,
и профсоюзы в своих
анализа ситуации, осуществляемого собственными, независимыми
исследовательскими центрами и организациями.
Самостоятельная и активная позиция трудящихся на рынке труда, достаточно
ясное понимание национальных проблем позволяют им выдвигать и поддерживать конструктивные экономические и социальные программы развития. Преобладают высокое самосознание и чувство национальной ответственности, заинтересованность не только в собственном благополучии, но и – вследствие понимания значимости стратегических предпосылок для него - стремление к благополучию и развитию предприятия, фирмы, региона, страны в целом.
3. Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом.
3.1
Стратегия управления
человеческими ресурсами
фирмы
Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск